• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 20 июля 2011 года  Дело N А72-1999/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 20.07.2011г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А.Каданцев,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Павловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Коммунальное обслуживание» (ОГРН 1057302015792), Ульяновская область, г. Димитровград,

к Отделу надзорной деятельности по г. Димитровграду УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области

об оспаривании предписаний № 327/577/3/10 от 14.01.2011 и № 327/577/4/5 от 14.01.2011,

заинтересованное лицо: заместитель главного государственного инспектора г.Димитровграда по пожарному надзору Мещеряков В.В.,

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области Управление надзорной деятельности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Барышев В.Г., доверенность от 27.05.2011г.;

от ответчика - не явились, извещены, заявление о рассмотрении без участия;

от заинтересованных лиц - не явились, уведомлены,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальное обслуживание» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Димитровграду УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области об оспаривании предписаний № 327/577/3/10 от 14.01.2011 и № 327/577/4/5 от 14.01.2011.

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц заместителя главного государственного инспектора г.Димитровграда по пожарному надзору В.В.Мещерякова.

Заявитель считает, что оспариваемые предписания вынесены должностным лицом ответчика за пределами установленных полномочий, поскольку органы государственного пожарного надзора, хотя и находятся в составе МЧС РФ, но не наделены специальными полномочиями на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, заявитель считает, что органом пожарного надзора неправильно истолкованы и применены нормативно-правовые акты: пункт 1 части 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ; пункт «б» ст. 3, абз. 1, 2, 3 ст. 4, абз. 3 п. «в» ст. 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841, пункт 22 приказа МЧС РФ от 13.11.2006г. № 646; п. 3 ст. 2, ст. 6 Постановления Правительства РФ от 10.07.1998г. № 782; ст. 3, абз. 4 ст. 4, абз. 4 ст. 8 приказа МЧС РФ от 21.12.2005г. № 993, ст. 3, абз. 2, 3 ст. 4, ст. 5, 6, абз. 1 ст. 16.1, абз. 1 ст. 16.2, абз. 5 ст. 16.4 приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. № 687; п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68; п. 34 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ; п. «а» ст. 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547. Свое мнение заявитель основывает на том, что всеми перечисленными нормами, нарушение требований которых следует устранить в соответствии с оспариваемыми предписаниями, установлены полномочия организаций в области гражданской обороны, в том числе по планированию и организации проведения мероприятий по гражданской обороне, а не обязанностей по выполнению указанных в нормах мероприятий в области гражданской обороны. При этом, подчеркивает заявитель, некоторые из этих норм предусматривают выполнение мероприятий в области гражданской обороны (в частности, обеспечение работников организации средствами индивидуальной защиты) если на территории, на которой располагается организация, введено военное положение, однако на территории г. Димитровграда не объявлено военное положение и город не относится к территориям, указанным в п. 7 приказа МЧС РФ от 21.12.2005г. № 993.

Таким образом, заявитель полагает, что у него, как у организации, не являющейся объектом производственного назначения, перечисленным в пункте 34 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не имеется обязанностей по планированию и осуществлению мер в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций, по проведению занятий с сотрудниками организации по действиям в чрезвычайных ситуациях, обязательному наличию рабочих программ обучения работников организации порядку действий в чрезвычайных ситуациях, по созданию учебно-материальной базы (уголка гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций), по планированию мероприятий в области гражданской обороны (в части наличия инструкции по выполнению мероприятий гражданской обороны), нет обязанности руководителя заявителя пройти обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС Ульяновской области, не требуется назначение работника, уполномоченного на решение задач по гражданской обороне, с разработкой его функциональных обязанностей и др.

Отдел надзорной деятельности по г. Димитровграду УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области Управление надзорной деятельности с требованиями заявителя не согласилось по доводам, изложенным в отзыве.

Заместитель главного государственного инспектора г.Димитровграда по пожарному надзору В.В.Мещеряков с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Поскольку участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, дело рассматривается в отсутствие представителей Отдела надзорной деятельности по г. Димитровграду УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области, заместителя главного государственного инспектора г.Димитровграда по пожарному надзору В.В.Мещерякова, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области Управления надзорной деятельности в соответствии со ст.156 АПК РФ.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальное обслуживание» зарегистрировано Инспекцией МНС России по г. Димитровграду Ульяновской области 18.04.2005г. и действует на основании свидетельства серия 73 № 000387286 (ОГРН 1057302015792). В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 устава ООО «Коммунальное обслуживание» Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли, обладающее общей гражданской правоспособностью, вправе иметь гражданские права и нести гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, при этом общество обязано соблюдать применимое законодательство (п. 2.5 Устава - л.д. 25).

На основании распоряжения от 10.12.2010г. № 327/577 должностными лицами ответчика в период с 14.12.2010г. по 14.01.2011г. проведена плановая выездная проверка ООО «Коммунальное обслуживание» по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, пр. Димитрова, 13, с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, требований в области гражданской обороны, а также в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на оснвоании плана проведения плановых проверок на 2010 год, опубликованного на сайте.

В результате проверки выявлены нарушения, на устранение которых заявителю выданы предписания от 14.01.2011г. № 327/577/3/10 и № 327/577/4/5.

Предписанием № 327/577/3/10 ООО «Коммунальное обслуживание» установлена обязанность в срок до 01.07.2011г. устранить нарушения:

1. пункта 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ (не планируются мероприятия в области гражданской обороны (отсутствует инструкция по выполнению мероприятий гражданской обороны);

2. пункта «б» ст. 3, абз. 1, 2 ст. 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841, пункта 22 приказа МЧС РФ от 13.11.2006г. № 646 (руководитель организации не прошел обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС Ульяновской области - следует пройти обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС Ульяновской области руководителю организации, получить удостоверение о прохождении обучения);

3. ст. 2, 3 п. «в» Постановления Правительства РФ от 10.07.1999г. № 782 (не назначен работник, уполномоченный на решение задач по гражданской обороне);

4. ст. 6 Постановления Правительства РФ от 10.07.1999г. № 782 (не разработаны функциональные обязанности работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны);

5. ст. 3, абз. 4 ст. 4, абз. 4 ст. 8 приказа МЧС РФ от 21.12.2005г. № 993 (работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты - следует обеспечить всех работников организации средствами индивидуальной защиты);

6. абз. 3 ст. 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841; ст. 16.1 абз. 1 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. № 687 (нет рабочих программ обучения работников организации в области гражданской обороны);

7. абз. 1 ст. 16.2 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. № 687 (не создана система оповещения работников);

8. абз. 5 ст. 16.4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. № 687 (нет планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки);

9. пункта 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ, ст. 5, 6 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. № 687 (не разработан план гражданской обороны);

10. ст. 3,4 абз. 2, 3 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. № 687 (нет плана основных мероприятий гражданской обороны на год).

Предписанием № 327/577/4/5 ООО от 14.01.2011г. «Коммунальное обслуживание» установлена обязанность в срок до 01.07.2011г. устранить нарушения:

1. пункта «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ (не планируются мероприятия и не осуществляются меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций (отсутствует инструкция по действиям персонала организации при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера);

2. ст. 4 п. «а» Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 (с сотрудниками организации не проводятся занятия по действиям в чрезвычайных ситуациях);

3. ст. 4 п. «а» Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 (нет рабочих программ обучения работников организаций порядка действий в чрезвычайных ситуациях (следует разработать рабочую программу обучения работников организаций порядка действий в чрезвычайных ситуациях);

4. абз. 3 пункта «4» ст. 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841 (не создана учебно-материальная база - уголок гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций);

5. ст. 4 пункта «а» Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 (нет рабочих программ обучения работников организаций порядка действий в чрезвычайных ситуациях).

Не согласившись с предписаниями, общество с ограниченной ответственностью «Коммунальное обслуживание» оспорило их в судебном порядке.

Требования заявителя суд рассматривает исходя из следующего.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в силу пункта 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (п. 2 Положения об МЧС России).

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), войска гражданской обороны, Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе представительств Российской Федерации при международных организациях (п. 3 Положения об МЧС России).

