АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 декабря 2009 года  Дело N А72-19824/2009

Объявлена резолютивная часть 24.12.2009 г. Решение изготовлено в полном объеме - 29.12.2009 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.Г., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к открытому акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1»,

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя  - О.А Полищук, дове­ренность от 11.01.2009г.;

от ответчика - Л.В. Кузнецова, доверенность от 05.05.2008; В.В. Абрамов, доверенность от 22.12.2009;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении к административной ответствен­ности открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях за нарушение условий лицензии при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.

Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявления и привлечении к административной ответственности ООО «ПАТП-1».

Представитель ООО «ПАТП-1» возражает против привлечения, к административной ответственности.

Из материалов дела следует:

Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» осуществляет предпринимательскую деятельность (ОГРН 1087327000782; ИНН 7327044714).

10.12.2008г. ОАО «ПАТП №1» выдана лицензия на осу­ществление перевозок пассажиров № АСС-73-012876 сроком на 5 лет.

09.12.2009г. заявителем составлен акт № 136/34 проверки хозяйствующего субъекта, осуществляющего перевозку пассажиров - ОАО «ПАТП №1» по соблюдению транспортного законодательства. Акт оформлен с участием представителя ОАО «ПАТП-1» действующей по доверенности № 49 от 03.12.2009. Замечания по акту представлены только по п. 4 акта (по факту оформления заказов-нарядов л.д. 122 т.1).

09.12.2009г. по результатам проверки Управлением государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении ОАО «ПАТП № 1» составлен протокол об административном пра­вонарушении № 003111 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Правонарушение выразилось в следующем:

- обществом 19.10.2009 на линию выпущен водитель по маршруту «Ульяновск - Набережные Челны» без схемы маршрута с указанием опасных участков - п. 5.2.3 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8.01.97 г. № 2, п. 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27;

- водители общества не обеспечены оперативной информацией об условиях движения и работы на маршрутах, путем проведения инструктажей - нарушены: п. 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27; п. 2.3.4 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8.01.97 г. № 2;

- обществом не ведется учет: недостатков на маршруте выявленных водителями, регулировании движения, обустройства дорог, улиц, искусственных сооружений на них - нарушен п. 5.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27;

- не проводится повышение профессионального мастерства водителей путем организации ежегодных занятий - нарушен п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27;

- не обеспечено заполнение обязательных реквизитов заказа-наряда на предоставление транспортных средств для перевозки пассажиров (в заказ-нарядах отсутствуют: паспортные данные, адрес, телефон ИНН фрахтователя) - нарушен п. 93 гл 3 Постановления Правительства РФ от 14.1.2009 № 112;

- увеличена продолжительность ежедневной работы (смены) водителей - нарушен п. 10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15;

- на междугородных автобусных маршрутах используются автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 01.01.1998 не оборудованные тахографами - нарушен п. 5.4 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8.01.97 г. № 2;

- на линию выпущены автобусы с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств - нарушен п. 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27; п. 7.4 Приложения Правил дорожного движения РФ утвержденных Постановлением Совета министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090;

- на новые маршруты перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допущены водители не прошедшие стажировку - нарушен п. 3.1.3, п. 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27;

- отсутствует контроль за выполнением всех рейсов, предусмотренных расписанием, соблюдением графиков движения на маршруте - нарушены: п. 5.2.5, п. 5.9 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8.01.97 г. № 2;

- организацией не соблюдается установленная продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня водителями - нарушен п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15;

- диспетчера организации допустили выдачу путевых листов без подписи водителя в получении путевых листов - нарушена типовая межотраслевая форма № 8 утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ. Подписью представителя ОАО «ПАТП № 1» Левиной Е.В. действующей по доверенности от 03.12.2009 № 49 удостоверен факт получения копии протокола об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление о привлечении к административной ответствен­ности подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

В силу пп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г.  N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637 установлено, что лицензионными требованиями и ус­ловиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, в соответствии с  которым организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте, в организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанного инструктажа.

Общество, осуществляя перевозки пассажиров, не обеспечило соблюдение требований по обеспечению водителей  оперативной информацией об условиях движения и работы на маршрутах путем проведения инструктажей (п. 3 акта от 09.12.2009, п. 2 протокола от 09.12.2009). 04.12.2009 выпущен на линию водители Филиппов А.В. по маршруту «Ульяновск-Чебоксары», Валеев И.М. по маршруту «Ульяновск-Инза», 06.12.2009 водитель Мухутдинов Ф.Р. по маршруту «Ульяновск-Самара» без проведения инструктажей - записи в журнале инструктажей отсутствуют.

Ссылка ОАО «ПАТП-1» на то, что в путевых листах делаются отметки о наличии гололеда, железнодорожных переездов и др. не может быть принята во внимание, так как согласно п. 3.4.1 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 организация обязана вести учет указанных инструктажей. Доказательства такого учета суду не представлены, а в акте проверки от 07-09 декабря 2009 зафиксировано 04.12.2009, 06.12.2009  выпущены на линию водители без обеспечения оперативной информацией об условиях движения и работы на маршрутах путем проведения инструктажей - в журнале инструктажей водителей ОАО «ПАТП-1» записи о проведении инструктажей 04.12.2009 водителей отсутствуют.

Согласно п. 10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.

В п. 5 акта проверки № 136/34 от 09.12.2009, п. 6 протокола № 003111 от 09.12.2009 зафиксировано, что нарушена продолжительность ежедневной работы (смены) водителей: Павлова В.А. - 17 час. 17 мин., Хваткова В.В. - 17 час. 00 мин.

В соответствии с п. 13 Положения утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания.

В п. 8 акта проверки № 136/34 от 09.12.2009, п. 11 протокола № 003111 от 09.12.2009 зафиксировано, что Обществом не соблюдается установленная продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня водителей: Серебрякову В.Н. представлен перерыв 7 час. 33 мин., Афанасьеву Н.В. представлен перерыв 7 час., Каверзиев Н.А. представлен перерыв 7 час. 17 мин. при установленной допустимости 4 часа.

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами в соответствии, с которым: владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения; к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляется следующее дополнительное требование - обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов; владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания.

Материалами проверки: п. 7 акта проверки № 136/34 от 09.12.2009, п. 10 протокола № 003111 от 09.12.2009 бесспорно, доказано, что Общество не осуществляет контроль за выполнением всех рейсов, предусмотренных расписанием, соблюдением графиков движения на маршруте. Водитель Морозов А.В. 04.12.2009 и 06.12.2009 осуществлял перевозку пассажиров по регулярному автобусному маршруту «В.Терасса - Малая Кандала» с неисправным контролером системы «транснавигация», диспетчерский пункт в селе Малая Кандала отсутствует.

В соответствии с типовой межотраслевой формой № 8 утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, при выдаче путевого листа в журнале учета путевых листов водителем обязательно учиняется отметка в получении путевого листа.

Материалами проверки доказано и не оспаривается  Обществом о том, что в журнале учета движения путевых листов отсутствуют отметки водителей: Улюкова Н.И., Смотракова Н.Я., Петрова А.В., Воротникова А.П. в получении путевых листов.

Согласно п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год.

Пунктом 12 акта проверки № 136/34 от 09.12.2009 зафиксировано, что Обществом не проводится повышение профессионального мастерства водителей путем организации ежегодных занятий. Не проведены занятия с водителями: Ксейдиновым А.А., Бгаутдиновым Ф.С., Салюковым В.А., Хакимовым Р.А., документы подтверждающие проведение занятий отсутствуют.

Доказательства иного суду не представлены.

Таким образом материалами проверки доказано, что ОАО «ПАТП-1» допустило к управлению транспортными средствами водителей не прошедших в течении года повышение профессионального мастерства.

В соответствии с п. 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утвержденного  Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, водители - предприниматели обязаны обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности.

Согласно п. 7.4  Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств Правил дорожного движения утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, не допускается эксплуатация транспортных средств в случае если: не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

Суд считает доказанным совершение Обществом правонарушения в части выпуска на линию автобусов с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. 08.11.2009 и 09.11.2009 водитель Зартдинов Р.А. осуществлял перевозку пассажиров по регулярным автобусным маршрутам: Ульяновск-Тольятти, Ульяновск-Самара, с неисправными: спидометром и тахогорафом на автобусе ЛиАЗ 52563301 рег.знак АА 580 73, путевые листы: № 29874 от 08.11.2009, № 29936 от 09.11.2009. В путевых листах: № 29874 от 08.11.2009, № 29936 от 09.11.2009 показания спидометра одинаковы - 236684.

Лицензионные требования и условия предусмотренные: Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 ОАО «ПАТП № 1» не были соб­людены (п.п. 3.4.1, 3.4.2, 4.2, 5.3 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27; п.п. 2.3.4, 5.2.5, 5.4, 5.9 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2; п.п. 10, 13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п. 7.4 приложения Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090; Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78), что подтверждается:  журналом инструктажа водителей уезжающих в дальни рейсы, листками прохождения стажировки водителей транспортных средств, путевыми листами, актом № 136/34 от 09.12.2009 проверки хозяйствующего субъекта, протоколом об административном пра­вонарушении № 003111 от 09.12.2009.

Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Арбитражный суд считает вину Общества в совершении правонарушения установленной, поскольку судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению обществом требований действующих нормативных актов.

В соответствии с п. 5.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, в организации должен осуществляться учет обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений.

Представители ОАО «ПАТП №1» сообщили суду, что журнал учета недостатков на маршруте выявленных водителями, регулировании движения, обустройства дорог, улиц, искусственных сооружений на них обществом ведется, последняя запись в него внесена в сентябре 2008 года. Поскольку после сентября от водителей не поступала информация о выявленных нарушениях на маршруте, то и информация в журнале отсутствует.

Доказательства обратного УГАДН по Ульяновской области суду не представлены.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правонарушение в данной части административным органом не доказано.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.

В данном случае заказ-наряд был оформлен Обществом, но с отступлениями от типовой формы.

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами в соответствии, с которым  автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Общество пояснило суду, что в настоящее время, автобусы работающие на внутриобластных и междугородных маршрутах оборудованы современными средствами связи - спутниковой системой «транснавигация», которая выполняет те же функции, что и морально устаревший тахограф - учет режима труда и отдыха, скоростной режим.

Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, в соответствии с  которым: лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки; организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки водителей.