АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2011 года Дело N А60-36486/2011
[В удовлетворении заявленных требований об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности отказать]
(Извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Л.Сергеевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Геновой Ю.В., рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Индивидуального предпринимателя Пусиковой Лидии Александровны
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице территориального отдела в г. Камышлов, Камышловском и Пышминском районах
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя: представитель не явился, извещен.
от заинтересованного лица: Горюшина О.С. - представитель по доверенности N 28/54 от 19.01.2011г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела документов, подтверждающих получение заявителем отзыва. Ходатайство судом удовлетворено.
Заявитель просит отменить постановление о назначении административного наказания N 268 от 09.09.2011г., вынесенное Главным государственным санитарным врачом по городу Камышловскому району и Пышминскому району, начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Камышлов, Камышловском районе и Пышминском районе.
По мнению заявителя, вывод ТО Роспотребнадзора об организации ею деятельности дошкольного учреждения (домашнего детского сада), на который распространяются требования СанПиН 2.4.1.2660-10, являются необоснованными, поскольку ею фактически оказывается содействие в организации времяпровождении детей, не связанное с образовательной деятельностью. Кроме того, заявитель ссылается на грубое нарушение порядка проведения внеплановой выездной проверки, которая не была согласована с органами прокуратуры, о ее проведении предприниматель не уведомлена, распоряжение о проведении проверки и акт проверки отсутствуют.
Управление доводы заявителя не признает, считает доказанным факт совершения правонарушения, пояснив, что обязательные требования СанПиН 2.4.1.2660-10 распространяются, в том числе, на деятельность по содержанию детей без применения образовательных программ.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
06.07.2011г. ТО Роспотребнадзора при обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: г. Камышлов, ул. Белинского, 12-2, установлена организация в этом помещении индивидуальным предпринимателем Пусиковой Л.А. "домашнего детского сада", в деятельности которого имеются нарушения требований санитарного-эпидемиологического законодательства.
По данному факту ТО Роспотребнадзора возбуждено дело о совершении территориальной администрацией административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП, при рассмотрении которого постановлением от 09.09.2011 N 268 предприниматель привлечена к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 2000 руб.
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ст. 28 данного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как следует из материалов дела, в частности, из протокола осмотра от 06.07.2011, объектом обследования специалистами Роспотребнадзора явилось отдельно стоящее одноэтажное деревянное здание на две половины с прилегающим земельным участком, расположенное по адресу: г. Камышлов, ул. Белинского, 12.
В одной половине дома располагается квартира Пусиковой Л.А., в другой - арендуемое ею помещение, предназначенное для нахождения детей, в том числе раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня и кухня. На момент проверки в помещении находилось 10 детей.
В ходе осмотра установлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 "Организации режима работы в дошкольных организациях", в том числе следующие нарушения:
- не осуществляется осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра не заносятся в "Журнал здоровья";
- для мытья столовой посуды отсутствует двухгнездная моечная ванна (посудомоечная машина отсутствует);
- весь кухонный инвентарь и кухонная посуда не имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов;
- столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, деревянные, а не цельнометаллические. Доски и ножи не промаркированы: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "CP" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "BP" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "гастрономия", "Сельдь", "X" - хлеб, "Зелень", Кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь не имеют маркировки;
- для ополаскивания посуды (в том числе столовой) отсутствуют гибкие шланги с душевой насадкой;
- нарушается требование к мытью посуды, а именно отсутствует двухсекционная ванна что делает невозможным соблюдать следующий режим: в первой секции - мытье щетками водой с температурой не ниже 40 °С с добавлением моющих средств; во второй секции - ополаскивают проточной горячей водой с температурой не ниже 65 °С с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола;
- при мытье посуды используется губчатый материал;
- пищевые продукты, не имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Отсутствует специальный журнал для записи поступающих пищевых продуктов. Допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов;
- при приготовлении блюд не соблюдается принцип "щадящего питания": для тепловой обработки применяется варка, запеканке, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, приготовление в конвектомате; при приготовлении блюд применяется жарка. Колбасные изделия (сосиски, вареные колбасы, сардельки) жарят;
- отсутствует специально отведенное место для обработки яиц перед использованием в любые блюда, а так же отсутствуют промаркированные ванны и (или) емкости. Нарушается порядок обработки яйца;
- допускается использование пищевых продуктов, а именно мясо и субпродукты замороженные, со сроком годности более 6 месяцев; мясо птицы замороженные, пищевых продуктов домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенных из дома и не имеющих документов, подтверждающих их качество и безопасность; первых и вторых блюд из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
- отсутствует примерное двухнедельное меню;
- не составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. На каждое блюдо отсутствуют технологические карты. Для детей разного возраста не соблюдаются объемы порций приготавливаемых блюд, детям разного возраста даются одинаковые порции;
- в питании детей не используются пищевые продукты, обогащенные микронутриентами, в том числе быстрорастворимые (инстантные) витаминизированные напитки. При этом не проводится количественная оценка содержания витаминов в суточном рационе питания. Не проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд;
- для обеспечения преемственности питания родителей не информируют об ассортименте питания ребенка, не вывешивается ежедневное меню.
- результаты контроля готовой пищи не регистрируются в специальном журнале
- суточные пробы готовой продукции не отбираются и не хранятся.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра Пусикова Лидия Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по предоставлению услуг по ведению домашнего хозяйства, наем рабочей силы и персонала, предоставление прочих услуг, а также предоставление социальных услуг с обеспечением проживания и без обеспечения проживания и дополнительное образование детей.
Согласно объяснению Пусиковой Л.А. при осмотре помещения она оказывает в этом помещении услуги няни, одновременно присматривая за 10 детьми, которых кормит, выводит на прогулки; каких-либо занятий с детьми не проводится, а с ними проводятся беседы, чтение, лепка, привитие им отдельных навыков и т.п. С родителями договоры не заключаются, квитанции об оплате на руки не выдаются, доход (выручка) от этой деятельности составляет 25000 руб. в месяц.
Поскольку содержание и уход за детьми является сутью предпринимательской деятельности Пусиковой Л.А. и видом оказываемых ею за плату услуг, к такой деятельности в полной мере относятся требования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о выполнении требований санитарного законодательства, в частности, статьи 28 данного Закона о том, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства, и что программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
Такие санитарные требования установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91.
Из пункта 1.1 этих СанПиН следует, что они направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
При этом в силу прямого указания п. 1.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 они распространяются как на дошкольные образовательные организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, так и на дошкольные организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг, различных видов, а также являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью (пункт 1.13).
В связи с этим довод Пусиковой Л.А. о том, что на ее деятельность по уходу и содержанию детей не распространяются санитарные нормы и правила, является несостоятельным.
Из протокола об административном правонарушении от 14.07.2011, а также из оспариваемого постановления следует, что основанием для возбуждении дела об административном правонарушении и привлечении Пусиковой Л.А. к административной ответственности явились нарушения ею требования СП. п. 2 ст. 33,п. 1,2 ст. 17, п. 1 ст. 28, Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, также нарушения п.п. 4.31., 14.2., 14.3., 14.6., 14.10., 14.14., 14.17., 15.1., 15.12., 15.13., 15.14., 15.23., 16.8., 16.13., 16.14., 16.16., 16.17., 16.18., 17.6., 20.3. СанПиН 2.4.1.2660-10, что выразилось в том, что кухонный инвентарь и посуда не имеют маркировку для сырых и готовых продуктов, разделочный инвентарь и посуда не соответствуют установленным требованиям, отсутствует двухсекционная ванна для мытья и ополаскивания посуды с применением шланга с душевой насадкой, пищевые продукты не имеют документы, подтверждающие их качество и безопасность, нарушается порядок обработки яиц, при приготовлении блюд не соблюдается принцип "щадящего питания" при приготовлении блюд применяется варка, отсутствует примерное меню на 2 недели отсутствует меню-требование установленного образца, не проводится круглосуточная искусственная С-витаминизация.
Данные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП.
Факт совершения предпринимателем Пусиковой Л.А. данного правонарушения установлен при непосредственном его обнаружении и подтвержден протоколом об административном правонарушении от 14.07.2011, от подписания которого она отказалась, а также другими материалами дела.
Поскольку в силу п. 1 ст. 28.1 КоАП непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, ссылка заявителя о нарушении ТО Роспотребнадзора положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора" не принимается, поскольку в силу прямого указания положения данного Закона не распространяются на отношения, возникающие при производстве по делу об административном правонарушении.
Заинтересованным лицом обоснованно предприниматель привлечена к административной ответственности, поскольку Пусикова Л.А. знала о необходимости соблюдать санитарные требования при осуществлении деятельности, однако не предприняла всех зависящих от нее действий для соблюдения санитарного законодательства. Совершенные ею нарушения создают угрозу жизни и здоровью детей, находящихся у нее на временном содержании, в чем проявляется значительная общественная опасность данного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление вынесено административным органом в рамах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции, установленной ст. 6.6 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья М.Л.Сергеева