• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2011 года  Дело N А72-197/2009

Объявлена резолютивная часть решения 21 февраля 2011 г.

Изготовлено решение в полном объеме 28 февраля 2011 г.

Арбитражный суд Ульяновской области

в лице судьи Ямщиковой Надежды Валериевны

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мироновой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска», г. Ульяновск

к РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва

третьи лица - Министерство финансов Ульяновской области, г. Ульяновск

Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска», г. Ульяновск

Департамент социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г. Ульяновск

Общество с ограниченной ответственностью «Ульяновская региональная компания по реализации газа», г.Ульяновск

Финансовое управление мэрии города Ульяновска, г.Ульяновск

Мэрия города Ульяновска, г.Ульяновск

о взыскании 8265785 руб. 33 коп.

с участием представителей:

от истца - Жаров Е.В., доверенность от 22.12.2010 года

от Министерства финансов РФ, г.Москва - Журавлева О.В., доверенность от 21.01.10г.

от Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г.Ульяновск - не явился, уведомление № 34693, телефонограмма от 18.02.2011 года, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя

от Министерства финансов Ульяновской области, г.Ульяновск - не явился, уведомления №№ 34690, 34691

от Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска», г. Ульяновск - Жаров Е.В., доверенность от 01.10.2010 года

от ООО «Ульяновская региональная компания по реализации газа» - не явился, уведомление № 34695

от Мэрии города Ульяновска - не явился, уведомление № 34696

от Финансового управления мэрии города Ульяновска - Тарасова Ю.А., доверенность № 01-05/6 от 11.01.2011 г.

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1», Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 2002 г. по 2004 г. гражданам, имеющим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалером ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере 8265785 руб. 33 коп.

Определением от 19.01.2009 г. Арбитражный суд Ульяновской области возвратил исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» и Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» истцам.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2009г. определение от 19.01.2009 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-197/2009 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Ульяновской области для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.05.2009 г. исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» и Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» принято к производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009 г. принят отказ Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска» от иска в полном объеме. Производство по делу в части обращения Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска» к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании 8265 785 руб. 33 коп. прекращено.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска».

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2009г. удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета исковых требований, истец просит взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 8265785 руб. 33 коп. - убытки.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.09г. исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» оставлены без удовлетворения, с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 26328 руб. 93 коп.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2009г. решение суда первой инстанции от 25.08.2009г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области, передано на новое рассмотрение судье Ямщиковой Н.В.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.03.2010 г. суд удовлетворил ходатайство Министерства финансов Российской Федерации о приостановлении производства по делу, приостановил производство по делу №А72-197/2009 до результатов рассмотрения дела о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.09г. по делу №А72-197/2009.

Определением от 05.04.2010г. производство по делу возобновлено в связи с отказом в передаче дела №А72-197/2009 Арбитражного суда Ульяновской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2009 г.

Определением от 10.06.2010 суд по ходатайству истца назначил по настоящему делу экспертизу с целью получения ответов на вопросы: 1. Соответствует ли предъявленная истцом ко взысканию сумма льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным на территории Засвияжского района г. Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам следующих категорий: ветераны, бывшие несовершеннолетние узники, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, доноры крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?

2. Определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной льготной категории граждан и суммой, оплаченной льготной категорией граждан за оказанные услуги, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 г.

Проведение экспертизы поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу».

Определением от 25.11.2010 производство по делу возобновлено.

Определением от 24.12.10г. суд удовлетворил ходатайство истца о замене истца - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» на правопреемника - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска»;

удовлетворил ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика - Министерство финансов РФ на надлежащего - Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации;

принял отказ истца от исковых требований к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области, производство делу к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области прекратил;

удовлетворил ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области;

удовлетворил ходатайство истца об увеличении размера исковых требований до 10088625 руб. 19 коп.

Определением от 02.02.2011 суд удовлетворил ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований и об изменении основания иска, истец просил взыскать с ответчика убытки в размере 9404 325 руб. 99 коп., возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2004г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»;

удовлетворил ходатайства истца и ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновская региональная компания по реализации газа», Мэрии города Ульяновска, Финансового управления мэрии города Ульяновска;

оставил без удовлетворения ходатайство истца о назначении дополнительной экспертизы, заявленное в судебном заседании 28.12.2010г.

Третьи лица, кроме МУП «ЕРКЦ» и Финансового управления мэрии города Ульяновска, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле материалам.

Представителем истца в судебном заседании заявлено письменное ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в силу судебного акта по делу №А72-194/2009 по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района» (правопреемник - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска») к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 4296942 руб. 23 коп.

Согласно п.1 ч.1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку суд не усматривает невозможности рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу судебного акта по делу А72-194/2009.

От истца в судебное заседание 02.02.2011г. поступило ходатайство о назначении экспертизы в связи с изменением истцом основания исковых требований, по новым категориям граждан. Истец просил определить тип экспертизы как экономическая, бухгалтерская и поставить перед экспертом следующие вопросы:

«Соответствует ли документам, подтверждающим граждан право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, выполненный истцом расчет суммы данных льгот, предоставленных им на территории Засвияжского района г. Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам следующих категорий: Герои СССР, Герои Социалистического труда, Инвалиды, Репрессированные, Ветераны?».

«Каков размер не возмещенного в настоящее время убытка, причиненного истцу Российской Федерацией (ответчиком) в результате недофинансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных истцом на территории Засвияжского района (Засвияжье-1) г. Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. с учетом фактически перечисленных из бюджета компенсаций?»

Представитель истца в судебном заседании настаивал на ходатайстве о проведении экспертизы по делу, поступившем в судебном заседании 02.02.2011 года.

В соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются судом.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, поскольку объем представленных в материалы дела доказательств позволяет разрешить спор по существу без назначения еще одной экспертизы.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на уточненных исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении с уточнениями; поддержал все ранее изложенные доводы по делу; пояснил, что подлинный экземпляр платежного поручения №54 от 05.09.07 года у истца отсутствует.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, поддержала все ранее изложенные доводы по делу и доводы отзыва, настаивала на применении срока исковой давности; пояснила, что Российская Федерация не передавала ни одному лицу полномочия на территории Ульяновской области подтверждать задолженность по недофинансированию; пояснила, что платежное поручение № 54 от 05.09.07 года имеется у них в электронном виде, подлинника не имеется.

Представитель Финансового управления Мэрии города Ульяновска в судебном заседании пояснила, что все льготы должны финансироваться за счет федерального бюджета, считает РФ в лице Министерства РФ надлежащим ответчиком по делу.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» (правопредшественник истца) создано 25.05.2004 г. (свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 73 №000750774 (т.2 л.д.25).

Согласно п. 2.2 Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:

- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;

- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;

- оказание коммунальных и других платных услуг населению;

- производство расчета и сбора платы за найм, техническое обслуживание и предоставленные коммунальные услуги населению, собственникам и арендаторам нежилых помещений, в том числе просроченной задолженности (т.2 л.д.33-40).

Согласно п.1.6. Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» в структуру предприятия входят следующие участки по эксплуатации и функционированию жилищного фонда: ЖЭУ №5, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, 41; ЖЭУ №7, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, 53; ЖЭУ №8, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Лихачева, 2а; ЖЭУ №17, расположенный по адресу: г. Ульяновск, пр. Полбина, 26а; ЖЭУ №23, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Пожарского; участок по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту инженерных сетей жилого фонда, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. Октябрьская, 53а; аварийно-диспетчерская служба, расположенная по адресу: г.Ульяновск, ул. Октябрьская, 53а.

Из материалов дела следует, что истец на основании договора от 01.06.2004г. №0042 с Комитетом ЖКХ и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска о передаче жилого фонда в управление заключил договоры на приобретение коммунальных ресурсов и услуг № 521 от 17.06.2004 г. с МУП «Городской теплосервис», № 102 от 01.06.2004 г. с ИП Н.И. Охотниковым (на вывоз ТБО) и осуществлял в 2004 г. предоставление коммунальных услуг потребителям в Засвияжском районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.

01.06.2004 г. между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» (Агент) был заключен агентский договор № 262д, на основании которого Агент обязуется по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение № 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтов, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.

В течении 2004 г. Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье - 1» несло расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» средства, как утверждает истец, полностью не покрывали указанные затраты.

По сведениям истца, ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в 2004 г.

В связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 9404 325 руб. 99 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период июня по декабрь 2004 г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. ст. 14 - 23 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) ветераны всех категорий имеют право на оплату в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов) газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции закона от 23.12.2003 г.) порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

В соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

В силу ст. 5 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Законом Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» предусмотрено снижение до 50 % размера оплаты коммунальных услуг отдельным категориям доноров.

В соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 г. № 426 расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год (далее - субвенции).

Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» предусмотрено освобождение Героев, полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы предоставляются его вдове (вдовцу), родителям и сохраняются за указанными лицами.

В соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2-61 настоящего Федерального закона, или на ежемесячную денежную выплату в порядке и размере, установленных статьей 62 настоящего Федерального закона, и льготы, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Статьей 3 указанного закона предусмотрено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда, а также освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними нетрудоспособных членов их семей от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, центральное отопление).

Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий» предусмотрено, что реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 №186-ФЗ) реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.

Согласно статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 №419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

Пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» предусмотрено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 18 Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, обязанность по возмещению истцу платы, не полученной от льготных категорий потребителей за период с июня по декабрь 2004 г. должна быть возложена на Российскую Федерацию.

В соответствии с расчетом убытков, представленным истцом (т.28 л.д.9-10), за спорный период Комитетом социальной защиты населения администрации Ульяновской области подтверждена сумма предоставленных льгот:

по Федеральному закону №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» в размере 10 632 руб. 55 коп., профинансировано - 4 864 руб. 96 коп., недоплата составляет 5767 руб. 59 коп.;

по Федеральному закону №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» - в размере 9 945 руб. 59 коп., профинансировано - 18 304 руб. 19 коп., переплата составляет 8 358 руб. 61 коп.;

по Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» - в размере 9391 184 руб. 20 коп., профинансировано - 1122 589 руб. 95 коп., недоплата составляет 9948 775 руб. 19 коп.;

по Федеральному закону №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - в размере 5513 137 руб. 88 коп., профинансировано - 4640 320 руб. 06 коп., задолженность отсутствует;

по Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий» - в размере 315 023 руб. 51 коп., профинансировано - 362 852 руб. 59 коп., переплата составляет 47 829 руб. 08 коп.;

по Закону Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» - в размере 178 260 руб. 72 коп., профинансировано - 129 433 руб. 91 коп., недоплата составляет 6 033 руб. 37 коп.;

по Указу Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» - в размере 23 533 руб. 22 коп., профинансировано - 3 686 руб. 41 коп., недоплата составляет 33 809 руб. 32 коп.;

по Закону Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов» - в размере 127 689 руб. 20 коп., профинансировано - 18 117 руб. 28 коп., недоплата составляет 100 007 руб. 31 коп.

Таким образом, по расчету истца по Федеральному закону №4301-1 от 15.01.93г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» задолженность составляет 5767 руб. 59 коп., по Федеральному закону №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» переплата составляет 8358 руб. 61 коп., по Федеральному закону от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» задолженность отсутствует. В соответствии с расчетом истца переплата по Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» составляет 47 829 руб. 08 коп.

Однако, расчет истца опровергается актом сверки кредиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги между Комитетом социальной защиты населения Засвияжского района г. Ульяновска и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» за период с 04.2002 г. по 12.2004 г. (т.3 л.д. 5), в соответствии с которым долг за 2004 г. по Федеральному закону №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», по Федеральному закону №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», по Федеральному закону №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий» по состоянию на 26.12.2006 отсутствует.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований, основанных на вышеуказанных законах, отсутствуют.

В процессе рассмотрения спора судом по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу», эксперту Андрюхину С.А.

На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1. Соответствует ли предъявленная истцом ко взысканию сумма льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным на территории Засвияжского района г.Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам следующих категорий: ветераны, бывшие несовершеннолетние узники, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, доноры крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?

2. Определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной льготной категории граждан и суммой, оплаченной льготной категорией граждан за оказанные услуги, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 г.

Согласно заключению эксперта №004/050-2010 от 30.07.2010, «фактический размер полученных льгот (скидок в оплате) гражданами, определенный экспертом в соответствии с представленными данными первичных документов, подтверждающих право граждан на льготы, и не перечисленный истцу из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот в период с июня по декабрь 2004 г. составляет 10088 625 руб. 19 коп.

Таким образом, предъявленная истцом ко взысканию сумма льгот 8265 785 руб. 33 коп. не соответствует, а именно: меньше фактического размера полученных льгот (скидок в оплате) гражданами, определенного экспертом в соответствии с представленными первичными документами, подтверждающими право граждан на льготы, и не перечисленному истцу из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот». (т.19 л.д.199).

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявил о применении срока исковой давности по заявленным истцом требованиям.

Истец считает, что имел место перерыв течения срока исковой давности в связи с тем, что ответчик в течении срока исковой давности совершил действия, свидетельствующие о признании долга.

Согласно ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

Возмещение расходов, установленных федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год исполнение бюджета за соответствующий финансовый год предусмотрено в течение всего года. Узнать о том, что денежных средств на возмещение расходов льготной категории граждан недостаточно, Предприятие могло по истечении соответствующего финансового года, то есть с 1 января года, следующего за отчётным.

В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Следовательно, течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготных категорий в 2004 г., начинается с 01.01.2005 г., срок исковой давности истекает 01.01.2008 г.

Согласно ст. 203 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Как следует из представленных платежных поручений, возмещение расходов по одному платежному поручению производилось только в связи с предоставлением льгот на основании одного из законов.

Учет поступающих средств в счет возмещения расходов согласно предоставленным в материалы дела Сведениям о поступлении от Комитета социальной защиты населения г.Ульяновска осуществлялся МУП «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» - агентом истца - производился также по видам льгот.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 №15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» установлено, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, может относиться частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований.

При таких обстоятельствах, погашение образовавшейся задолженности по возмещению расходов, возникших в связи с предоставлением льгот одной категории граждан в соответствии с одним из законов, не означает признания задолженности по возмещению расходов, возникших в связи с предоставлением льгот другим льготным категориям граждан в соответствии с другими законами.

Экспертом установлено, что перечисление денежных средств Комитетом социальной защиты населения Железнодорожного района г.Ульяновска на счет МУП «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» в счет возмещения выпадающих доходов по категориям граждан «ветераны», «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «бывшие несовершеннолетние узники» производилось в 2004 году; по категории «доноры крови и ее компонентов» - в 2005 году. Срок исковой давности по требованиям о взыскании денежных средств в связи с предоставлением льгот «ветеранам», «гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «бывшим несовершеннолетним узникам» истек 01.01.2008г., а «донорам крови и ее компонентов» - 01.01.2009г. Исковое заявление подано в арбитражный суд 12.01.2009 года.

Согласно представленным в материалы дела расчетам исковых требований, счетам-фактурам истцом и МУП «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» учет выпадающих доходов осуществлялся помесячно. Перечисление Комитетом социальной защиты населения г.Ульяновска также производилось с указанием в платежных поручениях периода - конкретных месяцев, в которых предоставлялись льготы гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 №15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» предусмотрено, что в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).

Согласно ч.2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом, по исковым требованиям в части возмещения платы, не полученной истцом от льгот категорий потребителей по Федеральному закону №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Указу Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», по Закону Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закону Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов» истек срок исковой давности, в связи с чем в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат по мотиву пропуска срока исковой давности.

Платежное поручение №54 от 05.09.07г., представленное истцом (т.27 л.д.135), суд не может принять в качестве доказательства перерыва срока исковой давности по требованиям, основанным на Федеральном законе №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах».

При этом суд исходил из следующего.

Истцом в материалы дела представлена копия платежного поручения №54 от 05.09.07г. на сумму 1689120 руб. 02 коп., в назначении платежа в котором указано - погашение кредиторской задолженности за ГВС, отопление по Федеральному закону №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах». Кроме того, из копии платежного поручения усматривается рукописный текст «2004г.».

Из пояснений представителя истца Жарова Е.В. в судебном заседании 28.12.10г. следует, что в копии платежного поручения №54 от 05.09.07г. «2004» дописал он со слов главного бухгалтера по телефону (т.27 л.д.142).

Представитель ответчика в судебное заседание 21.02.11г. представил копию электронного документа - платежного поручения №54 от 05.09.07г., в назначении платежа в котором указано - погашение кредиторской задолженности за ГВС, отопление по Федеральному закону №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» за сентябрь 2003г.

Таким образом, в материалы дела представлены две копии платежного поручения №54 от 05.09.07г. с указанием в назначении платежа разных периодов задолженности - 2004г. и 2003г.

Подлинный экземпляр платежного поручения №54 от 05.09.07г. сторонами не представлен. Из пояснений представителей сторон в судебном заседании 21.02.11г. следует, что подлинный экземпляр платежного поручения №54 от 05.09.07г. у них отсутствует.

Согласно п.6 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

При таких обстоятельствах, копии платежного поручения №54 от 05.09.07г. не являются надлежащими доказательствами по делу.

Платежное поручение №510 от 17.08.2006, так же представленное истцом в качестве доказательства перерыва течения срока исковой давности по требованиям, основанным на Федеральном законе №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», суд не принимает в качестве доказательства перерыва срока исковой давности, исходя из следующего.

Из платежного поручения №510 от 17.08.2006 (т.28, л.д.112) усматривается, что денежные средства были перечислены в адрес ООО «Ульяновскрегионгаз» за погашение кредиторской задолженности за природный газ с 01.04.2002 по 31.12.2004 по Федеральному закону №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» на основании распоряжения Правительства Ульяновской области №344-пр от 25.07.2006.

Ни из указанного платежного поручения, ни из иных документов, представленных истцом в материалы дела, не следует, что Российской Федерацией в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области признается задолженность перед истцом - УМУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье - 1».

Ни из Федеральных законов и Указа Президента РФ, предусматривающих отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, ни из материалов дела не усматривается, что компенсация расходов, возникших в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, должна осуществляться исключительно управляющим компаниям (в данном случае УМУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье - 1»).

Из п.16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» следует, что право требовать компенсации не полученной от потребителей платы в связи с предоставлением товара, работ, услуг по льготным ценам, возникает у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Таким образом, ООО «Ульяновскрегионгаз», осуществляющее реализацию газа, в том числе населению, является самостоятельным субъектом, имеющим право требовать от Российской Федерации в лице уполномоченных органов компенсации убытков, возникших в связи с отпуском газа по льготным ценам.

Распоряжение Правительства Ульяновской области от 25.07.2006 №344-пр, ссылка на которое имеется в платежном поручении №510 от 17.08.2006, предусматривает выделение денежных средств из бюджета области для погашения задолженности потребителей Ульяновской области конкретно перед ООО «Ульяновскрегионгаз» (а не перед истцом).

При данных обстоятельствах платежное поручение №510 от 17.08.2006 не свидетельствует о признании долга ответчиком перед истцом, соответственно, факт перечисления денежных средств по указанному платежному поручению не является обстоятельством, прерывающим срок исковой давности по исковым требованиям истца о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах».

Совершение ответчиком иных действий, свидетельствующих о перерыве срока исковой давности по исковым требованиям, из материалов дела не усматривается.

Учитывая изложенное, исковые требования следует оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины, в том числе государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы (Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.09г. - т.18 л.д.61-65), возлагаются на истца.

Учитывая оплату истцом государственной пошлины лишь в сумме 26500 руб. 00 коп. (т.3 л.д.74), с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 32021 руб. 63 коп.

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей ст. 106 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации определено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2010г. по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу».

Факт проведения экспертизы подтверждается заключением эксперта №004/050-2010.

В соответствии с п.1 ст. 110 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцом за проведение судебной экспертизы платежным поручением №21716 от 10.06.2010г. оплачено 570 000 руб. 00 коп. (т.19 л.д.103).

Согласно выставленному ООО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу» счету №335 от 18.11.10г., стоимость судебной финансово-экономической экспертизы по делу А72-197/2009 составила 350 000 руб. 00 коп. (т. 19 л.д. 178)

Таким образом, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по проведению экспертизы возлагаются на истца, денежные средства в размере 220 000 руб. 00 коп., излишне оплаченные истцом за производство судебной экспертизы, подлежат возврату истцу с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 82, 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ходатайство истца о назначении экспертизы по делу оставить без удовлетворения.

Ходатайство истца о приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения.

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска» (ИНН 7325047501, ОГРН 1047300988855) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 32021 (тридцать две тысячи двадцать один) рубль 63 копейки.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска» возвратить с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области 220 000 (двести двадцать тысяч) рублей 00 копеек - излишне перечисленную сумму оплаты за производство судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст. ст. 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.В. Ямщикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-197/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 28 февраля 2011

Поиск в тексте