АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2010 года  Дело N А72-1407/2010

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  С.А. Якубович,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», г.Ульяновск,

к Финансовому отделу Администрации муниципального образования «Новоспасский район», р.п. Новоспасское Ульяновской области,

третье лицо - Администрация муниципального образования «Новоспасский район», пгт.Новоспасское Ульяновской области,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в затягивании исполнения дубликата исполнительного листа от 30.05.2003 (АС №000452430), об обязании погасить неоплаченную сумму основного долга по дубликату исполнительного листа,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Л.В.Слепухина, по доверенности от 10.02.2010; Е.С.Фролова, по доверенности от 10.02.2010;

от ответчика - М.В.Вахтурова, по доверенности от 13.04.2010;

от 3-его лица - М.В.Вахтурова, по доверенности от 26.01.2010;

установил:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, которым просит (с учетом принятых судом 23.04.2010 изменений предмета требований)  признать незаконным бездействие Финансового отдела Администрации муниципального образования «Новоспасский район» (далее - Финотдел), выразившееся в неисполнении в установленный законом срок дубликата исполнительного листа АС №000452430 от 30.05.2003  и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.02.2010 суд в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию муниципального образования «Новоспасский район».

Ответчик и 3-е лицо требования не признают со ссылкой на истечение сроков давности предъявления исполнительного листа (выдан - 30.05.2003, предъявлен - 16.01.2007) и обращения в суд (заявитель приобрел права взыскателя с 21.09.2007 -  даты вступления определения арбитражного суда по делу №А72-9021/02-Г355, в суд заявитель обратился с настоящим заявлением - 19.02.2010); конкретизировать дату потери подлинного исполнительного листа не представляется  возможным.

Из материалов дела следует,

16.04.2003 решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу  № А72-9021/02-Г355 с Финотдела Администрации Новоспасского района Ульяновской области в пользу ОАО «Ульяновскэнерго» взыскано 103 726 руб. 08 коп.

30.05.2003 на основании решения выдан исполнительный лист № 003175, который был предъявлен к исполнению в Финотдел, но был утерян последним.

27.06.2006 определением Арбитражного суда Ульяновской области по делу  № А72-9021/02-Г355 в решении и исполнительном листе № 003175 от 30.05.2003 была произведена замена ответчика на Финотдел администрации Муниципального образования «Новоспасский район».

19.01.2007, 20.03.2007 и 18.05.2007 платежными поручениями, соответственно, №№32, 2698, 5488 исполнительный лист был частично исполнен.

Других выплат по нему ответчик не производил.

20.08.2007 определением Арбитражного суда Ульяновской области по делу  № А72-9021/02-Г355 по исполнительному листу № 003175 от 30.05.2003 была произведена замена взыскателя ОАО «Ульяновскэнерго» на ОАО «Волжская МРК».

19.05.2008 определением Арбитражного суда Ульяновской области по делу  № А72-9021/02-Г355 по исполнительному листу № 003175 от 30.05.2003 была произведена замена взыскателя ОАО «Волжская МРК» на Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в размере 103 726 руб. 08 коп.

На основании определения Арбитражного суда Ульяновской области от 10.07.2009 по делу № А72-9021/02-Г355 был выдан дубликат исполнительного листа   (АС № 000452430).

23.09.2009 с заявлением, исх. № МР6/120/19/3439, дубликат исполнительного листа АС № 000452430 был направлен в Финотдел с приложением документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Заявлением Общество просило произвести его  исполнение  в  части неоплаченной суммы основного долга - 51 861 руб. 08 коп.

Заявление с дубликатом исполнительного листа было получено Финотделом 05.10.2009, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма.

В трехмесячный срок (истек 04.01.2010), предусмотренный  п.7 ст. 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный лист не был исполнен.

28.01.2010 (исх. № МР6/120/19/221) Общество обратилось к Главе администрации Муниципального образования «Новоспасский район» с требованием оплатить задолженность, однако ответчик  не оплатил задолженность и не ответил на данное обращение Общества.

С учетом данных обстоятельств Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно 2-х условий:

- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение им прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд не принимает доводы ответчика и 3-его лица о том, что Обществом пропущены срок для предъявления исполнительного листа к исполнению и срок обращения в суд, установленный п.4 ст.198 АПК РФ по следующим основаниям.

30.05.2003 на основании решения выдан исполнительный лист № 003175, который был предъявлен к исполнению в Финотдел, 19.01.2007, 20.03.2007 и 18.05.2007 платежными поручениями, соответственно, №32, 2698, 5488 исполнительный лист был частично исполнен ответчиком.

Как указал ответчик, исполнительный лист был утерян им, при этом дату утери установить не представляется возможным, равно как не было представлено суду документальных доказательств  даты его получения ответчиком.

Согласно статьи 323 АПК РФ в случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя выдать дубликат исполнительного листа.

Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом - исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению.

В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа.

Определение арбитражного суда о выдаче дубликата исполнительного листа или об отказе в выдаче дубликата может быть обжаловано.

На основании определения Арбитражного суда Ульяновской области от 10.07.2009  по делу № А72-9021/02-Г355 Обществу был выдан дубликат исполнительного листа  (АС № 000452430).

Ответчик определение суда о выдаче дубликата исполнительного листа не обжаловал, равно, как не возвратил его Обществу со ссылкой на истечение сроков предъявления, либо как поступивший  к ненадлежащему исполнителю. Также не представлено суду доказательств того, что ответчик возвращал взыскателю первоначально выданный  исполнительный лист по тем же основаниям.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В силу пункта 5 названной статьи, действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, предусмотрены в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

На основании частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

В силу пункта 12 названной статьи,  в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В силу статьи 63 Устава муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области контрольный и финансовый органы Новоспасского района осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета Новоспасского района, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Финансовый отдел является юридическим лицом. Из его письма, поступившего в суд  путем факсимильной связи 20.05.2010, следует, что  лицевой  счет, на который возможно обратить взыскание по исполнительным листам в отношении заявителя, открыт в Финотделе.

Таким образом, именно на Финансовый отдел возложена обязанность исполнить исполнительный документ, взыскателем по которому является Общество.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что предъявленный к исполнению исполнительный лист (дубликат) не был возвращен Обществу в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть, принят Финансовым отделом к исполнению. При этом в трехмесячный срок Финансовый отдел не исполнил в полном объеме свои обязательства, в частности по уведомлению о неисполнении должником исполнительного листа и по приостановлению операций по расходованию средств на счетах.

Между тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 № 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного, Финотдел обязан был исполнить полученный от взыскателя исполнительный документ в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Приняв во внимание то обстоятельство, что судебный акт не исполнен, суд считает незаконным бездействие Финотдела по неисполнению исполнительного листа, не соответствующим требованиям действующего бюджетного законодательства, нарушающим права и охраняемые законом интересы взыскателя.

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, ст.ст.200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Финансового отдела администрации муниципального образования «Новоспасский район», выразившееся в неисполнении в установленный законом срок дубликата исполнительного листа АС №000452430 от 30.05.2003.

Обязать Финансовый отдел администрации муниципального образования «Новоспасский район» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги».

Возвратить заявителю из федерального бюджета по справке госпошлину в сумме 2 000 руб. после вступления решения в законную силу.

Решение в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья  М.А.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка