АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 июля 2009 года  Дело N А72-1981/2009

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей  М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Росоптторг»

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области

об оспаривании постановления от 12.02.2009 по делу № 10-2009 об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя -  Краснов В.В., по  доверенности от 11.01.2009,

ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Росоптторг» (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области (далее - Роснедвижимость) о признании незаконным постановления от 12.02.2009 по делу № 10-2009 об административном правонарушении, выразившемся в использовании земельного участка без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.04.2009 в удовлетворении заявленных требований было отказано. В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением от 11.06.2009 Федерального Арбитражного суда Поволжского округа  решение суда от 01.04.2009 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Из материалов дела следует,

11.07.2000 мэром г.Ульяновска было вынесено Постановление №1966 о передаче Обществу в аренду до 30.09.2003 земельного участка, общей площадью 945,1 кв.м. под торговым комплексом по проспекту Ульяновскому в Заволжском районе (рядом с Универмагом «Заволжский»), из них: 220,8 кв.м. - под торговыми павильонами, 82,5 кв.м. - под торговыми киосками, 641,8 кв.м. - для благоустройства и поддержания санитарного состояния прилегающей территории.

14.08.2000 между Администрацией (мэрией) г. Ульяновска (Арендодатель) и Обществом (Арендатор)  на основании  Постановления № 1966 заключен договор №24-2-005446 аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду с 11.07.2000 до 30.09.2003 спорный земельный участок с  кадастровым номером: 73:24:021003:030,  целевое назначение земельного участка - под торговым комплексом.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-3636/06-23/210 по иску Администрации (мэрии) г. Ульяновска к ООО «Росоптторг» было установлено, что договор аренды от 14.08.2000 №24-2-005446 по истечении срока действия договора возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

Письмом  №01-19/3931 от 30.08.2006 Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (мэрии) г.Ульяновска уведомил ООО «Росоптторг» об отказе от договора аренды земельного участка №24-2-005446 от 14.08.2000  и о необходимости не позднее трех месяцев с момента получения настоящего уведомления освободить земельный участок по проспекту Ульяновскому в Заволжском районе (рядом с Универмагом «Заволжский) и сдать его по акту приема-передачи мэрии города.

Согласно уведомлению Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области от 07.02.2008 №01/013/2008-012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним погашена регистрационная запись об аренде (договор №24-2-005446 от 14.08.2000) земельного участка площадью 945,1 кв.м., расположенного по адресу: г.Ульяновск, проспект Ульяновский (рядом с универмагом «Заволжский») в Заволжском районе.

29.08.2008 Общество обратилось в Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время - Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Заволжском районе г.Ульяновска по проспекту Ульяновскому (рядом с универмагом «Заволжский»).

10.09.2008 письмом за № 05/1-6014 Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области разъяснено Обществу, что заявителем представлен неполный пакет документов, и заявление будет рассмотрено при представлении всех документов, предусмотренных законодательством.

29.08.2008 и 23.10.2008 на основании  Положения «Об осуществлении муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы города №6818 от 27.07.2007, должностными лицами Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии города Ульяновска (далее - КУЗР) были проведены обследования земельного участка по адресу: проспект Ульяновский, 6 в Заволжском районе.

В ходе обследований было установлено, что  на основании Постановления мэра  г. Ульяновска №1966 Обществу передан в аренду до 30.09.2003 земельный участок площадью 945,1 кв.м. под комплексом торговых киосков по проспекту Ульяновскому (рядом с универмагом «Заволжский») в Заволжском районе, в настоящее время на земельном участке по проспекту Ульяновскому, 6 расположен комплекс торговых киосков, используемый Обществом, земельно-правовые документы отсутствуют, о чем были составлены акты обследования земельного участка, соответственно,  №560 от 29.08.2008 и №628 от 23.10.2008.

12.12.2008 состоялась аналогичная проверка КУЗР.

На основании указанной проверки составлен акт проверки № 345,  из которого следует, что в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок в установленном законом порядке не оформлены.

С сопроводительным письмом от 15.12.2008 № 01-19/6194 акт проверки от 12.12.2008 № 345 направлен в адрес руководителя ответчика для принятия решения в соответствии со ст.23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25.12.2008 Общество вновь обратилось в Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (заявление №225) с просьбой о заключении договора аренды спорного земельного участка (кадастровый номер 73:24:021003:030) под находящимся временным торговым павильоном.

09.02.2009, на основании распоряжения № 1 от 12.01.2009, должностным лицом ответчика проведена проверка соблюдения Обществом земельного законодательства на спорном земельном участке.

По результатам проверки:

- 09.02.2009г. -  в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол составлен в присутствии представителя Общества Краснова В.В., действовавшего по доверенности от 19.01.2009.; в пояснениях к протоколу Краснов В.В. указал, что с протоколом не согласен) и вынесено определение № 10-2009 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.02.2009г. в 14-00.

