АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 02 февраля 2010 года  Дело N А72-19801/2009

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи Д.М.Замалетдиновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем С.Ю.Маркеловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в Кузоватовском районе Ульяновской области

к индивидуальному предпринимателю Крюковой Светлане Николаевне

о взыскании 794 руб. 80 коп.

при участии в заседании:

от заявителя - не явился (заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

от ответчика - не явился (извещен, уведомление №21942)

установил:

В Арбитражный суд Ульяновской области  обратилось Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Крюковой Светланы Николаевны штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год в сумме 794 руб. 80 коп.

В обоснование заявленного требования орган Пенсионного фонда сослался на п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п.7 ст.243 Налогового кодекса РФ, ст.11, п.2 ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», согласно которым плательщики страховых взносов обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

По утверждению заявителя, в нарушение указанных норм ответчик представил недостоверные сведения на застрахованных лиц за отчетный 2008 год. В частности, органом Пенсионного фонда выявлены расхождения между начисленной суммой страховых взносов по ведомости уплаты по форме АДВ-11 и суммой начисленных страховых взносов по данным декларации. Расхождение составило 142 руб. - по страховой части и 106 руб. - по накопительной части. Указанное нарушение отражено в извещении от 18.06.2009г. (л.д.12) и акте №102 от 03.09.2009г.(л.д.16).

29.09.2009г. УПФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области вынесено решение №102 о привлечении ИП Крюковой С.Н. к ответственности.

29.09.2009г. ответчику было предложено уплатить штраф в сумме 794 руб. 80 коп. в добровольном порядке в срок до 19.11.2009г. Однако требование органа Пенсионного фонда №102 предприниматель не исполнила, что и послужило основанием для обращения УПФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области за взысканием финансовых санкций в судебном порядке.

Явку представителей в судебное заседание стороны не обеспечили.

В материалах дела имеется ходатайство заявителя о рассмотрении дела по существу без участия его представителя (л.д.24).

Определение о времени и месте судебного разбирательства, направленное от­ветчику по адресу, указанному в заявлении, вручено 16.01.2010г., о чем свидетельствует почтовое уведомление №21942.

Согласно п.1 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в соот­ветствии с п.3 ст.156, п.2 ст.215 Арбитражного процессуально­го кодекса РФ в отсутствие заявителя и ответчика, надлежащим образом из­вещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальный предприниматель-работодатель Шкуринская А.Ю. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного страхования» страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ предусмотрен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации один раз в год, но не позднее первого марта следующего года. Дополнительно к сведениям, указанным в пункте 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Кроме того, на основании пункта 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 №318, вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).

Взыскание финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В данном случае, орган Пенсионного фонда пришел к выводу о том, что ответчик представил недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008г., сравнив размер начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008г., указанных ИП Крюковой С.Н. при представлении сведений по форме АДВ-11 "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование", с данными, отраженными предпринимателем в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Как указано в извещении от 18.06.2009г. и акте об обнаружении факте представления недостоверных сведений №102 от 03.09.2009г., по итогам сверки сумм страховых взносов были обнаружены следующие расхождения: в Ведомости по форме АДВ-11 страхователь указал, что взносы по страховой части составляют 4 400 руб., по накопительной части - 3 300 руб., тогда как в налоговой декларации страховые взносы на страховую часть составляют 4 542 руб., а на накопительную - 3 406 руб. Расхождения составили: 142 руб. - по страховой части и 106 руб. - по накопительной части.

Вместе с тем, сам по себе факт несоответствия суммы страховых взносов, указанной в ведомости уплаты страховых взносов, сумме, отраженной в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не может свидетельствовать о предоставлении ИП Крюковой С.Н. недостоверных сведений о начисленных за 2008 год страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения  об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.

Из приведенной нормы следует, что проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона №27-ФЗ, а не на основании декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

С учетом изложенного суд признает, что в рассматриваемом случае вывод органа Пенсионного фонда о недостоверности сведений, отраженных в ведомости уплаты страховых взносов, который сделан лишь на основании сравнения этих сведений с данными декларации, является необоснованным.

Иных доказательств наличия в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, в материалах дела не содержится. В нарушение норм статьи 2 Федерального закона №167-ФЗ, статьи 100 НК РФ в материалах проверки и в решении УПФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области о привлечении ИП Крюковой С.Н. к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании не изложены конкретные обстоятельства правонарушения, не приведены суммы уплаченных страховых взносов, не указано, в чем заключаются ошибки, допущенные страхователем при представлении сведений об уплате страховых взносов, нет информации о том, в отношении каких работников представлены недостоверные сведения.

Наряду с приведенными обстоятельствами суд принимает во внимание и то, что сумма штрафа за представление ответчиком недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета не может исчисляться в размере 10 процентов от всей суммы страховых взносов, начисленных предпринимателем за 2008 год, как указано в заявлении УПФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Как разъяснено в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 №79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

Таким образом, поскольку правовые основания для взыскания с ИП Крюковой С.Н. финансовых санкций за представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008г. отсутствуют, требование заявителя суд оставляет без удовлетворения.

Госпошлину по делу следует отнести на заявителя, однако последний от ее уплаты освобожден, поэтому госпошлина в данном случае не взыскивается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в Кузоватовском районе Ульяновской области отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г.Казань).

Судья   Д.М.Замалетдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка