АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2010 года  Дело N А72-19657/2009

Объявлена резолютивная часть 18.01.2010 г. Решение изготовлено в полном объеме - 19.01.2010 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това Ирина Вячеславовна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.Г.,  рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Ульяновской области

о признании постановления о назначении административного наказания № 308 от 23.11.2009 г. по делу № 5661-К/04-2009 незаконным,

при участии представителей:

от заявителя - Э.В Уханов, доверенность от 11.01.2009;

от ответчика - А.Н. Убина, доверенность;

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления № 308 от 23.11.2009  Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ульяновской области по делу об административном правонарушении № 5661-К/04-2009, о назначении административного наказания в сумме 106.619 руб. 91 коп.

Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявления и отмене оспариваемого постановления.

Представить Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ульяновской области просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела следует:

04.02.2009 Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ульяновской области № 14 создана комиссия и возбуждено дело №  5160/04-2008 по признакам нарушения МУП «Ритуальные услуги» ст. 16 Федерального закона РФ «О защите конкуренции».

09.04.2009 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ульяновской области по делу № 5160/04-2008 вынесла решение:

- признать действия МУП «Ритуальные услуги» и Мэрии г. Ульяновска по заключению договора от 29.12.2007, а также соглашения от 01.01.2009 о взаимном сотрудничестве между Управлением ЗАГС мэрии г. Ульяновска и специализированной службой похоронного дела МУП «Ритуальные услуги» нарушением статьи 16 Федерального за­кона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»;

- выдать МУП «Ритуальные услуги» и Мэрии г. Ульяновска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем расторжения договора от 29.12.2007, а также соглашения от 01.01.2009 о взаимном сотрудничестве между Управлением ЗАГС мэрии г. Ульяновска и специализированной службой похоронного дела МУП «Ритуальные услуги» и прекращения размещения в помещениях МУП «Ритуальные услуги» сотрудников Управления ЗАГС мэрии г. Ульяновска, осуществляющих регистрацию смерти.

28.10.2009 заместителем руководителя Ульяновского УФАС России в отношении МУП «Ритуальные услуги» вынесено опреде­ление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении администра­тивного расследования по статье 14.32 КоАП РФ.

11.11.2009 заместителем руководителя Ульяновского УФАС России в отношении МУП «Ритуальные услуги» составлен протокол об административном правонарушении № 517 о совершении административного правонарушения по статье 14.32 КоАП РФ. Событием правонарушение указано: расположение сотрудников Управления ЗАГС мэрии г. Ульяновска в здании МУП «Ритуальные услуги» создает условия для непосредственного обращения именно в расположенный рядом салон-магазин МУП «Ритуальные услуги» для подачи заявки на организацию похорон и для приобретения необходимого товара для погребения. Таким образом, МУП «Ритуальные услуги»  получило преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию ритуальных услуг.

23.11.2009 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено постановление № 308 о назначении административного наказания МУП «Ритуальные услуги».

Не согласившись с постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 23.11.2009 года № 308 МУП «Ритуальные услуги»  обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

В соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Объект правонарушения являются имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ или осуществлении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Решение УФАС по Ульяновской области от 09.04.2009г. по делу № 5160/04-2008 было предметом судебного разбирательства. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.07.2009г. по делу № А72-4594/2009 заявление МУП «Ритуальные услуги» о признании недействительным упомянутого решения оставлено без удовлетворения. Данное решение вступило в законную силу.

С учетом изложенного суд считает доказанным неправомерность совместного размещения сотрудников Управления ЗАГС мэрии г. Ульяновска и МУП «Ритуальные услуги» в зданиях МУП «Ритуальные услуги» по адресам в городе Ульяновске по ул. Бебеля, д. 26 и ул. 9 Мая, д. 10.

Таким образом, событие правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ доказано.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо - МУП «Ритуальные услуги».

