Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 16 апреля 2012 года Дело N А60-1204/2012


[Исковые требования о взыскании с ответчика денежной платы, начисленной за пользование вагонами, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2012 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.А.Проскуряковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О.Билевич, рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) в лице филиала "Свердловская железная дорога"

к закрытому акционерному обществу "Кушвинский керамзитовый завод" (ИНН 6620002270 ОГРН 1026601300967)

о взыскании 30363 руб. 89 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Елисеева Е.В. представитель, доверенность N 60/10-ню от 20.08.2010 г.

от ответчика: Воробьева О.А. представитель, доверенность N 04-04/82 от 19.01.2010 г.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском взыскании с ответчика 30363 руб. 89 коп. платы, начисленной за пользование вагонами N 63582217, N 63779276, N 60412822, N 62478656, N 63538128, N 60304946, N 6412483, N 64542582, N 60215712 в период с 29.08.2011 г. по 01.09.2011 г.

Ответчик иск не признает, ссылаясь на то, что истцом не доказана вина ответчика в задержке вагонов, ссылается на неравномерную подачу перевозчиком вагонов и несвоевременную уборку вагонов.

Истец с возражениями ответчика не согласен, представил в материалы дела письменные возражения на доводы ответчика.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил:

Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (Перевозчик) и ЗАО "Кушвинский керамзитовый завод" (Владелец) подписан договор от 19.02.2007 г. N 5/41 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Кушвинский керамзитовый завод" с дополнительным соглашением от 27.10.2010 г.

В соответствии с п.п. 1, 2 названного выше договора производится подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Кушвинский керамзитовый завод", примыкающего к пути N 22 станции Гороблагодатская Свердловской железной дороги стрелкой N 92, обслуживаемого локомотивом Перевозчика. Граница железнодорожного пути необщего пользования отмечается знаком "Граница железнодорожного подъездного пути", установленным у предельного столбика стрелки N 92.

Пунктами 12, 13 договора от 19.02.2007 г. N 5/41 установлены технологические нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами на одновременно поданную партию из расчета:

на погрузку: керамзита навалом - 50 мин. на два вагона, керамзита в таре в крытом вагоне - 40 мин. и на открытом подвижном составе - 1 час. 09 мин.;

на выгрузку: торфа - 27 мин., прочих грузов - согласно приказу МПС от 10.11.2003 г. N 70.

Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется номерным способом.

В период с 29.08.2011 г. по 01.09.2011 г. на железнодорожных путях станции Гороблагодатская Свердловской железной дороги в адрес ответчика прибывали порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, для погрузки керамзита. Ответчик в указанный период задержал вагоны N 63582217, N 63779276, N 60412822, N 62478656, N 63538128, N 60304946, N 6412483, N 64542582, N 60215712. Причиной задержки вагонов, как указывает истец, явилась занятость фронта погрузки.

По факту задержки вагонов истцом на станции Гороблагодатская составлены акты общей формы NN 2/470, 2/471, 2/474, 2/472, 2/475, 2/473, 2/476.

В подтверждение факта нарушения технологических сроков оборота вагонов, истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика. По мнению истца, задержка вагонов на промежуточной станции произошла по вине ответчика.

По условию п/п "в" п. 15 договора от 19.02.2007 г. N 5/41 (в редакции дополнительного соглашения от 27.10.2010 г.) Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими Перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от Владельца, на путях общего пользования, в том числе промежуточных станций, по ставкам, установленным п. 12 Тарифного руководства N 2.

В связи с чем, истец начислил ответчику плату за пользование вагонами по ставкам, установленным п. 12 Тарифного руководства N 2, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, в общей сумме 30363 руб. 89 коп.

Истец направил ответчику претензию от 24.10.2011 г. N ТЦФТО/2136/3 с требованием об оплате указанной выше денежной суммы. Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения (ответ от 03.11.2011 г. исх. N 1507).

Исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абз. 3 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 34 Постановления от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").

Основаниями для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с положениями абз. 3 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации являются: задержка перевозчиком вагонов в пути следования; неприем вагонов станцией назначения; причина задержка зависит от владельца путей необщего пользования; задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее по тексту - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.

Так, согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования факт задержки вагонов на промежуточной станции в пути следования по причине неприема их станцией назначения подтверждается актом общей формы.

Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования также предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Таким образом, факт задержки приема вагонов на станции назначения, ожидающих подачи под погрузку/выгрузку на пути необщего пользования, также удостоверяется актом общей формы.

Из изложенного следует, что факт нарушения владельцем путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов на станции назначения в ожидании вагонов под погрузку/выгрузку на принадлежащих владельцу путях должен быть подтвержден соответствующим актом общей формы. Иными словами, названным актом общей формы удостоверяется вина владельца путей необщего пользования в задержке вагонов на станции назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Представленные в материалы дела акты общей формы NN 2/470, 2/471, 2/474, 2/472, 2/475, 2/473, 2/476 свидетельствуют о факте простоя вагонов на путях общего пользования станции Гороблагодатская в ожидании подачи на путь необщего пользования ввиду занятости фронта погрузки.

Факт отказа представителя ответчика Дзебановского А.В. от подписания вышеуказанных актов общей формы подтверждается представленными в дело актами общей формы NN 2/508, 2/509, 2/510.

На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности истцом факта задержки приема вагонов на станции Гороблагодатская вследствие нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов.

Расчет суммы платы за пользование вагонами судом проверен и признан обоснованным.

При названных обстоятельствах исковое требование о взыскании с ответчика 30363 руб. 89 коп. подлежит удовлетворению.

С учетом результата рассмотрения дела и в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 17, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Взыскать с закрытого акционерного общества "Кушвинский керамзитовый завод" (ИНН 6620002270 ОГРН 1026601300967) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) плату за пользование вагонами в сумме 30363 руб. 89 коп.

3. Взыскать с закрытого акционерного общества "Кушвинский керамзитовый завод" (ИНН 6620002270 ОГРН 1026601300967) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2000 руб. 00 коп.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья И.А.Проскурякова