Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 17 апреля 2009 года Дело N А60-2074/2009-С3


[Исковые требования о взыскании денежных средств и процентов удовлетворить частично]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2009 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи И.А.Проскуряковой при ведении протокола судебного заседания судьей И.А.Проскуряковой рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш"

к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога"

о взыскании 57313 руб. 67 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Светличный А.В. представитель, доверенность N132/08 от 25.11.2008 г.; Постушкин С.Д. представитель, доверенность N 069/09 от 01.01.2009 г.

от ответчика: Лагунова А.Г. представитель, доверенность от 19.12.2007 г.; Ахметшин П.Р. представитель, доверенность от 12.11.2008 г.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 57313 руб. 67 коп., в том числе 53000 руб. 00 коп. неосбоснованно списанного штрафа за простой вагонов, 2309 руб. 26 коп. стоимости услуг, оказанных по вине ответчика, 1933 руб. 03 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по основанию статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за необоснованное списание 53000 руб.00 коп. за период с 01.10.2008 г. по 12.01.2009 г., 71 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по основанию статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за необоснованное списание 2309 руб.26 коп. за период с 01.10.2008 г. по 12.01.2009 г. по действующей ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ, равной 13 процентов годовых.

Иск заявлен со ссылкой на нормы статей 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истцом заявлен отказ от исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1933 руб. 03 коп., начисленных за период с 01.10.2008 г. по 12.01.2009 г., и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 71 руб. 38 коп., начисленных за период с 01.10.2008 г. по 12.01.2009 г.

В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы сторон и других лиц.

Поскольку судом установлено, что данный отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы сторон и других лиц, заявление истца о частичном отказе от исковых требований принимается судом в порядке частей 2 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Производство по делу в указанной части подлежит прекращению применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик исковые требования полностью отклонил, указывая, что списание денежных средств произведено правомерно в рамках действующих договоров: договора на эксплуатацию пути необщего пользования от 25.02.2005 г. N 2/9/9928-0746/05; договора на оказание услуг по свободным (договорным) ценам от 01.01.2008 г. N 651/08. В связи с этим, полагает ответчик, нормы статей 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым отношениям не применяются.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил:

Как следует из материалов дела, между истцом (владелец) и ответчиком (перевозчик) подписан договор от 25.02.2005 г. N 2/9/9928-0746/05 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Уралэлектротяжмаш".

Согласно п. 1 договора перевозчиком осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Уралэлектротяжмаш", примыкающего к 24-му пути станции Аппаратная стрелочным переводом N 114, обслуживаемого локомотивом владельца.

В соответствии с подп. "а" и "в" п. 13 договора от 25.02.2005 г. N 2/9/9928-0746/05 владелец уплачивает перевозчику сбор за подачу, и уборку вагонов, маневровую работу, не совмещенную с подачей и уборкой вагонов, по ставкам Тарифного руководства, а также штраф за задержку принадлежащих перевозчику вагонов под погрузкой и выгрузкой более чем на 24 часа по истечении установленного договором технологического срока оборота вагонов в размере, предусмотренном статьями 99, 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Пунктом 9 названного выше договора установлен технологический срок оборота вагонов с одной грузовой и с двумя грузовыми операциями - 4 час. 30 мин.

В рамках заключенного договора истцом осуществлялась подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ответчика под погрузку, выгрузку на условиях пользования вагонами и их возврата перевозчику в порядке, предусмотренном договором.

В период с 10 по 11 июля 2008 г. ответчик нарушил срок оборота вагонов N 44582872 и N 43082601 более чем на 24 часа по истечении установленного договором технологического срока, о чем свидетельствует ведомость подачи/уборки вагонов N 075054.

В соответствии с п. 13 договора от 25.02.2005 г. N 2/9/9928-0746/05 и на основании статей 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечении установленного договором технологического срока оборота вагонов истец начислил ответчику штраф в сумме 53000 руб. 00 коп.

Указанная выше денежная сумма штрафа была снята ответчиком с лицевого счета истца в Свердловском ТехПД по накопительным ведомостям N 150810 и N 210811 и перечням железнодорожных документов N 245 от 15.08.2008 г. и N 252 от 21.08.2008 г. Кроме того, с лицевого счета истца ответчик списал 2309 руб. 26 коп., составляющих сбор за подачу, и уборку спорных вагонов, маневровую работу, не совмещенную с подачей и уборкой вагонов (счет-фактура N 0100022200000166/0000186670 от 15.08.2008 г.).

Истец полагает, что сумма штрафа списана с него необоснованно по тому основанию, что вагоны были задержаны на подъездных путях по вине перевозчика, поскольку уже в составе готового поезда 16.07.2008 г. в спорных вагонах были обнаружены повреждения упаковочных ящиков, о чем составлены акты общей формы N 664 и N 665. Также, по мнению истца, ответчик необоснованно списал сбор за маневровые работы, причиной выполнения которых послужила вина ответчика в несохранности груза. Истец считает, что спорная сумма является неосновательным обогащением ответчика, которое он обязан возвратить истцу.

В связи с чем, истец направил в адрес ответчика претензию от 24.09.2008 г. N 600/19-554 с требованием о возврате спорной денежной суммы. Данная претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что в соответствии с подп. "а" и "в" п. 13 договора от 25.02.2005 г. N 2/9/9928-0746/05 владелец обязан уплачивать перевозчику сбор за подачу, и уборку вагонов, маневровую работу, не совмещенную с подачей и уборкой вагонов, по ставкам Тарифного руководства, а также штраф за задержку принадлежащих перевозчику вагонов под погрузкой и выгрузкой более чем на 24 часа по истечении установленного договором технологического срока оборота вагонов в размере, предусмотренном статьями 99, 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов предусмотрена ответственность ветвевладельца железнодорожного подъездного пути в виде уплаты штрафа в размере 200 руб. за каждый час простоя вагонов.

Пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что в отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором.

Пунктом 10 договора предусмотрено, что время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочных путях до момента их возвращения обратно на выставочные пути.

В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Из изложенного следует, что временем осуществления грузовых операций на путях, принадлежащих ветвевладельцу, является время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, и начинается с момента передачи владельцу таких путей вагонов на выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути на основании памятки приемосдатчика.

В силу п. 25, 25.2 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, факт передачи вагонов с грузом от грузополучателя (грузоотправителя) перевозчику подтверждается подписями владельца железнодорожных путей необщего пользования и перевозчика в памятке приемосдатчика в графах "Вагон сдал", "Вагон принял".

Из находящейся в деле памятки приемосдатчика N 8272 видно, что вагон N 44582872 сдан на выставочные пути 10.07.2008 г. в 12 час. 00 мин. и принят 15.07.2008 г. в 22 час. 40 мин., вагон N 43082601 передан на выставочные пути 11.07.2008 г. в 03 час. 00 мин. и принят 15.07.2008 г. в 22 час. 40 мин.

Памятка приемосдатчика N 8272 подписана представителями обеих сторон без ссылок на какие-либо замечания относительно правильности составления документов.

Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

Имеющаяся в материалах дела ведомость подачи и уборки вагонов N 075054 составлена на основании памятки приемосдатчика, а сам факт задержки вагонов заявителем не опровергнут. Данная ведомость также содержит подписи представителей обеих сторон - перевозчика и владельца. Доказательств передачи вагонов перевозчику в пределах установленного договором технологического срока оборота вагонов суду ответчиком не представлено.

Из изложенного следует, что общее количество часов простоя вагона N 44582872 составило 131 час., в том числе 102 часа сверх установленного технологического срока оборота, вагона N 43082601 - 116 час., в том числе 87 часов сверх установленного технологического срока оборота, за которые должен быть начислен штраф.

Между тем размер списанного с истца штрафа перевозчиком завышен в виду того, что ответчиком неправильно определена дата сдачи вагонов - 17.07.2008 г. вместо указанной в памятке приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов даты - 15.07.2008 г.

С учетом положений статей 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагона N 44582872 должен быть начислен штраф в сумме 20400 руб. 00 коп. (102 часа х 200), за задержку вагона N 43082601 - 17400 руб. 00 коп. (87 час. х 200), всего 37800 руб. 00 коп.

Таким образом, 15200 руб. 00 коп. списано со счета истца необоснованно.

Необоснованно произведено ответчиком списание платы за пользование вагонами и маневровые работы в сумме 2309 руб. 26 коп. (по вагону N 44582872 - 29 час. и по вагону N 43082601 - 29 час.), поскольку обстоятельства, связанные с повреждением вагонов после принятия их к перевозке подтверждаются актами общей формы N 664 и N 665.

Учитывая, что ответственность перевозчика за сохранность принятого к перевозке груза установлена нормой статьи 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, и принимая во внимания обстоятельства и материалы настоящего дела, ответчик не вправе был списывать со счета истца 2309 руб. 26 коп. сбора за подачу, уборку вагонов и маневровую работу.

В этой связи необходимо указать, что неправомерно списанные ответчиком денежные суммы не являются его неосновательным обогащением, так как спорные отношения возникли их исполнения договора от 25.02.2005 г. N 2/9/9928-0746/05 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Уралэлектротяжмаш" и договора от 01.01.2005 г. N ДЦФТО-Э-1082/2005/9928-0385/05 об организации расчетов с предприятием через систему ТехПД. Поэтому нормы закона, регулирующие отношения, связанные с неосновательным обогащением, в данном случае применению не подлежат.

Вместе с тем судом установлен факт необоснованного списания ответчиком с лицевого счета истца 17509 руб. 26 коп., в том числе штрафа за задержку вагонов в сумме 15200 руб. 00 коп. и 2309 руб. 26 коп. платы за вагоны и маневровые работы.

При изложенных обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика 17509 руб. 26 коп. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению. В оставшейся части в иске надлежит отказать.

Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 683 руб. 56 коп. В связи с частичным отказом истца от исковых требований и в порядке подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу из доходов федерального бюджета следует возвратить государственную пошлину в сумме 60 руб. 13 коп.

Руководствуясь статьями 17, 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Исковые требования о взыскании 53000 руб. 00 коп. неосбоснованно списанного штрафа за простой вагонов и 2309 руб. 26 коп. платы за вагоны и маневровые работы удовлетворить частично.

2. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" в пользу открытого акционерного общества "Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш" 17509 руб. 26 коп., в том числе штрафа за задержку вагонов в сумме 15200 руб. 00 коп. и 2309 руб. 26 коп. платы за вагоны и маневровые работы.

3. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

4. Прекратить производство по делу в части исковых требований о взыскании 1933 руб. 03 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.10.2008 г. по 12.01.2009 г. и 71 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.10.2008 г. по 12.01.2009 г.

5. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" в пользу открытого акционерного общества "Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 683 руб. 56 коп.

6. Возвратить открытому акционерному обществу "Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш" из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 60 руб. 13 коп., уплаченную по платежному поручению N 107 от 19.01.2009 г. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.

7. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

8. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на Интернет - сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного апелляционного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья И.А.Проскурякова