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

При таких обстоятельствах следует признать правомерным и обоснованным вывод административного органа о том, что виновные действия Предприятия образуют, состав правонарушения по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку факт правонарушения доказан, бесспорно, в том числе решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.07.2009г. по делу № А72-4594/2009.

Вина МУП «Ритуальные услуги» состоит в том, что соглашение о взаимном сотрудничестве от 01.01.2009 между Управлением ЗАГС Мэрии г. Ульяновска и МУП «Ритуальные услуги» оформлено, в том числе и по волеизъявлению МУП «Ритуальные услуги».

Однако, следует учесть, что доказательства того, что размещение органов ЗАГС мэрии г. Ульяновска в помещениях МУП «Ритуальные услуги» повлияло на увеличение заявок на организацию похорон административным органом суду не представлены.

Представитель МУП «Ритуальные услуги» в судебном заседании пояснил суду, что сотрудники ЗАГС располагались в здании по ул. Бебеля, 26 в г. Ульяновске еще до создания МУП «Ритуальные услуги».

В силу действия Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.01.1979 N 25, агент должен был принять заказ на похороны и обеспечить оформление свидетельства о смерти в отделе ЗАГСа, в салоне-магазине (магазине) специализированного обслуживания.

То есть совместное размещение  сотрудников управления ЗАГС и организаций осуществляющих организацию похорон являлось сложившейся с 1979 года практикой.

На момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МУП «Ритуальные услуги» допущенное правонарушение было устранено, а именно: 28.07.2009 между Управлением ЗАГС мэрии г. Ульяновска и МУП «Ритуальные услуги» оформлено дополнительное соглашение о расторжении договора от 29.12.2007 и соглашения от 01.01.2009.

09.09.2009 между Управлением ЗАГС мэрии г. Ульяновска и МУП «Ритуальные услуги» оформлен акт приема передачи  помещений в г. Ульяновске по адресам: ул. Бебеля, 26 и ул. 9 Мая, 10.

С учетом изложенного, суд считает, что рассматриваемое правонарушение не создало угрозу общественным отношениям соизмеримую с размером штрафа по назначенному виду административного наказания.

Суд полагает, что правонарушение, возможно, признать малозначительным.

Доказательства исследования Управлением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ульяновской области при назначении административного наказания обстоятельств связанных с малозначительностью совершенного МУП «Ритуальные услуги» административного правонарушения в материалах административного дела отсутствуют.

На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Следовательно, суды общей и арбитражной юрисдикции должны избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

Арбитражный суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание размер вреда и тяжесть наступивших последствий правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, тот факт, что указанное правонарушение: совершено впервые, не повлекло за собой иных нарушений законодательства, с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности, признает данное правонарушение малозначительным.

Суд считает, что правонарушение, совершенное МУП «Ритуальные услуги» хотя и содержит формальные признаки правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, но с учетом обстоятельств его совершения не представляет существенной угрозы охраняемым отношениями не повлекло каких-либо негативных последствий либо причинения ущерба, то есть является малозначительным.

На основании ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По мнению суда, возбуждением дела об административном производстве, его рассмотрением и установлением вины ответчика достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п.1 ст.3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае взыскания в виде штрафа в размере 106.619 руб. 91 коп. с учетом полного осознания ответчиком правонарушения имеет неоправданно карательный характер.

На основании изложенного, суд считает, что существенная угроза охраняемым общественным интересам в сложившейся ситуации отсутствует, на основании чего правонарушение, совершенное МУП «Ритуальные услуги», следует признать малозначительным. На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МУП «Ритуальные услуги» должно было быть освобождено от административной ответственности с объявлением ему устного замечания.

При таких обстоятельствах заявление следует признать обоснованным.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Признать постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области № 308 от 23.11.2009 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Муниципальному унитарному предприятию «Ритуальные услуги» (ИНН 7303006082) расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, 78 незаконным и отменить полностью.

Решение вступает в законную силу в течении 10 дней, если не будет подана апелляционная жалоба.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судья   И.В. Ипполитова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка