• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 27 июня 2012 года Дело N А60-22410/2012


[Решением суда исковые требования о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 27 июня 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.В.Плюсниной, судей Г.Н.Подгорновой, Н.Н.Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н.Будалиной, рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению Заместителя Прокурора Свердловской области

к Думе Невьянского городского округа

о признании недействующим нормативного правового акта,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Зобнина Л.В., представитель по доверенности N 08-12-12 от 19.01.2012.

от заинтересованного лица - Ланцова О.И., представитель по доверенности от 29.05.2012.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Заместитель Прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании не соответствующими ст. 19 Федерального закона "О рекламе" и недействующими абзаца 2 пункта 4.2 раздела 4 в части слов "копии учредительных документов организации - заявителя и свидетельство о государственной регистрации организации или предпринимателя, а также свидетельство о регистрации в налоговых органах", абзац 2 п.4.4.2 раздела 4 в части слова "только", пункт 4.5 раздела 4 Положения "О порядке размещения наружной рекламы на территории Невьянского городского округа", утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 28.06.2006 N 76.

Заявитель ссылается на то, что оспариваемый нормативный акт нарушает права рекламораспространителей, ухудшает их положение относительно правил, установленных законом, исключает развитие добросовестной конкуренции в области распространения рекламы на территории муниципального образования, что противоречит ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающей, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Заинтересованное лицо требования признает.

До рассмотрения дела по существу заявитель уточнил заявленные требования и просит признать недействующими, абзац 2 п.4.4.2 раздела 4 в части слова "только", пункт 4.5 раздела 4 Положения "О порядке размещения наружной рекламы на территории Невьянского городского округа", утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 28.06.2006 N 76. Уточнение судом принято.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил:

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.

Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела Положение "О порядке размещения наружной рекламы на территории Невьянского городского округа" (далее - Положение) утверждено Решением Думы Невьянского городского округа от 28.06.2006 г. N 76.

Указанное решение опубликовано в Муниципальном вестнике N 5 от 28.07.2006 г., являющемся приложением к газете "Звезда".

Решениями Думы Невьянского городского округа "О внесении изменений в положение "О порядке размещения наружной рекламы на территории Невьянского городского округа" N 123 от 28.09.2006, N 13 от 28.02.2007, сведения о публикации которых отсутствуют, и решением N 121 от 22.09.2010, опубликованном в Муниципальном вестнике N 11 от 08.10.2010, внесены изменения. Решением Думы Невьянского городского округа "О внесении изменений в положение "О порядке размещения наружной рекламы на территории Невьянского городского округа", опубликованном в газете "Звезда" от 18.05.2012 также внесены изменения в п.4.2 Положения.

Положение устанавливает единые правовые нормы размещения наружной рекламы, порядка оформления и выдачи разрешений на ее распространение, правила заключения договоров аренды рекламного места, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений.

Пункт 4.2 Положения изложен в новой редакции, абзацем 2 которого предусмотрено приложение к заявке до 01июля 2012 копии учредительных документов организации - заявителя и свидетельство о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а также свидетельство о регистрации в налоговых органах ( для физических лиц - копия паспорта). С01 июля 2012 - данные о заявителе - физическом лице. Указанные данные запрашиваются Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с п.1 ч.11 ст.19 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что при подаче заявления в орган местного самоуправления с целью получения разрешения на установку рекламной конструкции, прилагаются данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица, либо данные государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Вышеназванный закон не устанавливает истребование у заявителя копий учредительных документов, свидетельства о регистрации в налоговых органах.

При изложенных обстоятельствах абз.2 п.4.2 Положения ( в редакции решения Думы Невьянского городского округа от 28.03.2012 N 9) в части слов "копии учредительных документов организации - заявителя , а также "свидетельство о регистрации в налоговых органах" противоречат действующему законодательству, возлагая на лицо, желающее получит разрешение на распространение рекламы, обязанность по представлению документов не предусмотренных законом.

Абзацем 2 пункта 4.4.2 раздела 4 Положения закреплено, что отказ в разрешении может быть основан только на несоответствии наружной рекламы: требованиям технического регламента; несоответствии установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа; нарушение требований действующего законодательства об объектах культурного наследия.

В силу ч. 15 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям: 1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования' или генеральному плану; 3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; 5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; 6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах, указанной нормой закона, кроме оснований отказа в выдаче разрешения, закрепленных в Положении, предусмотрено еще одно основание: нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе".

Таким образом, абзац 2 пункта 4.4.2 раздела 4 Положения в части слова "только" противоречит ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

Согласно п. 4.5 Положения решение на распространение наружной рекламы выдается сроком на пять лет.

В соответствии с ч.ч. 5, 17 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

Таким образом, пункт 4.5 раздела 4 Положения, не предусматривая исключение из общего правила выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок 5 лет, не соответствует действующему законодательству.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права рекламораспространителей, ухудшает их положение относительно правил, установленных законом, исключает развитие добросовестной конкуренции в области распространения рекламы на территории муниципального образования, что противоречит ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающей, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При таких обстоятельствах заявленные требования следует удовлетворить в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействующим, абзац 2 пункта 4.2 раздела 4 в части слов "копии учредительных документов заявителя, а также "свидетельство о регистрации в налоговых органах", абзац 2 п.4.4.2 раздела 4 в части слова "только", пункт 4.5 раздела 4 Положения "О порядке размещения наружной рекламы на территории Невьянского городского округа", утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 28.06.2006 N 76 в редакции решений Думы Невьянского городского округа от 28.09.2006 N 123, от 28.02.2007 N 13, от 22.09.2010 N 121, от 28.03.2012 N 9.

3.Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий С.В.Плюснина

Судьи Г.Н.Подгорнова

Н.Н.Присухина

Номер документа: А60-22410/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 27 июня 2012

Поиск в тексте