АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 апреля 2008 года  Дело N А72-1980/2008

Арбитражный суд Ульяновской области  в составе судьи А. Е. Прохорова,

при ведении протокола судебного заседания судьей А. Е. Прохоровым,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «МИР Ульяновск»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области

о признании незаконным и отмене  постановления № 0378 от 04.03.2008 г. по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Клементьев И.М., доверенность от 09.04.2008 г., паспорт

от ответчика - Каримова А.Г., доверенность от 08.08.2007 г., паспорт

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МИР Ульяновск» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании незаконным и отмене  постановления № 0378 от 04.03.2008 г. по делу об административном правонарушении.

Ответчик не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным  в отзыве. Считает, что заявитель законно и обоснованно привлечен к ответственности.

Из материалов дела усматривается следующее:

23.10.2007 г. проведено мероприятие по контролю в магазине, принадлежащему Обществу с ограниченной ответственностью «МИР Ульяновск» (заявитель по делу), расположенному  по адресу: город Ульяновск Ульяновской области, ул. Радищева, 39.

Результаты проверки оформлены актом от  23.10.2007 г. № 0423. 23.10.2007 г. в отношении заявителя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, 26.10.2007 г. ответчиком вынесено предписание № 264 с указанием мероприятий с целью устранения выявленных нарушений.

02.11.2007 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «МИР Ульяновск» составлен протокол № 1713 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФст. 14.15 КоАП РФ; 13.11.2007 г. общество с ограниченной ответственностью «МИР Ульяновск» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, ст. 14.15 КоАП РФ  в пределах санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб. (постановление № 3396).

Данное постановление было обжаловано заявителем в Роспотребнадзор РФ. Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № Р-4 от 13.02.2008 г. Постановление № 3396 от 13.11.2007 г. было отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в  Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в связи с допущенными процессуальными нарушениями.

04.03.2008 г. дело было повторно рассмотрено  Руководителем Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области. Вновь принятым постановлением  от 04.03.2008 г. № 0378 общество с ограниченной ответственностью «МИР Ульяновск» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, ст. 14.15 КоАП РФ в пределах санкции ст. 14.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15.000 руб.

Судом установлено, что в магазине заявителя на основании распоряжения заявителя № 789 М/Р с 19 по 27.10.2007 г. проводилась акция «Счастливые часы».  Условиями акции подразумевалось, что покупателям предоставлялись скидки на приобретаемые товары (бытовую технику, видео-, аудиотехнику), которая варьировалась в различные дни и часы и по видам товара в размере от 10 до 20% от продажной цены в соответствии с прилагаемым к распоряжению графиком.

При проверке ответчиком выявлено, что во время проведения указанной акции 23.10.2007 г. покупателем приобретен пылесос по цене согласно ценнику 2.099 руб.,  при расчете покупатель узнал о скидке в 10%, в связи с чем уплатил только 1.889 руб. Кроме того, на стеллаже с пылесосами в 14 час. 45 мин. находилось объявление о скидке 10% в то время как в период с 14 час. до 15 час. еще действовала скидка 15%. В торговом зале находилось также объявление «Большие скидки на маленькие цены с 16.10.2007 г. по 01.11.2007 г.», которое не дает необходимой и достоверной информации о товарах и не обеспечивает возможность их выбора. Данные факты отражен в акте проверки от 23.10.2007 г. и в протоколе об административном правонарушении от 02.11.2007 г. № 1713.

Посчитав, что указанные факты свидетельствуют о том, что заявитель во время проведения акции не обеспечил своевременное, в наглядной и доступной форме доведение до покупателей информации о цене товаров и условии их приобретения, ответчик обжалуемым постановлением от 04.03.2008 г. № 0378 привлек заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5.000 руб., по ст.14.15 КоАП РФ - в виде штрафа в сумме 15.000 руб., назначив наказание с учетом ст.4.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 15.000 руб.

Ответчик привлек заявителя, за одно деяние, выразившееся в отсутствии необходимой информации о цене (наличии скидки) и условиях приобретения товара (проведение акции о продаже товара со скидкой, варьируемой по часам), по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ и по ст.14.15 КоАП РФ.

Вместе с тем  правонарушением по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ является нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, то есть непредставление информации, предусмотренной Законом  РФ «О защите прав потребителей», в целом при продаже товаров и оказании услуг. В тоже время предметом правонарушения по ст.14.15  КоАП РФ является нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением  Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. в рамках и во исполнение Закона РФ «О защите прав потребителей» с целью конкретизации Закона в отношении продажи отдельных видов товаров, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в числе прочего, цену и условия приобретения товара.

Таким образом, норма ч.1 ст.14.8 КоАП РФ носит общий характер и касается в целом как оказания услуг, так и продажи товаров, а ст. 14.15 КоАП РФ является специальной нормой по отношении к ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность в отношении недоведения достоверной и необходимой информации при продаже отдельных видов товаров.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2007 г. N 931/07 указано, что в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил продажи помимо общих норм, содержащихся в статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. С учетом указанной правовой позиции ответчик неправомерно, помимо привлечения заявителя к ответственности по ст.14.15 КоАП РФ за тоже деяние привлек его также к ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

Судом также установлено, что в соответствии с распоряжением заявителя № 789 М/Р, Перечнем мероприятий по оповещению акции «Счастливые часы» информация об условиях действия скидки «Счастливые часы» должна доводиться до покупателей следующим образом:

1. При смене часа (и в течение часа действия скидки) все покупатели, находящиеся в магазине, и персонал магазина оповещаются объявлением по системе оповещения (громкой связи), содержащим время действия скидки, ассортимент товара и размер скидки. Указанное оповещение об условиях действия акции производится каждые 15-20 мин., о прекращении прежних скидок и начале других - по окончании каждого часа и в начале следующего часа.

2. У входа в магазин устанавливается макет об условиях действия акции формата А5, включающей период, ассортимент и размеры скидок (приложение № 3).

3. На входной группе, доске объявлений и в торговой зоне размещаются объявления формата А4 об условиях действия акции с указанием размера скидок и условия их действия (по часам), порядка их оформления при покупке товара (приложение №2).

4. В торговом зале (на стеллажах с товаром) размещаются объявления формата А4 с указанием часа предоставления скидки и ее размера (приложение № 3), которые меняются каждый час.

5. Проводится внешнее оповещение об условиях проведения акции по телевидению.

Согласно пояснениям представителя заявителя, свидетелей Салюковой Э.И., Селина О.А., предупрежденных об ответственности за дачу ложных пояснений, приложенных указанных выше образцов макетов и объявлений указанные мероприятия выполнялись в полной мере как в день проверки, так и в иные дни действия акции. Кроме этого о размере скидки на конкретные товары в данный час и иных условиях проведения акции продавец-консультант разъясняет покупателям при выборе ими товара, размер скидки, ее сумма, стоимость товара со скидкой и без скидки указывался в товарном чеке на товар, выдаваемом покупателям, что помимо пояснений представителя заявителя и свидетелей, подтверждается приложенным товарным чеком в отношении покупателя, указанного в акте проверки.  При это пылесос покупателю, указанному в акте проверки, продан в полном соответствии с условиями акции по действовавшей в час приобретения скидки, что подтверждается также представленными товарным и кассовым чеком и каких-либо жалоб от покупателей на отсутствие необходимой и достоверной информации не поступало.

Ссылка представителя ответчика на то, что в момент проверки на стеллаже с пылесосами имелась объявление формата А4, содержащее только информацию о размере скидки, документально не подтверждена и противоречит иным собранным по делу доказательствам (представленным распоряжением № 789 М/Р, Перечнем мероприятий по оповещению акции «Счастливые часы» информация об условиях действия скидки «Счастливые часы, макетами объявлений формата А4, А5, письменными пояснениями свидетелей). В акте проверки также не отражено, что имевшийся макет объявления формата А4 на стеллаже не содержал информации о часе действия скидки.

Согласно пояснениям представителя заявителя, свидетелей макеты объявлений формата А4, А5 присылаются вместе с распоряжением о действии скидок из головной фирмы в городе Москве по электронной почте как приложение к распоряжению, распечатываются только одним должностным лицом (оператором КС) и раздаются им продавцам для установки на стеллажи к часу действия скидки. Продавцы объявления самостоятельно не распечатывают и не изготавливают и возможности для этого не имеют. В представленном макете формата А4, размещаемом на стеллажах, указаны размер скидки и час ее действия.

Суд согласен с доводом представителя ответчика о том, что объявление о размере скидки в 10% было размещено на стеллаже продавцом за 15 мин. до начала часа действия указанной скидки (в 14 час. 45 мин.), поскольку данный факт отражен в акте проверки и заявителем по существу не опровергнут. Вместе с тем на объявлении, как указано выше, имелась информация о часе действия скидки (с 15 час. до 16 час.). Кроме того, данное объявление было дублирующим при наличии иных достаточных средств информации покупателей о размере действия скидки (15%) в указанный час (с 14 час. до 15 час.) (объявления по громкой связи в торговом зале, разъяснения продавца-консультанта покупателям при выборе товара, товарным чек, выдаваемый покупателю). Суд учитывает, что объявление о размере скидки практически невозможно разместить на стеллаж ровно в 15 час. при условии обслуживания продавцом нескольких стеллажей. Вместе с тем, согласно позиции и доводам заявителя, любое несовпадение во времени (15, 10, 5, 1 минут и меньше) по существу будет несвоевременным размещением объявления.

Суд не принимает ссылку ответчика на жалобу покупателя Халоман Г.В. В жалобе идет речь о покупке товара 29.09.2007 г. и фактически жалоба направлена на неправомерный отказ работников магазина продать товар с положенной скидкой, а не на отсутствие достаточной и достоверной информации о наличии скидки. Более того, из жалобы усматривается, что информации о скидке имелась, однако продавец неосновательно отказался продать конкретный товар, что не образует состава правонарушения ни по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, ни по ст.14.15 КоАП РФ.  Кроме того, данный факт не был предметом правонарушения, выявленным при проверке и указанным в протоколе, и не служил основанием привлечения заявителя к ответственности оспариваемым постановлением.

Суд принимает пояснения заявителя, подтвержденные представителем ответчика, что указание в акте проверки и протоколе на объявление «Большие скидки на маленькие цены» не имеет отношения к проверенной акции и к выявленному факту, поскольку относится к совершенно иной акции и не служит предметом по данному административному производству, которое касается  предоставления информации покупателям о приобретении товаров конкретного ассортимента (бытовой техники) в рамках акции «Счастливые часы». Каких-либо данных о том доводилась ли и каким образом доводилась информация до покупателей об условиях данной скидки в представленных доказательствах не отражено (акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения работников заявителя, оспариваемое постановление).

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).

По мнению суда, представленные по делу доказательства в их совокупности подтверждают, что заявителем были приняты все возможные меры по доведению до покупателей информации об условиях приобретения товара в рамках акции «Счастливые часы», вся необходимая, достаточная и достоверная информация была заявителем представлена, в связи с чем в деянии заявителя отсутствуют составы правонарушений как по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, так и по ст.14.15 КоАП РФ, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 210-211 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области №  0378 от 04.03.2008 г. о привлечении к административной ответственности  общества с ограниченной ответственностью «МИР Ульяновск».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья    А. Е. Прохоров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка