• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2011 года  Дело N А72-199/2009

Объявлена резолютивная часть решения 03 февраля 2011 г. Изготовлено решение в полном объеме 10 февраля 2011 г.

Арбитражный суд Ульяновской области

в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Ларисой Валериевной Воронцовой

рассмотрел в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска», г. Ульяновск

к Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва

третьи лица: Министерство финансов Ульяновской области, г. Ульяновск

Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска», г. Ульяновск

Департамент социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г.Ульяновск

о взыскании 8991177 руб. 74 коп.

с участием представителей:

от истца - не явился, уведомление №91222;

от ответчика - О.В. Журавлева, доверенность от 21.01.2010;

от Министерства финансов Ульяновской области - не явился, уведомление №91225;

от МУП «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» - не явился, уведомление №91223;

от Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области - не явился, уведомление №91224;

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», г. Ульяновск, Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска», г. Ульяновск обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области, г. Ульяновск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 2002г. по 2004г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере 7085275 руб. 45 коп.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2009г. в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных тре­бований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2009г. в порядке п.4 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принят отказ Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» от исковых требований в полном объеме.

Указанным определением Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

До вынесения решения по делу судом удовлетворены ходатайства Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное»: об уменьшении суммы иска до 7 027 365 руб. 16 коп. с определением периода предоставления льгот в 2004 году (6 213 756 руб.27 коп. по Федеральному закону «О ветеранах», 46 134 руб. 15 коп. по Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 43 114 руб. 01 коп. по Закону Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов», 724 360 руб. 73 коп. по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов»), об отказе от иска к Департаменту, о привлечении Департамента в качестве третьего лица, о признании в качестве ответчика Российской Федерации в лице Министерства.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2009 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.

Дело передано на новое рассмотрение судье Т.В.Захаровой.

Определением от 02.03.2010 г. суд удовлетворил ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу, приостановил производство по делу №А72-199/2009 до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявления Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ульяновской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2009 г. по делу №А72-199/2009 Арбитражного суда Ульяновской области.

Определением от 31.03.2010 г. производство по делу возобновлено.

Определением от 15.06.2010 суд по ходатайству истца назначил по настоящему делу экспертизу с целью получения ответов на вопросы:

1) Соответствует ли предъявленная истцом ко взысканию суммы льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным на территории Железнодорожного района г.Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам следующих категорий: ветераны, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды, доноры крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?

2) Определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной льготной категории граждан и следующими суммами: суммой, оплаченной льготной категорией граждан за оказанные услуги, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 г.

Проведение экспертизы было поручено ООО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу», производство по делу приостановлено до получения результатов из экспертного учреждения.

Определением от 12.11.2010 производство по делу возобновлено.

Определением от 12.01.2011 суд удовлетворил ходатайство истца о замене истца на правопреемника, заменил истца - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» на правопреемника - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска».

Определением от 25.01.2011 суд удовлетворил ходатайства истца об увеличении размера исковых требований и об изменении основания иска, истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 8991177 руб. 74 коп., возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2004г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (ходатайство - т.30, л.д.65, расчет - т.30, л.д.68).

Определением от 03.02.2011 суд оставил без удовлетворения ходатайство Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска» о приостановлении производства по делу №А72-199/2009 до вступления в силу судебного акта по делу №А72-194/2009 (с учетом кассационного обжалования).

Истец и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие истца и третьих лиц по имеющимся в деле материалам.

Представителем истца в судебном заседании 25.01.2011 было заявлено устное ходатайство о проведении экспертизы по делу с учетом изменения основания исковых требований, по новым категориям граждан.

В соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются судом.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, поскольку объем представленных в материалы дела доказательств позволяет разрешить спор по существу без назначения еще одной экспертизы.

От истца в судебное заседание поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов для проведения экспертизы и большим объемом предоставляемых документов.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку у истца было достаточно времени для предоставления доказательств, рассмотрение спора неоднократно откладывалось по ходатайству истца, отложение рассмотрения спора приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения спора по настоящему делу. В соответствии с п.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Представитель ответчика заявила в судебном заседании ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Мэрии города Ульяновска и Финансового управления мэрии города Ульяновска (г. Ульяновск, ул. Кузнецова 7). Ответчик просит запросить у Мэрии города Ульяновска и Финансового управления мэрии города Ульяновска:

сведения о варианте кассового обслуживания исполнения местного бюджета города Ульяновска в 2005-2007 годах;

соглашение об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства по Ульяновской области отдельных функций по исполнению местного бюджета г. Ульяновска при кассовом обслуживании исполнения бюджета территориальными органами Федерального .казначейства, заключенное между Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области и Администрацией г.Ульяновска (мэрией) 10.01.2006.

Рассмотрев заявленные ходатайства, суд считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку из материалов дела не усматривается, что спор по настоящему делу затрагивает права и обязанности Мэрии города Ульяновска и Финансового управления мэрии города Ульяновска.

Представитель Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации исковые требования не признала, считает, что к заявленным исковым требованиям следует применить срок исковой давности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» (правопредшественник истца) создано 20.05.2004 г. (свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 73 №000900809 (л.д.55, т.1)

Согласно п. 2.2 Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:

- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;

- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;

- оказание коммунальных и других платных услуг населению;

- аварийное обслуживание инженерных сетей жилищного фонда, нежилых зданий, их инженерных инфраструктур.

Согласно п.1.6. Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» в структуру предприятия входят следующие участки по эксплуатации и функционированию жилищного фонда: ЖЭУ №11, расположенный по адресу: г. Ульяновск, проезд Героя Аверьянова, 5; ЖЭУ №16, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 3; ЖЭУ №19, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 39-а; ЖЭУ №20, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Нагорная, 1; ЖЭУ №22, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 12; участок по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту автотранспортных средств, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; участок по текущему, капитальному ремонту инженерных сетей жилого фонда, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; аварийно-диспетчерская служба, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 55; участок по изготовлению и переработке строительных материалов, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Транспортная, 3.

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» на основании договора от 01.06.2004г. № 0040 с Комитетом ЖКХ и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска о передаче жилого фонда в управление заключило договоры на приобретение коммунальных ресурсов и услуг: № 884 от 01.07.2004г. на отпуск воды и прием сточных вод с Муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскводоканал»; теплоснабжения №520 от 17.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городской теплосервис», энергоснабжения № 331 от 01.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городская теплосеть» и осуществляло в 2004г. предоставление коммунальных услуг потребителям в Железнодорожном районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.

01.06.2004 между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» (Агент) был заключен агентский договор № 261д, на основании которого Агент обязался по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение № 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтом, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.

В течении 2004 г. Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» несло расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» средства, как утверждает истец, полностью не покрывали указанные затраты.

По сведениям истца, ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в 2004 г.

В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 8991177 руб. 74 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. ст. 14 - 23 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) ветераны всех категорий имеют право на оплату в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов) газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции закона от 23.12.2003 г.) порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

В соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Законом Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» предусмотрено снижение до 50 % размера оплаты коммунальных услуг отдельным категориям доноров.

Согласно Правилам предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 г. № 426 расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.

Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» предусмотрено освобождение Героев, полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы предоставляются его вдове (вдовцу), родителям и сохраняются за указанными лицами.

Согласно Федеральному закону №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2-61 настоящего Федерального закона, или на ежемесячную денежную выплату в порядке и размере, установленных статьей 62 настоящего Федерального закона, и льготы, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Статьей 3 указанного закона предусмотрено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда, а также освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними нетрудоспособных членов их семей от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, центральное отопление).

Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий» предусмотрено, что реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 №186-ФЗ) реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.

В силу статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 №419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

Согласно п. п. 1, 2 Указа Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 18 Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, обязанность по возмещению истцу платы, не полученной от льготных категорий потребителей за период с июня по декабрь 2004 г. должна быть возложена на Российскую Федерацию.

В соответствии с расчетом убытков, представленным истцом (т.30, л.д.68), за спорный период Комитетом социальной защиты населения администрации Ульяновской области подтверждена сумма предоставленных льгот:

по Федеральному закону №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» в размере 21034 руб. 91 коп., профинансировано - 28556 руб. 38 коп., переплата составляет 7521 руб. 47 коп.

по Федеральному закону №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в размере 8417 руб. 03 коп., профинансировано - 6678 руб. 39 коп., недоплата составляет 1738 руб. 64 коп.;

по Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в размере 8492 804 руб. 94 коп., профинансировано - 2795 241 руб. 14 коп., недоплата составляет 7365 950 руб. 20 коп.;

по Федеральному закону №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 4407 871 руб. 83 коп., профинансировано - 3207 351 руб. 40 коп., недоплата составляет 1602 969 руб. 52 коп.;

по Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий»в размере 167 470 руб. 02 коп., профинансировано - 167 470 руб. 02 коп., задолженность отсутствует;

по Закону Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в размере 77 787 руб. 58 коп., профинансировано - 12 926 руб. 53 коп., недоплата составляет 75 160 руб. 30 коп.;

по Указу Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере 15 021 руб. 08 коп., профинансировано - 14 683 руб. 06 коп., недоплата составляет 338 руб. 02 коп.;

по Закону Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», МУП ЕРКЦ г.Ульяновска выставлено счетов-фактур на сумму 71311 руб. 14 коп., Комитетом социальной защиты населения администрации Ульяновской области подтверждена сумма предоставленных льгот в размере 56 955 руб. 92 коп., профинансировано - 9 588 руб. 00 коп., недоплата составляет 65 103 руб. 76 коп.

В соответствии с расчетом истца по Федеральному закону №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» задолженность составляет 1738 руб. 64 коп., по Указу Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» - 338 руб. 02 коп.

Однако, расчет истца опровергается актом сверки кредиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги между Комитетом социальной защиты населения Железнодорожного района и МУП «ЕРКЦ г.Ульяновска» за период с 04.2002 г. по 12.2004г. (т.2, л.д.29), в соответствии с которым долг за 2004 г. по Федеральному закону №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и по Указу Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» по состоянию на 26.12.2006 отсутствует.

В соответствии с расчетом истца задолженность по Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» отсутствует.

Соответственно, основания для удовлетворения исковых требований, основанных на вышеуказанных законах, отсутствуют.

В процессе рассмотрения спора судом по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу», эксперту Андрюхину С.А.

На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1) Соответствует ли предъявленная истцом ко взысканию суммы льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным на территории Железнодорожного района г.Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам следующих категорий: ветераны, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды, доноры крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?

2) Определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной льготной категории граждан и следующими суммами: суммой, оплаченной льготной категорией граждан за оказанные услуги, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 г.

Согласно заключению эксперта №005/050-2010 от 30.07.2010, «фактический размер полученных льгот (скидок к оплате) гражданами, определенный экспертом в соответствии с представленными данными первичных документов, подтверждающими право граждан на льготы, и не перечисленный истцу из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот в период с июня по декабрь 2004 г. составляет 9109 183 руб. 78 коп.

Таким образом, предъявленная истцом ко взысканию сумма льгот 7027 365 руб. 16 коп. не соответствует, а именно: меньше фактического размера полученных льгот (скидок в оплате) гражданами, определенного экспертом в соответствии с представленными первичными документами, подтверждающими право граждан на льготы, и не перечисленному истцу из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот». (т.19 л.д.22).

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявил о применении срока исковой давности по заявленным истцом требованиям.

Истец считает, что имел место перерыв течения срока исковой давности в связи с тем, что ответчик, в течении срока исковой давности совершил действия, свидетельствующие о признании долга.

Согласно ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

Возмещение расходов, установленных федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год исполнение бюджета за соответствующий финансовый год предусмотрено в течение всего года. Узнать о том, что денежных средств на возмещение расходов льготной категории граждан недостаточно, Предприятие могло по истечении соответствующего финансового года, то есть с 1 января года, следующего за отчётным.

В соответствии со статьёй 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Следовательно, течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготных категорий в 2004 г., начинается с 01.01.2005 г., срок исковой давности истекает 01.01.2008 г.

Согласно ст. 203 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Как следует из представленных платежных поручений, возмещение расходов по одному платежному поручению производилось только в связи с предоставлением льгот на основании одного из законов.

Учет поступающих средств в счет возмещения расходов согласно предоставленным в материалы дела Сведениям о поступлении от Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г.Ульяновска осуществлялся МУП «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» - агентом истца - производился также по видам льгот (т.8, л.д.2).

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 №15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» установлено, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, может относиться частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований.

Таким образом, погашение образовавшейся задолженности по возмещению расходов, возникших в связи с предоставлением льгот одной категории граждан в соответствии с одним из законов, не означает признания задолженности по возмещению расходов, возникших в связи с предоставлением льгот другим льготным категориям граждан в соответствии с другими законами.

Экспертом установлено, что перечисление денежных средств Комитетом социальной защиты населения Железнодорожного района г.Ульяновска на счет МУП «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» в счет возмещения выпадающих доходов по категориям граждан «ветераны», «чернобыльцы», «доноры» производилось в 2004 году. Срок исковой давности по требованиям о взыскании денежных средств в связи с предоставлением льгот «ветеранам», «чернобыльцам», «донорам» истек 01.01.2008. Исковое заявление подано в арбитражный суд в январе 2009 года.

Платежное поручение №621 от 29.06.2006 на перечисление Комитетом социальной защиты населения Железнодорожного района г.Ульяновска в счет возмещения выпадающих доходов 422900 руб. также не свидетельствует о признании долга в размере общей суммы задолженности по предоставленным льготам инвалидам.

В назначении платежа в платежном поручении указано на возмещение коммунальных услуг за ноябрь 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно представленным в материалы дела расчетам исковых требований, счетам-фактурам истцом и МУП «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» учет выпадающих доходов осуществлялся помесячно. Перечисление Комитетом социальной защиты населения г.Ульяновска также производилось с указанием в платежных поручениях периода - конкретного месяца, в котором предоставлялись льготы гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 №15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» предусмотрено, что в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).

Согласно ч.2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом. по исковым требованиям в части возмещения платы, не полученной истцом от льгот категорий потребителей по Федеральному закону №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральному закону №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по Закону Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закону Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов» истек срок исковой давности, в связи с чем в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат по мотиву пропуска срока исковой давности.