Пунктом 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 06.08.2004г. №372, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 2, 3, 8, 15 пункта 12 Положения о территориальном органе МЧС России территориальный орган МЧС России разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России, другие организационно-планирующие документы; организует в пределах своей компетенции работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасанию и жизнеобеспечению людей при этих чрезвычайных ситуациях; организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности в пределах своей компетенции; осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882) Правительство Российской Федерации Постановлением от 21.05.2007г. № 305 утвердило Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны. Пунктом 2 указанного Положения установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны).

«Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий:

а) организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;…

г) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны;…» (п. 4 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны).

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 5 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны).

В силу пункта 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения

предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;…

Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденный Приказом МЧС России от 09.08.2010г. № 381, в соответствии с которым органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальные органы, а должностными лицами МЧС России, уполномоченными осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны (далее - должностные лица ГНГО), в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, являются начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители.

Таким образом, поскольку пунктом 2.1 Положения об отделе государственного пожарного надзора по городу Димитровграду Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ульяновской области, утвержденного 03.07.2009г. начальником УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области, отдел является структурно-территориальным подразделением УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области, одной из основных задач отдела (п. 3.2) является организация и осуществление надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами, а должностной инструкцией заместителя начальника отдела надзорной деятельности по городу Димитровграду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ульяновской области Мещерякова Владимира Владимировича (утверждена 15.01.2011г.) на указанное должностное лицо возложена функция организации и осуществления, в том числе, надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами, следует признать, что оспариваемые предписания вынесены уполномоченным лицом в рамках установленных действующим законодательством полномочий.

Требования, изложенные в оспариваемых предписаниях, суд считает правомерными.

Как установлено статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Заявитель не является лицом, эксплуатирующим потенциально опасные производственные объекты.

Однако суд учитывает наличие в месте нахождения заявителя (город Димитровград Ульяновской области) предприятия, эксплуатирующего ядерные реакторы, - ОАО ГНЦ «НИИАР», что для местного населения является общеизвестным фактом, с учетом ежедневных сводок о радиационной безопасности, которые доводятся до сведения населения Ульяновской области посредством различных средств массовой информации.

Частью 1 статьи 9 этого же Федерального закона установлено следующее: «Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

В соответствии с частью 4 статьи 18 этого же Федерального закона «Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций».

В преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указано следующее: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Статьей 1 этого же Федерального закона определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу статьи 7 этого же Федерального закона «Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».

Статьей 14 этого же Федерального закона установлено следующее:

«Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами».

Таким образом, приведенные нормы Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указывают на наличие у заявителя обязанностей по выполнению как мероприятий по гражданской обороне, так и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данные нормы (как и положения иных нормативных актов) не предусматривают условий, освобождающих какие-либо организации от исполнения этих обязанностей. Указанные в оспариваемых предписаниях Постановления Правительства РФ и Приказы МЧС России конкретизируют требования указанных федеральных законов. При этом оспариваемые предписания лишь указывают на наличие у Общества соответствующей обязанности, установленной нормативными актами, и на необходимость устранения таких нарушений. Требования оспариваемых предписаний, требующие от Общества материальных затрат (в частности, пункты 5, 7 предписания № 327/577/3/10 от 14.01.2011), не конкретизированы и оставляют за Обществом свободу выбора исполнения этих требований в рамках, соответственно, пункта 8 приказа МЧС РФ от 21.12.2005г. № 993 (устанавливающей обязанность организации обеспечить всех работников организации средствами индивидуальной защиты), и пункта 16.2 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008г. № 687 (устанавливающей обязанность организации по созданию системы оповещения работников).

Довод заявителя о том, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г.Димитровграда от 13.04.2011г. обстоятельства, указанные в оспариваемых предписаниях, не послужили основанием для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает несостоятельным. Ссылка заявителя на постановление мирового судьи неправомерна, поскольку согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм. Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 11974/06.

В связи с изложенным требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Судебные расходы отнести на заявителя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

Судья Ю.А.Каданцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-1999/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 20 июля 2011

Поиск в тексте