Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2011 года
Дело N А60-26764/2011


[В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения бюджетного учреждения, об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка), отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н.Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В.Мякишевым, рассмотрел дело NА60-26764/2011 по заявлению Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" (ИНН 6602009869) к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" (ИНН 6658113484) о признании недействительным ненормативного правового акта.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Администрация Артемовского городского округа; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

При участии в судебном заседании

от заявителя: Сотников А.В., представитель по доверенности от 15.08.2011; Деев Г.Н., представитель по доверенности N 12/1 от 20.04.2011,

от заинтересованного лица: Кучерюк Е.Б., представитель по доверенности N 123 от 05.08.2011.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени им месте судебного заедания на сайте суда.

На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. От Департамента Лесного хозяйства Свердловской области посредством электронной подачи документов 23.12.2011 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом удовлетворено. К материалам дела приобщены по ходатайству заявителя дополнения к возражениям на отзывы заинтересованного лица и третьих лиц. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Свердловской области" от 22.06.11 N02/11-526 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка).

Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве указывает, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) N 02/11-526 вынесено правомерно, соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению такого решения, в связи с чем, является законным и обоснованным.

Третье лицо - Администрация Артемовского городского округа в своем письменном отзыве поддержало заявленные требования.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в своем письменном отзыве считает отказ Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" от 22.06.11 N02/11-526 правомерным.

Департамент лесного хозяйства Свердловской области в своем письменном отзыве также считает отказ правомерным.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Постановлением Главы Администрации Артемовского городского округа от 11.05.2011г. N 508-ПА утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Свердловская область, Артемовский район, в 1600 метрах по направлению на северо-запад от дома N 38 по ул. Трудовая в п. Буланаш, с разрешенным использованием - под строительство объекта специального назначения (полигон твердых бытовых отходов и скотомогильник); кадастровый квартал 66:02:1703018: категория земель - земли запаса.

На основании ст. 29, 35-38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" были выполнены кадастровые работы в отношении образуемого земельного участка площадью 78211 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, Артемовский район, в 1600 метрах по направлению на северо-запад от дома N 38 по ул. Трудовая в п. Буланаш, по результатам которых подготовлен межевой план от 24.05.2011г.

27.05.2011 Муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" обратилось в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" с заявлением о постановке вышеназванного земельного участка на кадастровый учет.

Решением от 22.06.2011 N 02/11-526 заинтересованным лицом отказано заявителю в постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствии с п. 6 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с п. 6 ч. 3. ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

Основанием для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет послужило нахождение испрашиваемого земельного участка на землях двух категорий: категория земель - земли запаса и категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Как следует из материалов дела 02.06.2011 Артемовским отделом ФГУ "ЗКП" по Свердловской области был сделан запрос в Артемовский отдел Управления Росреестра по Свердловской области с просьбой уточнить категорию земель в границах которой образуется земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Артемовский район, в 1600 метрах по направлению на северо-запад от дома N 38 по ул. Трудовая в п. Буланаш.

15.06.2011 в адрес ФГУ "ЗКП" по Свердловской области поступил ответ за исх. N 35-31/673 о том, что земельный участок находится на землях двух категорий: категория земель - земли запаса и категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, отказывая в постановке земельного участка на кадастровый учет, заинтересованное лицо указало на отсутствие согласования границ земельного участка с Территориальным Управлением Росимущества по Свердловской области.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен в ст. 39 Закона N 221-ФЗ.

Согласно ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч. 1, 2 ст. 40 Федерального закона N 221-ФЗ)

Как следует из материалов дела, земельный участок о государственном кадастровом учете которого заявлено, согласно плано-картографического материала, расположен в границах бывшего совхоза "Артемовский" (производственный сельскохозяйственный кооператив "Артемовский") на землях в основном покрытых лесом.

Согласно удостоверенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области копии описания лесных участок, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций по Артемовскому сельскому лесхозу (муниципальное образование - Артемовский городской округ), земли производственного сельскохозяйственного кооператива "Артемовский" на площади 4239 га включены в лесной участок площадью 54831 га на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.07.2008г. 66АГ N225875

Таким образом, земельный участок площадью 78211 кв.м. формируется за счет принадлежащего РФ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 66:02:0000000:491 (предыдущий номер 66-66-35/003/2008-328), что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 29.12.2010г. N 6602/202/10-2353.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).

Так, согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Приказом Росимущества от 01.02.2005 г. N 37 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, в соответствии с которым полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом на территории Свердловской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области.

Таким образом, поскольку полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом на территории Свердловской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, согласование границ земельного участка относится к его компетенции.

Вместе с тем, заявитель в материалы дела не представил документы, свидетельствующие об обращении к уполномоченному лицу.

При таких обстоятельствах, границы земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Артемовский район, в 1600 метрах по направлению на северо-запад от дома N 38 по ул. Трудовая в п. Буланаш, не согласованы заявителем со всеми смежными землепользователями, а именно, отсутствует согласование границ земельного участка с Территориальным Управлением Росимущества по Свердловской области.

Таким образом, Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" правомерно отказано заявителю в постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, в связи с чем, требования Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении заявленных Муниципальным учреждением Артемовского городского округа "Жилкомстрой" требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья П.Н.Киреев