Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2012 года Дело N А60-14566/2012


[Исковые требования о привлечении к административной ответственности удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Будалиной рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Свердловской области

к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)

о привлечении к административной ответственности.

В заседании участвовали:

от заявителя: Шершень Д.В. - специалист-эксперт, доверенность N 7 от 11.01.2012г.;

от заинтересованного лица: Шарова О.А. - представитель, доверенность от 02.04.2012г.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Свердловской области просит привлечь ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Заинтересованное лицо представило отзыв, просит применить положение о малозначительности, ссылаясь на устранение допущенных нарушений.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

ФГУП "Почта России" имеет лицензию А 025271 N 25577 сроком действия до 11.04.2013 г.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области на основании обращения Логинова А.А. проведена проверка ФГУП "Почта России" по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи.

Проверкой установлено, что в нарушение п.п. 4, 14 условий лицензии А 025271 N 25577, абз. 3 п. 2, подп. "б" п. 12, п.п. 34, 48, 53 и подп. "б", "в" и "е" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, абз. 4 ст. 14, абз. 3 ст. 15, абз. 1 и 4 ст. 16, абз. 1 ст. 19, абз. 1 ст. 20 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", п.1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", подп. "в" и последнего абзаца п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, ФГУП "Почта России" не выполняются обязанности оператора почтовой связи по доставке (вручению) почтовых отправлений, не обеспечивается качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, а также предоставляемой оператором почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг. Правонарушение обнаружено 28.02.2012 г.

По факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области в отношении ФГУП "Почта России" в присутствии представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 121-Пр/4 от 11.03.2012 г., предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.

Поскольку, в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, протокол об административном правонарушении вместе с заявлением от 31.01.2012г. направлены заявителем в Арбитражный суд Свердловской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно абз. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются, в том числе, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

В соответствии с абз. 1 ст. 16 указанного Закона услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг (абз. 4 ст. 16 Закона N 176-ФЗ).

В соответствии с абз. 3 ст. 15 Закона N 176-ФЗ все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Согласно абз. 1 ст. 20 Закона N 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

Права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абз. 1 ст. 19 Закона N 176-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) оператор связи обязан, в том числе, оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Пунктом 1 статьи 29 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87.

Согласно п. 5 указанного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221 (далее - ПОУПС).

В силу подп. "б", "в", "е" п. 47 ПОУПС операторы почтовой связи обязаны:

- обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;

- обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;

- соблюдать тайну связи.

Согласно подп. "б" п. 12 ПОУПС в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ПОУПС под "законными представителями" понимаются лица, имеющие доверенность, оформленную в установленном порядке.

Вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность (п. 34 ПОУПС).

Информация об адресных данных пользователей услугами почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и выдаются только отправителям (адресатам) или их законным представителям (п. 48 ПОУПС).

В соответствии с абз. 2 ст. 16 Закона N 176-ФЗ, операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

В п. 4 ПОУПС предусмотрено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции при оказании универсальных услуг почтовой связи, а также нормативы ее обмена, перевозки и доставки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. "в" и последнему абзацу п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня; контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Пунктами 4, 14 указанной лицензии предусмотрено, что при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в отношении ФГУП "Почта России" проверки выявленные следующие нарушения:

1. оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" при оказании услуги по пересылке заказного письма N 14301746132882 нарушены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции на этапе пересылки от объекта приема почтового отправления "Одинцово 143009" до объекта доставки "Красноуфимск 623300". Письмо отправлено 20.01.2012, поступило в объект доставки 31.01.2012.

Срок пересылки фактически составил 11 дней (Одинцово - Москва - 3 дня, Москва-Екатеринбург - 4 дня, Екатеринбург-Красноуфимск - 4 дня), при контрольном сроке 9 дней (Одинцово - Москва - 2 дня - замедление на 1 день, Москва-Екатеринбург - 5 дней - ускорение на 1 день, Екатеринбург-Красноуфимск - 2 дня замедление на 2 дня);

2. в объекте почтовой связи "Красноуфимск 623300" Красноуфимского почтамта нарушается порядок вручения регистрируемых почтовых отправлений, а именно:

- заказное письмо N 14301746132882, адресованное: 623300, г. Красноуфимск, ул. Советская, д.63, кв. 25, Логинову А.А, вручено 01.02.2012 ненадлежащему лицу Никифоровой, которая не является адресатом и законным представителем Логинова А.А, так как не имеет доверенность, оформленную в установленном порядке;

На сети почтовой связи Красноуфимского почтамта УФПС Свердловской области в объекте почтовой связи "Красноуфимск 623300" на этапе вручения регистрируемого почтового отправления нарушена тайна связи и не обеспечена сохранность (созданы предпосылки к утрате) заказного письма N 14301746132882, так как данное почтовое отправление было вручено ненадлежащему лицу - Никифоровой, которая не является адресатом и законным представителем Логинова А.А., поскольку не имеет доверенность, оформленную в установленном порядке;

Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" в связи с нарушением контрольного срока пересылки заказного письма N 14301746132882 и в связи с не доставкой (не надлежащим вручением) вышеуказанного заказного письма не выполнены условия договора об оказании услуг почтовой связи.

Таким образом, поскольку ФГУП "Почта России" нарушены лицензионные требования, суд считает, что событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и является установленным.

Согласно ч. 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ФГУП "Почта России", установленная административным органом, выразилась в том, что у данного юридического лица, допустившего правонарушение, имелась возможность соблюдения условий лицензии, но им не приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании не был обеспечен.

При этом указанное лицо в установленном законом порядке не ограничивалось в исполнительной и распорядительной деятельности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях заинтересованного лица содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судом не установлено, срок привлечения не пропущен.

Оснований для применения положений о малозначительности суд не усматривает.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В силу пунктов 17, 18, 18.1 разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 02.06.2004 г. N 10 суд при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В данном случае правонарушение является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Кроме того, суд отмечает, что положения о малозначительности нельзя применить, поскольку имеются отягчающие ответственность обстоятельства, а именно повторное (в данном случае неоднократное) совершение однородного административного правонарушения, что не оспаривается заявителем.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

При этом согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.