Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 8 февраля 2012 года Дело N А60-47355/2011


[Решением суда исковые требования о взыскании с ответчика пени за просрочку исполнения обязательств по договору удовлетворить]
(Извлечение)


Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Н.Яговкиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н. М. Ипполитовой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-47355/2011

по иску открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980)

к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" филиал "Свердловская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

о взыскании 70 222 руб. 41 коп.,

при участии в судебном заседании

от истца: Томилина Л. А., представитель по доверенности от 11.10.2011г. N 66 АА 0730053,

от ответчика: Шерстобитова Н. В., представитель по доверенности от 26.10.2011г. N 88/11-НЮ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика 70 222 руб. 41 коп. пени, начисленной за период с 25.03.2011 г. по 10.04.2011 г. в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Истец заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 55 282 руб. 77 коп. в связи с необоснованным расчетом пени за нарушение срока доставки груза согласно оригиналам транспортных железнодорожных накладных N ЭФ 561445, ЭФ 561528, ЭФ 561562, ЭФ 561603 в нарушение п. 5.9 и 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 27.

Уменьшение размера исковых требований судом принято в силу ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск, представленном в предварительном судебном заседании, в котором указал, что истцом произведен неверный расчет пени за несвоевременную доставку вагонов, следовавших по железнодорожным накладным N ЭФ 561445, ЭФ 561528, ЭФ 561562, ЭФ 561603, а также просит суд применить ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, представил архив вагонов по железнодорожным накладным N ЭФ 561445, ЭФ 561528, ЭФ 561562, ЭФ 561603, тарифное руководство N 4 (в ред. от 28.11.2008г., с изм. от 09.12.2011г.). "Книга 2. "Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций" (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества), тарифное руководство N 4 (в ред. от 28.11.2008г., с изм. от 09.12.2011г.). "Книга 2 "Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций" (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества).

Указанные документы ответчика приобщены судом к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

В период с 25.03.2011 г. по 10.04.2011 г. ответчиком (перевозчиком) была допущена задержка доставки не принадлежащего перевозчику груза (порожние цистерны из-под серной кислоты).

В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В соответствии с п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

На основании положений статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 27 (п. 2, далее - Правила N 27) исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".

Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Согласно расчету, составленному истцом, размер пени за задержку доставки груза составил 70 222 руб. 41 коп.

18.04.2011 г. истцом в адрес ответчика были направлена претензия N 15-31/13 с требованием о возмещении затрат за просрочку доставки не принадлежащего перевозчику груза в сумме 70 222 руб. 41 коп.

Ответчик указанную претензию истца оставил без удовлетворения, доказательств уплаты истцу пени в заявленном размере в суд не представил.

При этом следует отметить, что истцом признан неправомерным произведенный им расчет пени за нарушение срока доставки груза согласно оригиналам транспортных железнодорожных накладных N ЭФ 561445, ЭФ 561528, ЭФ 561562, ЭФ 561603 в размере 14 939 руб. 64 коп. в нарушение п. 5.9 Правил N 27, согласно условиям которого сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы и п. 5.12 Правил N 27, согласно условиям которого сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 1 сутки - при перевозке опасных грузов, что послужило основанием для уменьшения размера исковых требований до 55 282 руб. 77 коп.

Таким образом, поскольку факт задержки доставки груза и размер пени подтверждаются материалами дела, претензионный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом соблюден, доказательств уплаты пени в добровольном порядке ответчиком не представлено, истец правомерно обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика 55 282 руб. 77 коп. пени за задержку доставки груза.

Ходатайство ответчика о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом рассмотрено и отклонено.

В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку ходатайство о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено ответчиком, он и должен представить доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.Арбитражный суд решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для применения указанной статьи.

Ответчик, заявив ходатайство о снижении размера неустойки, не представил никаких доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и не учел при этом тот факт, что учитывая количество дней просрочки, сумма пени не превышает суммы, равной плате за перевозку груза, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения этого ходатайства.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 211 руб. 31 коп. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Поскольку истец уменьшил размер исковых требований до 55 282 руб. 77 коп. и исковые требования удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина в сумме 597 руб. 59 коп., подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании пп.1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980) 55 282 руб. 77 коп. пени, а также 2 211 руб. 31 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.

3. Возвратить открытому акционерному обществу "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980) из федерального бюджета 597 руб. 59 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 16.11.2011г. N 009740.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Е.Н.Яговкина