АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2008 года  Дело N А72-1971/2008

Резолютивная часть решения объявлена: 20.05.2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено: 20.05.2008 г.

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи Н.А. Бабенко,

при ведении протокола судьей Н.А. Бабенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговой фирмы «Ульяновская швейная фабрика «Динамо» г. Ульяновск

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска

о признании незаконными действий налогового органа; об обязании налогового органа

при участии в заседании:

от налогоплательщика - не явился, уведомлен;

от налогового органа - Макаров Д.П., по доверенности № 16-04-19/31 от 09.01.2008 г.;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма «Ульяновская швейная фабрика «Динамо» г. Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска по бесспорному взысканию пени и налоговых санкций в общей сумме 314369,1 руб. путем направления в банк инкассовых поручений: №№ 869, 870, 871, 872, 873, 874, 875, 876, 877, 878; об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска отозвать из банка инкассовые поручения: №№ 869, 870, 871, 872, 873, 874, 875, 876, 877, 878 от 15.02.2008 г.

Налогоплательщик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ без участия представителя налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Налоговый орган отзыв по делу, документы в обоснование своих доводов не представил, устно заявленные требования не признал, считая действия по выставлению инкассовых поручений законными и обоснованными.

В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривается по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска направила в Ульяновское отделение № 8588 СБ РФ по г. Ульяновску, в котором находится расчетный счет Общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговой фирмы «Ульяновская швейная фабрика «Динамо» г. Ульяновск, инкассовые поручения на взыскание в бесспорном порядке за счет денежных средств пени, налоговых санкций и недоимок по налогам: № 869 от 15.02.2008 г. на сумму 8186 руб., № 870 от 15.02.2008 г. на сумму 1784,18 руб., № 871 от 15.02.2008 г. на сумму 52893,82 руб., № 872 от 15.02.2008 г. на сумму 44297, 14 руб., № 873 от 15.02.2008 г. на сумму 3687,21 руб., № 874 от 15.02.2008 г. на сумму 326,29 руб., № 875 от 15.02.2008 г. на сумму 12404,25 руб., № 876 от 15.02.2008 г. на сумму 99353,28 руб., № 877 от 15.02.2008 г. на сумму 91433,84 руб., № 878 от 15.02.2008 г. на сумму 3,09 руб.

Не согласившись с действиями налогового органа по выставлению инкассовых поручений, налогоплательщик обжаловал их в судебном порядке.

Заслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции считает, что заявление налогоплательщика следует удовлетворить по следующим основаниям:

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

В порядке пункта 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога, пени производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 НК РФ, данные положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Из содержания пункта 3 статьи 46 НК РФ следует, что указанный в ней шестидесятидневный срок применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого во внесудебном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях: № 10352/05 от 24.01.2006 г., № 8661/07 от 27.11.2007 г.

Поэтому направление инкассового поручения в банк по истечении срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, независимо от причин пропуска является недопустимым.

Кроме того, налоговый орган не представил доказательств направления требования об оплате налога, пени, штрафа и вынесения им решения «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках».

Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 46, пунктам 1 и 2 статьи 69  НК РФ при наличии у налогоплательщика  недоимки  ему  направляется  требование об уплате задолженности, а после  истечения  срока,  установленного  в  требовании, обязанность по уплате налога исполняется принудительно, путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в пределах срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Налоговым  органом в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представлены документы, подтверждающие момент и основания возникновения задолженности налогоплательщика по налогам, в связи с наличием которой были начислены пени, штрафы.

Между  тем, в  соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ.

В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.

Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ для взыскания задолженности в бесспорном порядке.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.

В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будет противоречить нормам законодательства РФ.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что налоговым органом документально не подтверждена недоимка по налогам, сборам, за неуплату которых доначислены пени и штрафы.

Имеющиеся в деле КРСБ налогоплательщика  не  подтверждены  какими-либо первичными документами (л.д.67-76 том 1).

Ссылка налогового органа на данные лицевого счета налогоплательщика является несостоятельной, поскольку не может служить доказательством наличия определенной суммы задолженности и на основании них нельзя выставлять требование, так как данные лицевого счета относятся к внутриведомственной системе учета, которая не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, а также не содержит необходимых данных для проверки обоснованности начисления пеней.

Как видно из материалов дела, налоговый орган направил в ОСБ РФ № 8588 инкассовые поручения взамен неисполненных инкассовых поручений, возвращенных налоговому органу ЗАО Банком «Венец» г. Ульяновск в связи с закрытием счета, имевшегося в этом банке.

Как то следует из текста инкассовых поручений и кодов бюджетной классификации (КБК), указанных в инкассовых поручениях и определяющих источники дохода бюджета:

- инкассовым поручением № 869 от 15.02.2008 г. взыскивается штраф по НДФЛ (КБК 18210102021013000110) в сумме 8186 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1388 от 17.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 870 от 15.02.2008 г. взыскивается штраф по отмененному налогу на имущество (КБК 182109040010023000110) в сумме 1784,18 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1396 от 08.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 871 от 15.02.2008 г. взыскиваются пени по отмененному налогу на имущество (КБК 182109040010023000110) в сумме 52893,82 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1396 от 08.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 872 от 15.02.2008 г. взыскиваются пени по отмененному налогу на имущество (КБК 182109040010023000110) в сумме 44297,14 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1440 от 10.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 873 от 15.02.2008 г. взыскивается недоимка по отмененным взносам в Фонд социального страхования (КБК 18210908030071000140) в сумме 3687,21 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1399 от 08.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 874 от 15.02.2008 г. взыскивается штраф по отмененным прочим местным налогам и сборам (КБК 18210907050043000110) в сумме 326,29 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1391 от 17.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 875 от 15.02.2008 г. взыскиваются пени по отмененным прочим местным налогам и сборам (КБК 18210907050042000110) в сумме 12404,25 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1390 от 08.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 876 от 15.02.2008 г. взыскиваются пени по отмененным страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (КБК 18210908020062000140) в сумме 99353,28 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 1398 от 08.04.2003 г.;

- инкассовым поручением № 877 от 15.02.2008 г. взыскиваются пени по отмененным страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (КБК 18210908020062000140) в сумме 91433,84 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 2048 от 25.03.2004 г. (в тексте поручения № 877 - «от 25.03.2003 г.»);

- инкассовым поручением № 878 от 15.02.2008 г. взыскиваются пени по отмененным страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210908040082000140) в сумме 3,09 руб. и оно выставлено взамен инкассового поручения № 388 от 27.01.2004 г. (л.д.11-33 том 1).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ № 168н от 08.12.2006 г. (в редакции последующих изменений и дополнений) наличие в КБК шестой цифры 9 означает, что по данному КБК зачисляются в доход бюджета задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Налоговый орган перевыставлением 15.02.2008 г. повторных инкассовых поручений взамен неисполненных, которые имеют даты, находящиеся за пределами трехлетнего срока (от 27.03.2003 г. до 27.01.2004 г.), нарушил требования пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговым органом не учтено, что инкассовые поручения: № 1388 от 17.04.2003 г., № 1396 от 08.04.2003 г., № 1440 от 10.04.2003 г., № 1399 от 08.04.2003 г., № 1391 от 17.04.2003 г., № 1390 от 08.04.2003 г., № 1398 от 08.04.2003 г., № 2048 от 25.03.2004 г., № 388 от 27.01.2004 г. оплачены налогоплательщиком, об этом свидетельствуют выписки банка (л.д.34-37 том 1).

Согласно законам: № 118-ФЗ от 05.08.2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», № 163-ФЗ от 08.12.2003 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» отменены налоги, сборы, которые пытается взыскать налоговый орган путем выставления инкассовых поручений: №№ 869, 870, 871, 872, 873, 874, 875, 876, 877, 878 от 15.02.2008 г.

В связи с изложенным, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В порядке статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 7747,39 руб. следует взыскать с налогового органа в пользу заявителя, а недоплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 39,99 руб. подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с налогового органа следует взыскать 7787,38 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение налоговых органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым они выступают в качестве ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 130, 167-170, 201 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговой фирмы «Ульяновская швейная фабрика «Динамо» г. Ульяновск  удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска по бесспорному взысканию пени и налоговых санкций в общей сумме 314369 (ТРИСТА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ТРИСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ) рублей 10 коп. путем направления в банк инкассовых поручений: №№ 869, 870, 871, 872, 873, 874, 875, 876, 877, 878 от 15.02.2008 г.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска отозвать из банка инкассовые поручения: №№ 869, 870, 871, 872, 873, 874, 875, 876, 877, 878 от 15.02.2008 г.

Взыскать с  Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, расположенной по адресу: 432045, г. Ульяновск, ул. Промышленная, д.53 а,  в пользу  Общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговой фирмы «Ульяновская швейная фабрика «Динамо» г. Ульяновск,  расположенного по адресу: 432032, г. Ульяновск, Московское шоссе, д.85, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7747 (СЕМЬ ТЫСЯЧ СЕМЬСОТ СОРОК СЕМЬ) рублей 39 коп.

Довзыскать с  Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, расположенной по адресу: 432045, г. Ульяновск, ул. Промышленная, д.53 а,  в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 39 (ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ) рублей 99 коп.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Исполнительные листы выдать после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции в двухмесячный срок.

Судья    Н.А. Бабенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка