Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2012 года Дело N А60-47466/2011


[Решением суда исковые требования о признании незаконным и отмене постановления ответчика о назначении административного наказания в виде штрафа, на основании ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, удовлетворить]
(Извлечение)


Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 31 января 2012 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н.Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.С. Мусиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Половинский элеватор" (ИНН 4517000759, ОГРН 1024501819231)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе

о признании незаконным постановления.

В судебном заседании участвовали:

от истца: Д.С. Упоров, представитель, доверенность от 17.01.2012 г., паспорт;

от ответчика: Л.А. Алеева, представитель, доверенность от 24.01.2012 г. N 62-12-09/дв, служебное удостоверение.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заявитель просит приобщить к материалам дела отзыв, копии материалов административного дела. Ходатайства судом удовлетворены, указанные документы приобщены судом к материалам дела.

Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе N 62-11-508/пн от 31.10.2011г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 550000 руб. на основании ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Оспаривая постановление, общество ссылается на его малозначительность и процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении и имеющие существенный характер.

Заинтересованное лицо требования не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:

На основании поручения руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе N 62-10-882-03/пч от 08.02.2011 г. должностными лицами РО ФСФР России в УрФО проведена камеральная проверка сведений о возможных нарушениях ОАО "Половинский элеватор" установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к раскрытию информации о деятельности организации, по результатам которой составлен акт от 23.06.2011г.

В ходе проверки установлено, что обществом нарушается порядок раскрытия информации в сети Интернет на странице: www.vrk.ru.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия 27.06.2011 г. руководителем РО ФСФР России в УрФО и направления обществу предписания о необходимости в тридцатидневный срок с момента его получения раскрыть на странице общества в сети Интернет: годовой отчет общества за 2007, 2008, 2009 г.г.; отчет об изменениях капитала (форма N 3) за 2010 г.; отчет о движении денежных средств (форма N 4) за 2010 г.; приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) за 2010 г.; пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 г.г.; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности общества за 2008, 2009, 2010 г.г.; устав общества; банковские реквизиты расчетного счета общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов. Кроме того, опубликовать в ленте новостей информационного агентства сообщения о раскрытии обществом на странице в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.; сообщения о раскрытии обществом на странице в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, списков аффилированных лиц общества, составленных на дату окончания 1,2,3,4 кварталов 2010 г. и 1 квартала 2011 г. Документы, подтверждающие исполнение данного предписания, представить в РО ФСФР России в УрФО.

Предписание направлено по месту нахождения общества и получено последним 07.07.2011 г., что подтверждается копией почтового уведомления N 62099439910233, однако в установленный срок (до 08.08.2011 г.) предписание в полном объеме не выполнено.

По состоянию на 08.09.2011 г. на странице в сети Интернет не раскрыты годовые отчеты за 2008 и 2009 г.г.; в ленте новостей информационного агентства, уполномоченного ФСФР России на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, не были опубликованы сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, списков аффилированных лиц общества, составленных на дату окончания 1,2,3,4 кварталов 2010 г. и 1 квартала 2011 г.

По факту неисполнения предписания в установленный срок заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, от 18.10.2011 г. N 62-11-690/пр-ап.

По результатам рассмотрения протокола, а также материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление N 62-11-508/ПН от 31.10.2011г. о привлечении ОАО "Половинский элеватор" к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 550000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, ОАО "Половинский элеватор" обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

По мнению суда, неисполненное в срок предписание вынесено РО ФСФР России в УрФО в пределах полномочий, предоставленных Федеральной службе по финансовым рынкам п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумах", п. 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317, п. 1.3.5 Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного приказом ФСФР от 13.11.2007 г. N 07-108/пз-н.

На основании п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н.

Как видно из материалов дела, заявитель, являясь открытым акционерным обществом, обязан в силу приведенных выше положений законодательства раскрывать необходимую информацию путем размещения ее на странице в сети Интернет.

В нарушение указанных норм ОАО "Половинский элеватор" нарушило установленный порядок раскрытия информации: на момент проверки необходимая информация на сайте, сведения о котором имелись в Региональном отделении, отсутствовала.

Таким образом, направленное обществу предписание РО ФСФР России в УрФО полностью соответствует вышеприведенным нормам законодательства.

ОАО "Половинский элеватор" законное предписание не исполнено, что свидетельствует о факте правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

По мнению суда, в ходе производства по делу об административном правонарушении заинтересованным лицом допущено существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в необеспечении соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, соблюден ли установленный законодательством порядок привлечения к ответственности.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Как видно из материалов дела, определением от 18.10.2011 г. по делу N 62-11-718/ап рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО "Половинский элеватор", назначено на 31.10.2011 г. Данное определением получено обществом 27.10.2011 г., что подтверждается копией почтового уведомления N 62099442145117. В этот же день, то есть 27.10.2011 г., исполняющим обязанности генерального директора Зуевой О.В. в адрес заинтересованного лица посредством факсимильной связи направлено письмо N 204, содержащее ходатайство об отложении рассмотрения дела. В обоснование ходатайства общество ссылалось на невозможность явки своего представителя в указанное в определении время и просило административный орган заранее сообщить законному представителю общества о принятом по ходатайству решении по телефону или посредством факсимильной связи.

Между тем, административным органом выносится определение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, датированное 27.10.2011 г., и в установленный срок (31.10.2011 г.) заместителем руководителя РО ФСФР России в УрФО рассматриваются материалы дела об административном правонарушении N 62-11-718/АП и выносится оспариваемое постановление.

О принятом по ходатайству определении, датированном, как отмечено выше, 27.10.2011 г., обществу по указанным в ходатайстве телефону или факсу отделение не сообщило, а копию определения направило по почте одновременно с оспариваемым постановлением, то есть 08.11.2011 г. Как видно из материалов дела, копия определения получена обществом одновременно с оспариваемым постановлением, то есть 14.11.2011 г.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Формально условия, предусматривающие возможность рассмотрения дела без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом соблюдены, то есть в момент рассмотрения дела у него имелись доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени рассмотрения, а поступившее ходатайство об отложении рассмотрения дела было отклонено.

Вместе с тем обращение общества с ходатайством не в установленную для рассмотрения дела дату, а заблаговременно, в день получения определения о назначении места и времени рассмотрения дела, содержащаяся в ходатайстве просьба оперативно известить общество о принятом по ходатайству решении свидетельствовали о намерении общества даже в случае отклонения ходатайства воспользоваться предоставленными ему ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ правами, например, представить письменные объяснения и дополнительные доказательства, направить на рассмотрение дела иного представителя общества. Не сообщив обществу о принятом решении ни 27.10.2011 г., ни 28.10.2011 г., административный орган лишил его возможности реализовать указанные права.

Делая вывод о допущенном административным органом нарушении прав привлекаемого к административной ответственности лица, суд учитывает и довод общества о том, что согласно полученным обществом из телефонного разговора со специалистом РО ФСФР сведениям ходатайство об отложении было разрешено положительно, а дело назначено к рассмотрению на 07.11.2011 г. в 14 часов. Косвенно этот довод подтверждается фактом явки в РО ФСФР в указанное время представителя общества Савицкого П.В., действующего на основании доверенности (копия пропуска на имя Савицкого П.В. имеется в материалах дела). Однако 07.11.2011 г. представителю общества было сообщено о принятом 27.10.2011 г. определении об отказе в удовлетворении ходатайства и вынесенном 31.10.2011 г. постановлении о привлечении к административной ответственности.

Поскольку заинтересованным лицом были допущены существенные нарушения правил привлечения к административной ответственности, приведшие к несоблюдению предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ правовых гарантий для лица, привлекаемого к ответственности, оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить.

Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.Заявленные открытым акционерным обществом "Половинский элеватор" требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе N 62-11-508/пн от 31.10.2011г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 550000 руб. на основании ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Г.Н.Подгорнова