Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 19 июня 2012 года Дело N А60-14059/2012


[Исковые требования о признании недействительным предписания удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 19 июня 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Кондрат рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа (ИНН 6629021969, ОГРН 1076629001910)

к межмуниципальному управлению внутренних дел по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "п. Уральский"

о признании недействительным предписания

От заявителя и заинтересованного лица поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Данные ходатайства удовлетворены и судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

От заявителя поступило ходатайство о восстановлении срока на обжалование ненормативного акта.

Учитывая наличие уважительных причин пропуска срока (ошибочное обращение заявителя с настоящим заявлением в суд общей юрисдикции), ходатайство судом удовлетворено, срок на обжалование восстановлен.

Отводов суду, иных ходатайств не заявлено.

Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа (МКУ "УГХ") просит признать недействительным предписание ОГИБДД межмуниципального управления внутренних дел по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "п. Уральский" от 14.02.2012 об устранении нарушений законодательства при содержании автомобильной дороги и выполнении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

По мнению заявителя, обжалуемое предписание составлено заинтересованным лицом с нарушением действующего законодательства, без акта выявленных недостатков в содержании автодороги, и в отсутствие свидетелей, кроме того, учреждение является лишь получателем бюджетных средств и проводит мероприятия по размещению муниципального заказа, связанного с содержанием муниципальных дорог, лишь в случае наличия бюджетного финансирования из средств местного бюджета.

Заявитель также указал, что выполнение предписания в указанный в нем срок - до 27.02.2012 невозможно, поскольку ремонтные работы по ликвидации выбоин и просадок на участке автодороги могут быть проведены с установлением температуры окружающей среды не ниже + 5 С.

В судебном заседании 04.06.2012 заявитель дополнительно пояснил, что спорая автомобильная дорога является бесхозяйной, что подтверждено выпиской из ЕГРП от 10.01.2012, в связи с чем обязанность по содержанию этой автодороги у учреждения отсутствует.

Заинтересованное лицо требования не признает, ссылаясь на то, что указанная автодорога относится к местным автомобильным дорогам, в связи с чем ее содержание возложено на органы местного самоуправления, которые передали автомобильную дорогу в целях ее содержания МКУ "Управление городского хозяйства".

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

ОГИБДД межмуниципального управления внутренних дел по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "п. Уральский" при осмотре участка автомобильной дороги в городе Новоуральске ул. Объездное шоссе, поворот с ул. Советская вверх (налево) в сторону Горнолыжной трассы и Южного микрорайона, отметка 0 км. + 600 м. установлено ненадлежащее (аварийное) состояние этой автодороги, угрожающее безопасности дорожного движения: имеются выбоины на правой стороне дороги по ходу движения вверх длиной 120 см., шириной 90 см., глубиной 7 см.; по середине проезжей части автодороги выбоина длиной 120 см., шириной 180 см., глубиной 7 см.; правая сторона по ходу движения вверх обочина занижена на 10 см.; левая сторона по ходу движения вверх металлическая арматура выступает наружу проезжей части на 50 см.

Учитывая, что в соответствии с Уставом МКУ "УГХ" данное муниципальное учреждение осуществляет организацию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования (п.п. 2 п. 16 Устава), в адрес учреждения вынесено предписание от 14.02.2012 о выполнении в срок до 27.02.2012 мероприятий по ликвидации просадок и выбоин на данном участке автодороги, а также проведении планировки обочин этой автодороги.

В силу пунктов 2 и 7 части 1 статьи 2, части 4 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", пунктов 2, 11, 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.07.1998 N 711, органы Госавтоинспекции уполномочены на проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, проведение проверок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе предписывать установку технических средств организации дорожного движения, с целью обеспечения безопасности дорожного движения, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании).

Поскольку заинтересованным лицом установлено ненадлежащее содержание автомобильной дороги, не соответствующее требованиям технических регламентов, и угрожающее в силу этого безопасности дорожного движения, у ОГИБДД межмуниципального управления внутренних дел по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "п. Уральский" при осмотре участка автомобильной дороги в городе Новоуральске имелись основания для проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в том числе путем направления в адрес лиц, ответственных за содержание дороги, предписания об устранении нарушений.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1996-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) устанавливает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения; в силу ст. 18 данного Закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Пунктом 2 статьи 5 этого Закона установлено, что автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования, при этом к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, а к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц, при этом к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 34 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

В силу статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этого следует, что содержание и ремонт дорог является обязанностью соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, а также лиц, которым автомобильные дороги как объекты вещного права переданы с целью их содержания.

Вместе с тем в материалах отсутствуют какие-либо доказательства того, что указанная автомобильная дорога передана в ведение муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.

Действительно, МКУ "Управление городского хозяйства" создано в том числе с целью организации содержания и ремонта дорог местного значения, в связи с чем муниципальные дроги распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новоуральского городского округа от 21.11.2007 переданы на праве оперативного управления данному муниципальному учреждению.

Из материалов дела следует, что содержание и ремонт дорог МКУ "Управление городского хозяйства" осуществляется путем заключения муниципальных контрактов на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения; по данным контрактам учреждение от имени Новоуральского городского округа выступает заказчиком таких работ.

Однако ни в приложении к распоряжению от 21.11.2007, ни в муниципальных контрактах указанная выше дорога не указана в качестве объекта благоустройства или иного имущества Новоуральского городского округа.

Из материалов дела следует, что указанная автомобильная дорога является бесхозяйственной, в связи с чем на основании заявления Администрации Новоуральского городского округа от 13.12.2011 Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 10.01.2012 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесены записи о принятии на учет указанной автодороги как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, а по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, пунктом 2 которого установлено, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Таким образом, факт принятия регистрирующим органом на учет указанной автомобильной дороги как объекта бесхозяйного недвижимого имущества уже является достаточным свидетельством того, что МКУ "Управление городского хозяйства" не обладает какими-либо правами в отношении данного недвижимого имущества, следовательно, не несет и обязанности по содержанию и ремонту автодороги.

Учитывая, что предписание, обязательное для исполнения в силу прямого указания закона, а также в силу возможности привлечения лица, которому предписание выдано, к административной ответственности, в силу вышеизложенного направлено в адрес МКУ "Управление городского хозяйства" без достаточных оснований, оно нарушает права и законные интересы муниципального учреждения и должно быть признано недействительным, что является достаточным способом восстановления прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Требования Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа удовлетворить.

2. Признать недействительным предписание ОГИБДД межмуниципального управления внутренних дел по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "п. Уральский" от 14.02.2012 об устранении нарушений законодательства при содержании автомобильной дороги и выполнении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.П.Воронин