АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2011 года  Дело N А72-199/2009

Объявлена резолютивная часть решения 03 февраля 2011 г. Изготовлено решение в полном объеме 10 февраля 2011 г.

Арбитражный суд Ульяновской области

в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Ларисой Валериевной Воронцовой

рассмотрел в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска», г. Ульяновск

к Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа -  Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва

третьи лица: Министерство финансов Ульяновской области, г. Ульяновск

Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска», г. Ульяновск

Департамент социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г.Ульяновск

о взыскании 8 991 177 руб. 74 коп.

с участием представителей:

от истца - не явился, уведомление №91222;

от ответчика - О.В. Журавлева, доверенность от 21.01.2010;

от Министерства финансов Ульяновской области - не явился, уведомление №91225;

от МУП «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» - не явился, уведомление №91223;

от Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области - не явился, уведомление №91224;

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», г. Ульяновск, Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр  г. Ульяновска», г. Ульяновск обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением  к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области, г. Ульяновск о взыскании  расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 2002г. по 2004г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом  Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г.  «О социальной защите граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере 7 085 275 руб. 45 коп.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2009г. в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных тре­бований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2009г.  в порядке  п.4 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судом принят отказ Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска» от исковых требований в полном объеме.

Указанным определением Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

До вынесения решения по делу судом удовлетворены ходатайства Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное»: об уменьшении суммы иска до 7 027 365 руб. 16 коп. с определением периода предоставления льгот в 2004 году (6 213 756 руб.27 коп. по Федеральному закону «О ветеранах», 46 134 руб. 15 коп. по Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 43 114 руб. 01 коп. по Закону Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов», 724 360 руб. 73 коп. по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов»), об отказе от иска к Департаменту, о привлечении Департамента в качестве третьего лица, о признании в качестве ответчика Российской Федерации в лице Министерства.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2009 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009 г. отменено,  дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.

Дело передано на новое рассмотрение судье Т.В.Захаровой.

Определением от 02.03.2010 г. суд удовлетворил ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу, приостановил производство по делу №А72-199/2009 до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявления Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ульяновской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2009 г. по делу №А72-199/2009 Арбитражного суда Ульяновской области.

Определением от 31.03.2010 г. производство по делу возобновлено.

Определением от 15.06.2010 суд по ходатайству истца назначил по настоящему делу экспертизу с целью получения ответов  на вопросы:

1) Соответствует ли предъявленная истцом  ко взысканию суммы льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным на территории Железнодорожного района г.Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам следующих категорий: ветераны, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды, доноры крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?

2) Определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной  льготной категории граждан и следующими суммами: суммой, оплаченной льготной категорией граждан за оказанные услуги, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 г.

Проведение экспертизы было поручено ООО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу», производство по делу приостановлено до получения результатов из экспертного учреждения.

Определением от 12.11.2010 производство по делу возобновлено.

Определением от 12.01.2011 суд удовлетворил ходатайство истца о замене истца на правопреемника, заменил истца - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» на правопреемника - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска».

Определением от 25.01.2011 суд удовлетворил ходатайства истца об увеличении размера исковых требований и об изменении основания иска, истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 8 991 177 руб. 74 коп., возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2004г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом  Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г.  «О социальной защите граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (ходатайство - т.30, л.д.65, расчет - т.30, л.д.68).

Определением от 03.02.2011 суд оставил без удовлетворения ходатайство Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска» о приостановлении производства по делу №А72-199/2009 до вступления в силу судебного акта по делу №А72-194/2009 (с учетом кассационного обжалования).

Истец и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие истца и третьих лиц по имеющимся в деле материалам.

Представителем истца в судебном заседании 25.01.2011 было заявлено устное ходатайство о проведении экспертизы по делу с учетом изменения основания исковых требований, по новым категориям граждан.

В соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются судом.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, поскольку объем представленных в материалы дела доказательств позволяет разрешить спор по существу без назначения еще одной экспертизы.

От истца в судебное заседание поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов для проведения экспертизы и большим объемом предоставляемых документов.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку у истца было достаточно времени для предоставления доказательств, рассмотрение спора неоднократно откладывалось по ходатайству истца, отложение рассмотрения спора приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения спора по настоящему делу. В соответствии с п.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Представитель ответчика заявила в судебном заседании ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Мэрии города Ульяновска и Финансового управления мэрии города Ульяновска (г. Ульяновск, ул. Кузнецова 7). Ответчик просит запросить у Мэрии города Ульяновска и Финансового управления мэрии города Ульяновска:

сведения о варианте кассового обслуживания исполнения местного бюджета города Ульяновска в 2005-2007 годах;

соглашение об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства по Ульяновской области отдельных функций по исполнению местного бюджета г. Ульяновска при кассовом обслуживании исполнения бюджета территориальными органами Федерального .казначейства, заключенное между Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области и Администрацией г.Ульяновска (мэрией) 10.01.2006.

Рассмотрев заявленные ходатайства, суд считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку из материалов дела не усматривается, что спор по настоящему делу затрагивает права и обязанности Мэрии города Ульяновска и Финансового управления мэрии города Ульяновска.

Представитель Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа -  Министерства финансов Российской Федерации исковые требования не признала, считает, что к заявленным исковым требованиям следует применить срок  исковой давности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» (правопредшественник истца) создано 20.05.2004 г. (свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 73 №000900809 (л.д.55, т.1)

Согласно п. 2.2 Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное»  основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:

- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;

- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;

- оказание коммунальных и других платных услуг населению;

- аварийное  обслуживание инженерных сетей жилищного фонда, нежилых зданий, их инженерных инфраструктур.

Согласно п.1.6. Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» в структуру предприятия входят следующие участки по эксплуатации и функционированию жилищного фонда: ЖЭУ №11, расположенный по адресу: г. Ульяновск, проезд Героя Аверьянова, 5; ЖЭУ №16, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 3;  ЖЭУ №19, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 39-а; ЖЭУ №20, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Нагорная, 1; ЖЭУ №22, расположенный по адресу:  г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 12; участок по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту автотранспортных средств, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; участок по текущему, капитальному ремонту инженерных  сетей жилого фонда, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; аварийно-диспетчерская служба, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 55;  участок по изготовлению и переработке строительных материалов, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Транспортная, 3.

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» на основании договора от 01.06.2004г. № 0040 с Комитетом ЖКХ и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска о передаче жилого фонда в управление заключило договоры на приобретение коммунальных ресурсов и услуг: № 884 от 01.07.2004г. на отпуск воды и прием сточных вод с Муниципальным унитарным предприятием  «Ульяновскводоканал»; теплоснабжения №520 от 17.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городской теплосервис», энергоснабжения № 331 от 01.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием  «Городская теплосеть» и осуществляло в 2004г. предоставление коммунальных услуг потребителям в Железнодорожном районе  г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.

01.06.2004 между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное»  (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» (Агент) был заключен агентский договор № 261д, на основании которого Агент обязался по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение № 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтом, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.

В течении 2004 г. Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» несло расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» средства, как утверждает истец, полностью не покрывали указанные затраты.

По сведениям истца, ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в 2004 г.

В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 8 991 177 руб. 74 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом  Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г.  «О социальной защите граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

В соответствии со  ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).