АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2010 года  Дело N А72-19864/2009

Объявлена резолютивная часть 20.01.2010 г. Решение изготовлено в полном объеме - 21.01.2010 г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ипполитовой Ирины Вячеславовны, при ведении протокола судебного заседания судьей И.В. Ипполитовой,  рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Симбирскнефть+»

к Инспекции Государственного строительного надзора Ульяновской области

об оспаривании постановления № 170 от 25.11.2009 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя  - И.С. Сафонов, доверенность от 09.12.2009;

от Инспекции Государственного строительного надзора Ульяновской области - Т.Ф. Ярыгина, доверенность от 14.01.2010;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Симбирскнефть+» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления № 170 от 25.11.2009 Инспекции Государственного строительного надзора Ульяновской области по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.

Представитель заявителя сообщил суду, что с совершением правонарушения согласен и просит отменить оспариваемое постановление в части превышающей применения размера административного штрафа превышающего минимальный размер  установленный санкцией ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

Представитель Инспекции Государственного строительного надзора Ульяновской области возражает против удовлетворения заявленного требования, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела следует:

Общество с ограниченной ответственностью «Симбирскнефть+» (далее ООО «Симбирскнефть+») зарегистрировано 02.02.2005 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1057325000677, ИНН 7325051385).

29.10.2009 Автономное учреждение «Управление архитектуры и строительства» МО «Старомайнский район» Ульяновской области направило в адрес Инспекции государственного строительного надзора Ульяновской области сообщение № 167 о самовольном ведении ООО «Симбирск+» многотопливной АЗС расположенной по адресу: Ульяновская область, р.п. Старая Майна, ул. Сидорова, 32.

09.11.2009 главным специалистом Инспекции государственного строительного надзора Ульяновской области на основании сообщения Автономное учреждение «Управление архитектуры и строительства» МО «Старомайнский район» Ульяновской области № 167 от 29.10.2009 проведена проверка строительства объекта капитального строительства ООО «Симбирск+» - Многотопливной АЗС. В ходе проверки установлено нарушение требований п. 5 п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве многотопливной АЗС расположенной по адресу: Ульяновская область, р.п. Старая Майна, ул. Сидорова, 23. По результатам проверки оформлен акт.

09.11.2009 Инспекцией государственного строительного надзора Ульяновской области в адрес ООО «Симбирск+» направлено заказной корреспонденцией уведомление о необходимости явиться 16.11.2009 в 11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

16.11.2009 заместителем начальника Инспекции государственного строительного надзора Ульяновской области в отношении ООО «Симбирск+» составлен протокол № 66 об административном правонарушении. На составление протокола ООО «Симбирск+» не явилось. Протокол направлен в адрес ООО «Симбирск+» заказной корреспонденцией.

16.11.2009 Инспекцией государственного строительного надзора Ульяновской области в отношении ООО «Симбирск+» вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

16.11.2009 определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении с сопроводительным письмом № 06-01-213 направлено в адрес ООО «Симбирск+» заказной корреспонденцией

25.11.2009 заместителем начальника Инспекцией государственного строительного надзора Ульяновской области вынесено постановление № 170 о назначении ООО «Симбирск+» административного наказания за совершение административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300.000 руб. Событием правонарушения в постановлении указано: ООО «Симбирск+» нарушило требования п. 5 п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве многотопливной АЗС расположенной по адресу: Ульяновская область, р.п. Старая Майна, ул. Сидорова, 23.

Не согласившись с постановлением Инспекцией государственного строительного надзора Ульяновской области от 26.11.2009 года № 170 ООО «Симбирск+»  обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению частично, исходя из следующих обстоятельств:

Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (ред. от 16.02.2008, с изм. от 10.04.2008; далее - Положение) задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В силу п. 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований ч. 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных норм и правил.

В соответствии с пунктом 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Согласно пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений, в том числе жилых зданий.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.

Факт не направления ООО «Симбирск+» в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства объекта капитального строительства (с приложением  нему соответствующих документов) и сроках завершения работ которые подлежат проверке  доказан: актом проверки от 09.11.2009, протоколом от 16.11.2009 об административном правонарушении бесспорно и признан заявителем.

Субъектом данного правонарушения является ООО «Симбирск+».

В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В данном случае владелец земельного участка на котором осуществляется строительство является ООО «Симбирск+».

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что застройщиком объекта капитального строительства - многотопливная АЗС является ООО «Симбирск+».

Субъективная сторона деяния выражается виной в форме прямого умысла, поскольку требования об извещении о начале строительства объекта капитального строительства (с приложением  нему соответствующих документов) и сроках завершения работ которые подлежат проверке установлены действующим законодательством.

Доказательства отсутствия вины ООО «Симбирск+» у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о совершении Обществом административного правонарушения ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

Суд не находит оснований применения к заявителю ст.2.9 КоАП РФ, согласно которой  при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004г. при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Совершенное ООО «Симбирск+» административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере строительного контроля. Государственный строительный контроль направлен на соблюдения мер регулирования ведения строительства, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании строительства. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по исполнению функций застройщика.

Вместе с тем, Инспекция Государственного строительного надзора Ульяновской области необоснованно назначило Обществу наказание в виде административного штрафа, в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ - триста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются, в частности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Инспекция Государственного строительного надзора Ульяновской области в постановлении о привлечении к административной ответственности указала на отсутствие обстоятельств отягчающих вину ООО «Симбирск+» в совершении вменяемого ему административного правонарушения и на наличие смягчающего вину обстоятельства - совершение правонарушения впервые, тем не менее применила максимальный размер административного наказания (без наличия отягчающих обстоятельств).

Таким образом, административное наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 руб. назначено ООО «Симбирск+» неправомерно.

При отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд не находит оснований для применения Инспекцией Государственного строительного надзора Ульяновской области административного наказания в виде административного штрафа в максимальном размере санкции части 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

В силу действия п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.

Суд считает, что ООО «Симбирск+»следует установить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.

Суд не считает доказанным и обоснованным применение административного наказания в виде административного штрафа, в размере превышающем 100.000 руб. как не соответствующим целям и задачам административного наказания.

На основании ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По мнению суда, назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100.000 руб., достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п.1 ст.3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае взыскания в виде штрафа в размере 300.000 руб. имеет неоправданно карательный характер.

Нарушений иных процессуальных требований Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которые согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" являлись бы основанием для отмены обжалуемого Постановления органа строительного надзора, не установлено.

С учетом положений части 1 статьи 23.56, пункта 70 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами органов, осуществляющих государственный строительный надзор, в пределах предоставленных полномочий.

Срок составления протокола, предусмотренный в части 1 статьи 28.5 Кодекса, соблюден.

В протоколе отражены сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса.

По смыслу части 3 статьи 28.2 Кодекса протокол составляется в присутствии представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В рассматриваемой ситуации протокол составлен в отсутствии ООО «Симбирск+» при наличии доказательств о надлежащем извещении, о времени и месте рассмотрения материалов проверки и составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении направлена ООО «Симбирск+».

Вследствие этого нарушений требований частей 2, 3, 4 статьи 28.2 Кодекса арбитражным судом не установлено, должностными лицами строительного надзора соблюдена процедура возбуждения дела об административном правонарушении.

Нарушения срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса, арбитражный суд не установил.

На основании вышеизложенного арбитражный суд полагает, что  заявление ООО «Симбирск+» о признании постановления № 170 от 25.11.2009 Инспекции Государственного строительного надзора Ульяновской области по делу об административном правонарушении незаконным, следует удовлетворить в части назначения размера административного наказания.