Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2012 года Дело N А60-29820/2012


[В удовлетворении заявленных требований об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2012 года

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В.Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н.Михайличенко, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области

к обществу с ограниченной ответственностью "Апогей" (ИНН 6633008135)

об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - уведомлен, не явился.

от заинтересованного лица - Чернозипунникова С.Н., представитель по доверенности N 8 от 27.08.2012, Леонтьев О.А., представитель по доверенности N 7 от 11.07.2012.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права, в том числе право на отвод, и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Принимая во внимание согласие лиц, участвующих в деле, суд, признав дело подготовленным к разбирательству, завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К материалам дела приобщен отзыв и дополнительные документы.

Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Апогей" об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции N Д 263487 (регистрационный номер 005629 от 02.12.2011).

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Обществом с ограниченной ответственностью "Апогей" Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области 02.12.2011 выдана лицензия серии Д 263487 регистрационный номер 005629 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.

В данной лицензии в качестве условий осуществлении лицензируемого вида деятельности указано: выполнение лицензиатом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, Свердловской области.

Сотрудниками Управления 22.03.2012 была проведена проверка заинтересованного лица на предмет соблюдения требований, установленных приказами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.10.2010 N 61н, от 20.04.2010 N 29н, от 06.12.2010 N 63н.

Проверка проводилась в обособленном подразделении заинтересованного лица - магазина, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Юбилейная, 31 А, о чем составлен протокол осмотра от 22.03.2012 N 04-06/163-Ап.

В ходе проведения проверки была выявлена алкогольная продукция: вина специального "Портвейн 72", емк. 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 06.05.2011 производитель ООО "Винзавод "Минеральные воды", в количестве 10 бутылок; вина специального "Портвейн 777", емк. 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 05.05.2011 производитель ООО "Винзавод "Минеральные воды", в количестве 13 бутылок; вина специального "Портвейн 72", емк. 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 12.04.2011 производитель ООО "Винзавод "Минеральные воды", в количестве 4 бутылок; вина специального "Портвейн 72", емк. 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 05.05.2011 производитель ООО "Винзавод "Минеральные воды", в количестве 1 бутылки; вина специального "Портвейн 777", емк. 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 25.04.2011 производитель ООО "Винзавод "Минеральные воды", в количестве 4 бутылок; вина специального "Портвейн 777", емк. 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 17.05.2011 производитель ООО "Винзавод "Минеральные воды", в количестве 1 бутылка с признаками фальсификации федеральных специальных марок, в связи с чем, данная алкогольная продукция изъята и направлена на экспертизу в экспертно-криминалистический центр ГУВД МВД России по Свердловской области.

Согласно заключениям эксперта от 10.04.2012 N 2752, от 10.04.2012 N 2749, 2750,2751,2745,2746,2753 федеральные специальные марки наклеенные на боковые поверхности бутылок изготовлены не производст¬вом Гознак.

Основываясь на вышеизложенном, Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, при этом суд исходит из следующего.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).

В силу п. 1 ст. 11 Закона оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

Пунктом 1 ст. 6 Закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которым, в частности, относятся определение порядка лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии, с требованиями статьи 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона.

Аналогичные положения содержатся в п. 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55 (с последующими изменениями и дополнениями): не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой.

Статьей 12 названного Закона установлено, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона за правильность и подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является: оборот алкогольной продукции с поддельными марками.

При изучении материалов дела судом установлено, что обществом были допущены нарушения, являющиеся основанием для аннулирования лицензии, а именно: на момент проведения проверки 22.03.2012 в наличии у общества находилась алкогольная продукция, маркированная поддельными федеральными марками.

Предварительная процедура аннулирования лицензия, предусмотренная Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирующим органом соблюдена, что подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии (п. 3 ст. 20 Закона) означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что в данном случае для удовлетворения требований об аннулировании лицензии нет достаточных оснований.

Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.

Наличие формальных признаков вменяемого обществу нарушения не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленного требования.

Из материалов дела следует, что вся указанная алкогольная продукция была приобретена легально, на законных основаниях, у поставщика, имеющего соответствующую лицензию и аккредитацию. Обществом получены при приобретении данной алкогольной продукции от поставщика товарно-транспортные накладные, сертификаты соответствия, справки к товарно-транспортным накладным, удостоверения качества.

Доказательств умышленных действий заинтересованного лица не установлено, поскольку установить подлинность специальных марок путем визуального наблюдения не представлялось возможным. Признаки фальсификации акцизных марок установлены только заключением эксперта.

Кроме того, согласно сведений из ПС ЕГАИС об алкогольной продукции, полученных на основе серии и номера марки, алкогольная продукция, изъятая у ООО "Апогей" была зафиксирована в ЕГАИС, что подтверждается протоколом запросов.

Учитывая изложенное суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении требования Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области об аннулировании лицензии от 02.12.2011 серии Д 263487 регистрационный номер 005629, выданной Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области обществу с ограниченной ответственностью "Апогей" на осуществление розничной продажи алкогольной продукции отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья С.В.Плюснина