Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 31 июля 2012 года Дело N А60-27374/2012


[Исковые требования о привлечении к административной ответственности удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 31 июля 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Т.П. Варданян, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" к Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга об оспаривании постановления от 14.06.2012 года N 120600695 о привлечении к административной ответственности.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга, Муниципальное бюджетное учреждение "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга".

При участии в судебном заседании

от заявителя: С.А. Томашов, представитель по доверенности N 112 от 20.06.12г.;

от заинтересованного лица: М.В. Покуль, представитель по доверенности N 6/05/65/19-17 от 26.03.12г.;

от третьих лиц - Комитета по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга, Муниципального бюджетного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга": Р.В. Патрушев, представитель по доверенности N 3 от 23.07.2012г. и по доверенности N 1 от 16.01.2012г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела приобщена справка от 20.07.2012г. б/н и копия приказа от 27.12.2011г. N 31/0139-з. Представитель третьих лиц заявил устное ходатайство об отложении судебного разбирательства. Ходатайство судом отклонено. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Ленинского района г.Екатеринбурга от 14.06.2012 года N 120600695 о привлечении к административной ответственности.

Заинтересованное лицо просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц, суд установил:

Специалистами МБУ "Инспекция охраны окружающей среды" на основании приказа N 31/0139-з от 27.12.2011г. заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Е.Е. Липовича в соответствии с планом работ на апрель 2012 года проведено обследование территории по вопросам соблюдения норм и правил при деятельности по обращению с отходами и по вопросам соблюдения требований "Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "город Екатеринбург".

В ходе обследования установлено, что на территории вблизи здания по адресу: ул. Н. Онуфриева, 28 несанкционированно размещены отходы из жилищ несортированные, из жилищ крупногабаритные, отходы бумаги и картона, отходы полиэтилена в виде пленки, полиэтиленовая тара, поврежденная и др.

По результатам обследования составлен акт обследования N 04/64-А от 24 апреля 2012 года, на основании которого Председателем Комитета по экологии и природопользования составлен протокол от 30.05.2012г. N 219 об административном правонарушении в отношении Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт". О времени и месте составления протокола общество извещено надлежащим образом.

14.06.2012 года Председателем административной комиссии Ленинского района города Екатеринбурга Росляковым И.В. вынесено постановление N 120600695 о привлечении Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 5000 руб.

При рассмотрении материалов административной комиссией сделан вывод о том, что обществом нарушены п. 3.1.2., п. 3.1.3., п. 4.5.12. "Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 23.04.2002г. N 19/4.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, полагая, что оно нарушает права и законные интересы заявителя, Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, исходя из следующего.

В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды) отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 23.04.2002 N19/4 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Правила).

Согласно п.п.3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Правил, действовавших в спорный период, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить:

- устройство контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, размещаемых в соответствии с действующими нормами и требованиями на специально отведенных площадках, соблюдение режимов их уборки, мытья и дезинфекции;

- своевременный вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, металлолома, тары и других загрязнителей, не допуская сжигания горючих остатков во дворах, на территории жилых кварталов, строительных площадок и на уличной территории, а также заключение договоров на вывоз ТБО, КГМ и других видов мусора со специализированными предприятиями, имеющими лицензию на их вывоз, утилизацию и обезвреживание;

- регулярную уборку закрепленной за ними уличной, дворовой, внутриквартальной и другой территории, мест общего пользования жилых и общественных зданий и сооружений, очистку территории от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений.

Содержание территорий города осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности (п.4.1 Правил).

В силу ст.15 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N52-ОЗ нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Постановление административной комиссии мотивировано тем, что общество допустило нарушение порядок проведения работ по уборке территории, а именно на территории вблизи здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Н.Онуфриева, 28 несанкционированно размещены отходы. При этом указанный вывод о том, что именно заявитель ответственен за выявленные нарушения, сделан административным органом на основании информации, полученной от Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга в письме от 18.05.12 N65/19-18/770-СЗ, согласно которому в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Академика Бардина - Громова - Начдива Онуфриева - Серафимы Дерябиной" от 03.04.12 N1306, выявленные отходы размещены на земельном участке, отведенном под жилой дом по ул. Начдива Онуфриева, 28.

Вместе с тем в нарушение требований ч. 4 ст. 210 АПК РФ материалы дела не содержат неопровержимых доказательств названных обстоятельств.

Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Управляющая компания "Стандарт" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N28 по ул. Н. Онуфриева в г. Екатеринбурге на основании решения общего собрания собственников помещений.

Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпункту "в" п. 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 в состав услуг и работ не входят: уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

При этом согласно п. 4.5, 4.5.12 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "город Екатеринбург" обязанность по производству работ, связанных с содержанием объектов внешнего благоустройства: по уборке и содержанию территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов и прилегающих территорий, подъездов к ним возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.

Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга N1306 от 03.04.2012 года утвержден проект межевания территории в квартале улиц Академика Бардина - Громова - Начдива Онуфриева - Серафимы Дерябиной. При этом земельные участки, в том числе и земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ул. Начдива Онуфриева, 28, не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем, вывод административной комиссии о том, что отходы расположены на земельном участке, отведенном под многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении у заявителя суд считает не состоятельным.

При этом из представленных материалов административного производства (Приложения N1 к постановлению: сводного чертежа границ земельного участка, карты-схемы места расположения территории, находящейся в неудовлетворительном состоянии: приложение N1 к акту N04/64-А от 24.04.12) невозможно достоверно установить, что отходы расположены именно на указанном земельном участке.

Из фотоматериалов следует, что отходы размещены вблизи металлических гаражей и здания электроподстанции. Между тем материалы административного производства не содержат указания на то, что заинтересованным лицом устанавливались лица, которым принадлежат указанные объекты. Из представленных фотоматериалов невозможно достоверно установить, что отходы размещены на территории обслуживаемой заявителем.

В соответствии с п. 4.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "город Екатеринбург" определение границ уборки территорий между организациями, предприятиями, учреждениями, владельцами, балансодержателями, арендаторами осуществляется администрациями районов города совместно с Комитетом благоустройства Администрации города Екатеринбурга, Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, Управлением жилищного и коммунального хозяйства, Комитетом по товарному рынку (с учетом договоров землепользования и прилегающих территорий) с составлением согласованных схем и договоров по их уборке.

Материалы дела не содержат согласованной схемы, согласно которой ответственность за содержание спорной территории, на которой в момент проверки были обнаружены отходы, возложена на заявителя.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств того, что именно заявитель должен нести ответственность по содержанию территории, на которой в ходе проверки 24.04.12 было установлено наличие отходов.

Следовательно, в нарушение статей 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ административным органом не доказан в действиях (бездействии) ЗАО "Управляющая компания "Стандарт" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 года N52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".

Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что оспариваемое постановление Административной комиссии Ленинского района г. Екатеринбурга от 14.06.2012 года N 120600695 следует признать незаконным и отменить.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные Закрытым акционерным обществом "Управляющая компания "Стандарт" требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление от 14.06.2012 года N 120600695, вынесенное Административной комиссией Ленинского района о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 года N52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья П.Н.Киреев