В платежных поручениях о перечислении денежных средств в 2005 г. в качестве компенсации коммунальных услуг, предоставленных на основании федеральных законов (т.4), имеются указания на период, за который производилось перечисление, и ссылка на федеральные законы, на основании которых перечислялись денежные средства. Оплата производилась за 2005 г., поэтому платежные поручения, имеющиеся в томе 4 настоящего дела, не могут служить основанием для перерыва срока исковой давности.

Платежное поручение №510 от 24.11.2006, представленное истцом в качестве доказательства перерыва срока исковой давности по требованиям, основанным на Федеральном законе №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», суд не принимает в качестве доказательства перерыва срока исковой давности, исходя из следующего.

Из платежного поручения №510 от 24.11.2006 (т.30, л.д.48) усматривается, что перечисление кредиторской задолженности за период с 01.04.2002 по 31.12.2004 по Федеральному закону №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» производил Департамент финансов Ульяновской области. Об этом свидетельствует также указание в платежном поручении на Закон Ульяновской области от 29.11.2005 №123-ЗО.

В Законе Ульяновской области от 29.11.2005 № 123-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 год» были предусмотрены расходы областного бюджета на погашение кредиторской задолженности по Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» в сумме 42 032,9 тыс. руб.

В соответствии с п.4.1 Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 22.03.2004 №1н (действовал в 2006 году), орган Федерального казначейства обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по поручению финансового органа (уполномоченного органа) без осуществления санкционирования выплат из бюджета. Согласно п. 4.5 указанного Порядка осуществление и учет операций по кассовым выплатам осуществляется органом Федерального казначейства на основании платежных документов финансового органа (уполномоченного органа), оформленных в соответствии с пунктом 1.5 Порядка.

При этом платежные поручения на списание средств с единого счета бюджета составляются с учетом следующих особенностей:

в поле «ИНН» плательщика указывается значение ИНН получателя средств бюджета;

в поле «КПП» плательщика указывается значение КПП получателя средств бюджета;

в поле «Плательщик» указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках - сокращенные наименования финансового органа (уполномоченного органа) и получателя средств соответствующего бюджета;

в поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа в скобках проставляется показатель бюджетной классификации Российской Федерации и номер лицевого счета по коду 02, открытый финансовому органу (уполномоченному органу) в органе Федерального казначейства, затем иная необходимая для исполнения бюджета информация (указывается код цели).

Согласно п. 4.4. Порядка при поступлении в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) субсидий (субвенций) из федерального бюджета органом Федерального казначейства присваивается аналитический код, идентифицирующий операцию, связанную с субсидиями (субвенциями), полученными из федерального бюджета, в соответствии с отчетом по установленной Федеральным казначейством форме (далее - код цели), в соответствии с информацией, указанной в поле «Назначение платежа».

В платежном поручении №510 от 24.11.2006 указано в поле Плательщик в скобках «Департамент финансов Ульяновской области» - финансовый орган Ульяновской области, в поле назначения платежа номер лицевого счета с кодом 02 (02292132002). Из пояснений представителя Управления Федерального казначейства по Ульяновской области следует, что указанный лицевой счет открыт Департаменту финансов Ульяновской области. В указанном платежном поручении отсутствует указание на код цели, что свидетельствует о том, что платеж осуществлялся не за счет субсидий (субвенций), выделенных из федерального бюджета.

Таким образом, по представленному платежному поручению №510 от 24.11.2006 орган Федерального казначейства не подтверждал денежные обязательства федерального бюджета (т.к. перечисление осуществлялось не за счет межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета) и не совершал разрешительную надпись на право осуществления расходов (т.к. кассовая выплата осуществлялась за счет средств областного бюджета).

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области при проведении платежа по платежному поручению №510 от 24.11.2006 осуществляло полномочия органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения областного бюджета Ульяновской области и местного бюджета г.Ульяновска в соответствии со ст. 166.1, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Разрешительную надпись Управление Федерального казначейства по Ульяновской области по этому платежному поручению не совершало в соответствии со ст. 253 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в 2006 г.).

Совершение ответчиком иных действий, свидетельствующих о перерыве срока исковой давности по исковым требованиям, из материалов дела не усматривается.

Учитывая изложенное, исковые требования следует оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины и расходы по проведению экспертизы возлагаются на истца.

Руководствуясь статьями 110, 159, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ходатайства истца о назначении экспертизы, отложении судебного заседания оставить без удовлетворения.

Ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Мэрии города Ульяновска и Финансового управления Мэрии города Ульяновска, а также об истребовании дополнительных доказательств оставить без удовлетворения.

Исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Т.В. Захарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-199/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 10 февраля 2011

Поиск в тексте