- 12.02.2009 - оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде штрафа в сумме 10.000 руб.

Заявитель мотивирует свои требования, в том числе тем, что спорный земельный участок площадью занят Обществом не самовольно, а правоустанавливающие документы не были оформлены по объективным, не зависящим от заявителя, причинам.

Законом Ульяновской области от 02.06.2006 №79-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области»  было установлено, что Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обладает полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков площадью свыше 200 кв.м.  В связи с изменениями, внесенными 31.03.2009 в указанный Закон, Законом Ульяновской области №34-ЗО (опубликован 03.04.2009 в газете «Ульяновская правда» №25), полномочия по предоставлению земельных участков свыше 200 кв.м для целей, не связанных со строительством,  вновь переданы мэрии г.Ульяновска.

Общество указывает, что, по его мнению, мэрия г. Ульяновска незаконно в одностороннем порядке отказалась от договора аренды указанного земельного участка от 14.08.2000г. № 24-2-005446, им принимались меры по возобновлению действия данного договора, а также по оформлению договора аренды земельного участка под торговым комплексом с Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, о чем  Общество информировало ответчика - на момент рассмотрения административного дела каких-либо решений по этим заявлениям Министерство не приняло; отсутствовали вступившие в законную силу решения по спорным правоотношениям, следовательно, вина Общества на момент принятия оспариваемого постановления не была установлена.

Заслушав в ходе рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Мотивировочной частью постановления  от 11.06.2009 Федерального арбитражного суда Поволжского округа по настоящему делу, в том числе, установлено:

«Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, счел доказанным факт того, что после утраты права на аренду земельного участка №24-2-005446  Общество продолжало использовать земельный участок без правоустанавливающих документов на землю.

С данным выводом о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд кассационной инстанции не согласен, исходя из следующего.

Статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Субъективной  стороны - является умышленная вина.

Факт использования земельного участка Обществом без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю материалами дела подтвержден. Регистрационная запись по договору об аренде №24-2-005446 от 14.08.2000 земельного участка, площадью 945, 1 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, проспект Ульяновский (рядом с универмагом «Заволжский») в Заволжском районе, погашена 07.02.2008 УФРС по Ульяновской области.

Однако, из представленных в дело доказательств нельзя сделать вывод о наличии умышленной вины Общества по невыполнению предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Общество неоднократно обращалось в Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с целевым назначением - под торговым комплексом.

Суд первой инстанции в нарушение положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации усмотрел вину в действиях Общества».

В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеназванные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда, не доказываются вновь.

Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение,  указал, что суд первой инстанции не проверил: были ли приняты Обществом все зависящие от него меры по соблюдению норм земельного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)».

В силу п.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч.4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

29.08.2008 Общество обратилось в Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Заволжском районе г.Ульяновска по проспекту Ульяновскому (рядом с универмагом «Заволжский»).

10.09.2008 письмом за № 05/1-6014 Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области разъяснено Обществу, что заявителем представлен неполный пакет документов и заявление будет рассмотрено при представлении всех документов, предусмотренных законодательством.

25.12.2008 Общество вновь обратилось в Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (заявление №225) с просьбой о заключении договора аренды спорного земельного участка (кадастровый номер 73:24:021003:030) под находящимся временным торговым павильоном.

Ни отрицательного, ни положительного ответа на обращение Общества от 25.12.2008 на момент принятия оспариваемого постановления (в том числе до настоящего времени) не поступило, то есть вопрос о предоставлении земельного участка не был решен.

Кроме того, с 2006 года  Общество предпринимало меры  по защите своих прав в судебном порядке и на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали судебные акты, вступившие в законную силу, по спорным правоотношениям.

При этом, несмотря на то, что регистрационная запись по договору об аренде №24-2-005446 от 14.08.2000 спорного земельного участка погашена  УФРС по Ульяновской области 07.02.2008, КУЗР направил  20.06.2008 в адрес Общества претензию о необходимости внесения арендных платежей.

Обществом произведены арендные платежи за 2008 год. Согласно справке КУЗР от 15.01.2009 №4/05-03 задолженности по арендной плате по состоянию на 15.01.2009 Общество не имеет.

Суд считает, что в действиях заявителя отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как им предприняты все зависящие от него меры по оформлению земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая изложенное, следует признать незаконным и отменить постановление от 12.02.2009 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области о привлечении ООО «Росоптторг»  к  административной ответственности по ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 7.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить постановление от 12.02.2009 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области о привлечении ООО «Росоптторг»  к  административной ответственности по  ст.7.1 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней  со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья  М.А.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка