АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 августа 2009 года  Дело N А72-197/2009

Резолютивная часть решения объявлена 18.08.2009 г.

Полный текст решения изготовлен 25.08.2009 г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Рыбалко И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Н.Моисейченковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1», г. Ульяновск

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва

к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г. Ульяновск

третье лицо - Министерство финансов Ульяновской области, г.Ульяновск

третье лицо - Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска», г. Ульяновск

о взыскании 8 265 785 руб. 33 коп.

с участием представителей:

от истца - Ю.А.Пудров, доверенность от 01.11.2008 г., Е.А.Пророкова, доверенность от 01.11.2008 г.

от Департамента соц. защиты населения Ульяновской области - И.А.Федорова, доверенность от 19.05.2009 г.;

от Министерства финансов Российской Федерации - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от Министерства финансов Ульяновской области - не явился (уведомлен);

от МУП «Единый расчетно-кассовый центр» - Ю.А.Пудров, доверенность от 26.12.2008 г.;

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1», Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с  заявлением  к Министерству финансов Российской Федерации, к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании  расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 2002 г. по 2004 г. гражданам, имеющим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалером ордена Трудовой Славы», Законом  Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г.  «О социальной защите граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере 8 265 785 руб. 33 коп.

Определением от 19.01.2009 г. Арбитражный суд Ульяновской области возвратил исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» и Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» истцам.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2009г. определение от 19.01.2009 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-197/2009 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Ульяновской области для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.05.2009 г. исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» и Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» принято к производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009 г. принят  отказ Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска» от иска в полном объеме. Производство по делу в части обращения Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска» к Министерству финансов Российской Федерации,  Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании 8 265 785 руб. 33 коп. прекращено.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр  г. Ульяновска».

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2009 г. удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета исковых требований, истец просит взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 8 265 785 руб. 33 коп. - убытков.

В судебном заседании истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, перечисленных в ходатайстве.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его подлежащим удовлетворению в порядке ст. ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Истец настаивает на исковых требованиях, просит их удовлетворить.

Ответчик исковые требования не признает, просит оставить их без удовлетворения.

Третье лицо поддерживает доводы истца.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства,  заслушав представителей лиц, участвующих в деле,  суд пришел к выводу, что исковые требования  не подлежат  удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 73 № 000750774 Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» создано 25.05.2004 г.

Согласно п. 2.2 Устава УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-1» основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:

- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;

- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;

- оказание коммунальных и других платных услуг населению;

- производство расчета и сбора платы за найм, техническое обслуживание, предоставленные коммунальные услуги населению, собственникам и арендаторам нежилых помещений, в том числе просроченной задолженности.

Из материалов дела следует, что истец на основании договора от 01.06.2004г.  № 0042 с Комитетом ЖКХ и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска о передаче жилого фонда в управление заключил договоры на приобретение коммунальных ресурсов и услуг № 521 от 17.06.2004 г. с МУП «Городской теплосервис», № 102 от 01.06.2004 г. с ИП Н.И. Охотниковым (на вывоз ТБО) и осуществлял в 2004 г. предоставление коммунальных услуг потребителям в Засвияжском районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.

01.06.2004 г. между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-1» (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» (Агент) был заключен агентский договор № 262д, на основании которого Агент обязуется по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение № 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтов, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.

В течение 2004 г. УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-1» несло расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые МУП «ЕРКЦ» средства, как утверждает истец, полностью не покрывали указанные затраты.

По сведениям истца, ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в период с 01.06.2004 г. по 31.12.2004г., в следующих размерах:

Законы

ЖКУ (содержание,

ремонт жилья,

водоотведение,

водоснабжение и др.)

Отопление

ГВС (горячее

водоснабжение)

Лифт

Всего

ФЗ от 12.01.95г.  № 5 «О ветеранах»

4 326 941,88

2 898 593,55

881 230,30

46 334,93

8 153 100,66

Указ Президента РФ от 15.10.92г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим н/л узникам»

5 587,72

4 105,87

1 758,69

614,11

12 066,39

ФЗ от 15.05.91г. № 1244-1 «О социальной защите граждан … ЧАЭС»

12 959,77

10 912,79

5 932,91

935,96

30 741,43

ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»

27 615,34

25 986,18

14 393,60

1 881,73

69 876,85

Итого

4 373 104,71

2 939 598,39

903 315.50

49 766,73

8 265 785,33

Общая сумма некомпенсированных (выпадающих) доходов составила, по мнению истца, его убытки.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.