Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 4 мая 2012 года Дело N А60-14205/2012


[В удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения принята 03 мая 2012 года

Полный текст решения изготовлен 04 мая 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В.Липиной,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Чемортан, рассмотрел дело NА60-14205/2012

по заявлению Государственного Учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426)

к Индивидуальному предпринимателю Березкиной Екатерине Владимировне (ИНН 667330228089, ОГРНИП 305667329000012)

о взыскании 1039 руб. 20 коп.,

Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. В судебное заседание представители не явились. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.

Управление (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Берёзкиной Екатерины Владимировны (далее - заинтересованное лицо) суммы 1039 руб. 20 коп., составляющей штраф за непредставление в установленные сроки сведений за 2010 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 16.03.2012 г. в порядке, установленном статьями 127, 133, 135, 184, 185 АПК РФ, арбитражным судом указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо - индивидуальный предприниматель Берёзкина Екатерина Владимировна в судебное заседание также не явилась.

Определением суда от 16.04.2012г. судебное разбирательство отложено в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения заинтересованного лица, а также затребованных судом документов.

В судебное заседание после отложения стороны явку не обеспечили, заявитель направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования поддержал. Заинтересованное лицо отзыв не представило.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Управлением в отношении индивидуального предпринимателя Берёзкиной Екатерины Владимировны проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании, в ходе которой выявлен факт непредставления заинтересованным лицом в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки от 07.06.2011г. N ССГ-3284, который направлен заинтересованному лицу заказным письмом. В названном акте управление уведомило предпринимателя о времени и месте рассмотрения акта проверки. Возражений на акт проверки заинтересованным лицом не представлено.

По результатам рассмотрения материалов проверки управлением принято решение от 28.07.2011 г. N ССГ-3284 о привлечении заинтересованного лица к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ) в виде взыскания финансовой санкции в размере 1039 руб. 20 коп.

Заинтересованному лицу направлено требование от 01.09.2011года N ССГ-3284 с предложением о добровольной уплате финансовой санкции. В связи с тем, что требование в указанный срок заинтересованным лицом не исполнено, управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

На основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии с абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 названного Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с п. 5 ст. 7 названного Федерального закона; при изменении сведений, предусмотренных подп. 2 - 5 п. 2 ст. 6 названного Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", вступившим в силу 01.01.2012, признаны утратившими силу п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).

Таким образом, обязанность по представлению, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета в отношении себя с 01.01.2012 устранена.

Соответственно, при отсутствии обязанности по представлению соответствующих сведений нет оснований и для привлечения к ответственности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 12.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, состоит в том числе, из Конституции Российской Федерации.

В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.

Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.

Согласно п. 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления и взыскания финансовых санкций в размере 1039 руб. 20 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья И.В.Липина