• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2010 года  Дело N А72-19689/2009

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2010г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 февраля 2010г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Н.Марышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис»

к Городскому Комитету по регулированию цен и тарифов

о признании бездействия незаконным и о понуждении установить тариф на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения

при участии в заседании:

от заявителя - Эргашев Э.Б., юрисконсульт, по доверенности №105/УК от 28.09.2009г., паспорт; Лямаева С.А., начальник юридического отдела, по доверенности №УК/05 от 11.01.2010г., паспорт

от ответчика - Гордеев Е.Ю., представитель по доверенности №42/10-02 от 21.01.2010г., паспорт

установил:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «УК Жилстройсервис» с заявлением о признании бездействия Городского Комитета по установлению цен и тарифов незаконным и о понуждении ответчика установить тариф на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения.

Заявленное требование представители Управляющей компании поддержали в полном объеме.

Представитель Комитета по регулированию цен и тарифов с требованием заявителя не согласился. Возражения ответчика изложены в отзыве (л.д.31-32).

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договорами управления ООО «УК Жилстройсервис» приняло на себя обязанности по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирных жилых домов в Заволжском районе г.Ульяновска, оборудованных открытой системой теплоснабжения.

Рассчитывая плату за горячее водоснабжение по Правилам представления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, по итогам 2008г. Общество произвело корректировку платы, взимаемой с населения за услуги горячего водоснабжения.

Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29.07.2009г. указанные действия Управляющей компании по корректировке платы за горячее водоснабжение были признаны незаконными. В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал Общество произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за 2008г.

Усмотрев из решения суда, что причиной признания произведенной корректировки незаконной послужило отсутствие тарифа на горячее водоснабжение, ООО «УК Жилстройсервис» обратилось в Городской Комитет по регулированию цен и тарифов за разъяснениями в каком порядке должен устанавливаться тариф и взиматься плата за горячее водоснабжение при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения.

Письмами от 29.07.2009г. и 04.12.2009г. Городской комитет по регулированию цен и тарифов разъяснил заявителю порядок расчета стоимости горячей воды, установленный пунктом 18 Правил представления коммунальных услуг гражданам.

Однако ООО «УК Жилстройсервис» расценило данные ответы как бездействие со стороны Комитета по установлению тарифа на горячую воду для домов с открытой системой теплоснабжения и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленного требования Управляющая компания сослалась на тот факт, что отсутствие тарифа на услуги по горячему водоснабжению при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения делает невозможным исполнение решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29.07.2009г. и создает препятствия в расчетах с населением за горячее водоснабжение.

Городской Комитет по регулированию цен и тарифов с требованием ООО «УК Жилстройсервис» не согласился. Указал, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520, тариф на горячую воду может быть установлен только для организаций коммунального комплекса. Между тем ООО «УК Жилстройсервис» такой организацией не является, т.к. эксплуатирует не систему коммунальной инфраструктуры, а внутридомовые инженерные системы. Кроме того, тариф на горячую воду может быть установлен только для систем централизованного водоснабжения, тогда как в управлении заявителя дома с такой системой отсутствуют. Ссылку заявителя на решение Заволжского районного суда ответчик также считает несостоятельной. В ходе судебного заседания представители Комитета пояснили суду, что, поскольку в 2008г. тариф на горячую воду вообще не был установлен, любая корректировка платежей по формуле, указанной в постановлении Правительства РФ №307, является незаконной независимо от системы водоснабжения.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленное требование удовлетворению не подлежит. При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными оспариваемых решений и действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух обязательных условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае названные условия отсутствуют.

Согласно пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Полномочия органов местного самоуправления по данным вопросам определены в статье 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 №131-ФЗ. К ним относятся:

- установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ);

- регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения (пункт 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ).

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

В соответствии с частью 2 статьи 5 названного Закона органами местного самоуправления устанавливаются тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также утилизации твердых бытовых отходов.

Таким образом, вопросы установления тарифов по водоснабжению и водоотведению отнесены к компетенции органов местного самоуправления, только в случае, если субъектом регулирования является организация коммунального комплекса.

Понятие организаций, относимых к коммунальному комплексу, дано в статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой организация коммунального комплекса - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

К системе коммунальной инфраструктуры относится совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167, водоснабжение - это технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Следовательно, исходя из положений подпункта 1 пункта 2 статьи 1, подпунктов 1, 2 части 1 статьи 2, пункта 17 части 1 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ, применительно к рассматриваемому вопросу регулированию подлежат тарифы на услуги организаций, осуществляющих эксплуатацию производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и предназначенных для нужд потребителей муниципальных образований, приобретающих по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

Учитывая, что ООО «УК Жилстройсервис» вышеприведенным признакам не отвечает, действие норм Федерального закона №210-ФЗ по установлению регулируемых тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на Общество не распространяется, поскольку Управляющая компания не является организацией коммунального комплекса.

Наряду с изложенным, суд принимает во внимание особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установленные пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520.

Так, согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий:

осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды;

оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Поскольку в данном случае оба этих условия отсутствуют, установление Комитетом тарифа на горячее водоснабжение для ООО «УК Жилстройсервис при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения невозможно.

Применительно к рассматриваемой ситуации, ввиду того, что утверждение тарифа на горячее водоснабжение с использованием автономных систем теплоснабжения исключено из сферы государственного регулирования, при установлении размера платы за горячее водоснабжение заявителю необходимо руководствоваться положениями пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

В силу указанной нормы, если многоквартирный дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества (при отсутствии централизованного отопления), то размер платы за горячую воду, приготовленную с использованием внутридомовых инженерных систем, рассчитывается исходя из показаний приборов учета и тарифов на холодную воду и топливо, а расходы на содержание и ремонт системы отопления включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, с учетом изложенного суд считает, что требование ООО «УК Жилстройсервис» удовлетворению не подлежит.

При этом суд отклоняет ссылку заявителя на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29.07.2009г, как основанную на неверном его понимании. В рамках данного решения суд указал Управляющей компании на незаконность произведенной корректировки платы за горячее водоснабжение, исходя из того, что в состав формул, используемых при расчете (корректировке) платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, включен тариф на соответствующий коммунальный ресурс, а в связи с тем, что на 2008г. тариф на горячее водоснабжение вообще не был установлен, применение корректировочной формулы при расчете платы за горячее водоснабжение за указанный период является недопустимым ввиду отсутствия одного из необходимых для расчета значений.

Госпошлину по делу в размере 2000 руб. следует отнести на заявителя в соответствии с положениями ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требование ООО «УК Жилстройсервис» о признании незаконным бездействия Городского Комитета по установлению цен и тарифов и о понуждении ответчика установить тариф на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г.Казань).

Судья Д.М.Замалетдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-19689/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 15 февраля 2010

Поиск в тексте