• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2009 года  Дело N А72-199/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Арзамаскиной Натальи Павловны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», г. Ульяновск

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва

к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области, г. Ульяновск

третьи лица:

- Министерство финансов Ульяновской области, г. Ульяновск

-Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска», г. Ульяновск

о взыскании 7085275 руб. 45 коп.

при участии:

от УМУП «УК ЖКХ Железнодорожного района «Южное» - Жаров Е.В., доверенность от 27.01.2009г.

от Министерства финансов Российской Федерации - Майоров Д.Н., доверенность от 19.01.2009г.

от Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области - не явился, уведомление № 40714

от Министерства финансов Ульяновской области- не явился, уведомлен (расписка-извещение от 25.08.2009г.), заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя

от МУП «ЕРКЦ г. Ульяновска» - Жаров Е.В., доверенность от 27.01.2009г.

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», г. Ульяновск, Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска», г. Ульяновск обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области, г. Ульяновск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 2002г. по 2004г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере 7085275 руб. 45 коп.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.01.2009г. указанное исковое заявление было возращено истцам в соответствии с п.2 ч.1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2009г. определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.01.2009г. отменено, дело направлено в Арбитражный суд Ульяновской области для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.05.2009г. вышеуказанное исковое заявление принято к производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2009г. в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных тре­бований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2009г. в порядке п.4 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принят отказ Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» от исковых требований в полном объеме.

Указанным определением Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебное заседание представители Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах, спор в судебном заседании рассматривается в отсутствие представителей вышеуказанных лиц в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам.

В судебном заседании представитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» заявил ходатайства:

1) об отказе от исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области.

Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процес­суального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что отказ Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» от исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области следует принять, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Согласно п. 4 ч.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает про­изводство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

При данных обстоятельствах производство по делу в отношении Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области следует прекратить.

2) о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым его удовлетворить и в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечь Департамент социальной защиты населения Администрации Ульяновской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

3) об уточнении ответчика, ответчиком по делу просит считать Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа- Министерства финансов Российской Федерации.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым его удовлетворить, ответчиком по делу считать Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации.

4) об уменьшении и уточнении исковых требований, просит взыскать с Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации за счет федеральной казны 7027 365 руб. 16 коп.

При этом, из расчета уточненной суммы исковых требований, приобщенного к материалам дела, следует, что истец в состав убытков включил расходы, связанные с предоставлением в 2004г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в сумме:

- 6213 756 руб. 27 коп. в связи с неисполнением Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»;

- 46 134 руб. 15 коп. в связи с неисполнением Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- 43 114 руб. 01 коп. в связи с неисполнением Закона Российской Федерации №5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов»;

- 724360 руб. 73 коп. в связи с неисполнением Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, удовлетворил его в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

5) о проведении сверки расчетов между сторонами по делу, назначении созыва сторон для указанной сверки либо перерыва или отложения рассмотрения дела для проведения указанной сверки расчетов.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оставил его без удовлетворения в связи с отсутствием процессуальных оснований.

6) о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решений Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.2009г. по делам №А72-194/2009 и №А72-197/2009.

Согласно ч.1 ст. 143 Арбитражного кодекса Российской Федерации Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оставил его без удовлетворения в связи с тем, что настоящее дело возможно рассмотреть независимо от указанных дел, где истцами являются иные лица. Кроме того, представителем истца не представлено доказательств обжалования решений по вышеуказанным делам, принятие жалоб к производству соответствующим судом.

8) о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, указанных в ходатайстве.

Протокольным определением от 22.09.2009г. указанное ходатайство удовлетворено судом в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дополнительные доказательства, перечисленные в ходатайстве, приобщены к материалам дела.

Представитель истца в судебном заседании настаивает на удовлетворении исковых требований с учетом заявленных ходатайств.

Представитель Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему, приобщенных к материалам дела, заявив о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

Из отзыва Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, имеющегося в материалах дела (л.д. 119, 120 т.3), следует, что Департамент социальной защиты населения Ульяновской области приступил к осуществлению своих полномочий с 01.01.2007г. и не является правопреемником ранее существовавших Комитетов социальной защиты населения. Кроме того, согласно отзыва, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области считает необходимым применить к заявленным истцом требованиям срок исковой давности.

Согласно представленного в материалы дела письменного пояснения (л.д.37, 38, т.4), Министерство финансов Ульяновской области так же считает, что к заявленным исковым требованиям следует применить срок исковой давности.

Представитель Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» поддерживает требования истца.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, суд считает, что исковые требования следует оставить без удовлетворения.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 73 №000900809 (л.д.55, т.1) Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» создано 20.05.2004 г.

Согласно п. 2.2 Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:

- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;

- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;

- оказание коммунальных и других платных услуг населению;

- аварийное обслуживание инженерных сетей жилищного фонда, нежилых зданий, их инженерных инфраструктур.

Из материалов дела усматривается, что истец является управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Железнодорожном районе г. Ульяновска. Согласно п.1.6. Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» в структуру предприятия входят следующие участки по эксплуатации и функционированию жилищного фонда: ЖЭУ №11, расположенный по адресу: г. Ульяновск, проезд Героя Аверьянова, 5; ЖЭУ №16, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 3; ЖЭУ №19, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 39-а; ЖЭУ №20, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Нагорная, 1; ЖЭУ №22, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 12; участок по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту автотранспортных средств, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; участок по текущему, капитальному ремонту инженерных сетей жилого фонда, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; аварийно-диспетчерская служба, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 55; участок по изготовлению и переработке строительных материалов, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Транспортная, 3.

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» на основании договора от 01.06.2004г. № 0040 с Комитетом ЖКХ и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска о передаче жилого фонда в управление заключило договоры на приобретение коммунальных ресурсов и услуг: № 884 от 01.07.2004г. на отпуск воды и прием сточных вод с Муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскводоканал»; теплоснабжения №520 от 17.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городской теплосервис», энергоснабжения № 331 от 01.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городская теплосеть» и осуществляло в 2004г. предоставление коммунальных услуг потребителям в Железнодорожном районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.

01.06.2004г. между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» (Агент) был заключен агентский договор № 261д, на основании которого Агент обязался по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение № 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтом, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.

В течение 2004г. Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» несло расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» средства, как утверждает истец, полностью не покрывали указанные затраты.

По сведениям истца, ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в период с 01.06.2004г. по 31.12.2004г. в следующих размерах:

- 6213 756 руб. 27 коп. в связи с неисполнением Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»;

- 46 134 руб. 15 коп. в связи с неисполнением Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- 43 114 руб. 01 коп. в связи с неисполнением Закона Российской Федерации №5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов»;

- 724360 руб. 73 коп. в связи с неисполнением Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Итого: 7027 365 руб. 16 коп.

Общая сумма некомпенсированных (выпадающих) доходов составила, по мнению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», его убытки.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Истец просит взыскать с Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа -Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 7027 365 руб. 16 коп. - убытки.

В соответствии со ст. ст. 14 - 23 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) ветераны всех категорий имеют право на оплату в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов) газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции закона от 23.12.2003 г.) порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

В соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей в 2004 г.) финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Законом Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» предусмотрено снижение до 50 % размера оплаты коммунальных услуг отдельным категориям доноров.

Согласно Правилам предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 г. № 426 расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.

Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Из письма Министерства финансов Ульяновской области от 22.06.2009г. № 05-04/2541 ( л.д.39,40, т.4) следует, что Законами Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области» на 2002-2004 годы муниципальным образованиям средства на компенсацию выпадающих доходов муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства от предоставления льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг по вышеуказанным федеральным законам предусматривались в общей сумме расходов на возмещение льгот, в том числе:

- в 2004году в общей сумме 183473, 7 тыс. руб., в т.ч. г.Ульяновску 92103, 3 тыс. руб.

Кроме того, из данного письма следует, что субсидии и субвенции бюджету г.Ульяновска были перечислены в 2004г. в полном объеме. При этом субвенции на реализацию вышеуказанных законов рассчитывались по методике Министерства финансов Российской Федерации, предоставлялись на основании ежеквартальных отчетов и передавались бюджетам муниципальных образований.

Доказательств, опровергающих данные факты, в материалы дела не представлено.

В соответствии с п. 18 Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, обязанность по возмещению истцу платы, не полученной от льготных категорий потребителей за период с июня по декабрь 2004г. должна быть возложена на Российскую Федерацию.

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявил о применении срока исковой давности по заявленным истцом требованиям.

Отклоняя довод ответчика о пропуске срока исковой давности представитель истца ссылается на наличие подписанного между Комитетом социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» акта сверки кредиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 04.2002 г. по 12.2004 г. (л.д. 29, т.2).

Дата составления данного акта, подтвержденная обеими сторонами, из указанного акта сверки не усматривается.

Согласно ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

По мнению истца, Комитет социальной защиты населения Железнодорожного района г.Ульяновска являлся органом, наделенным соответствующими полномочиями по назначению и учету льгот, ведению расчетов, в том числе выверке размера выпадающих доходов с организациями-услугодателями, формированию сведений для вышестоящих органов. Следовательно, акт сверки, подписанный названным органом, может свидетельствовать о признании долга ответчиком.

Однако, в материалы дела истцом не представлены доказательства наличия у Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска в период с 2004г. по 2006г. полномочий осуществлять действия от имени Российской Федерации по признанию обязательств Российской Федерации.

Доказательств признания долга надлежащим ответчиком - Российской Федерацией в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации, в материалы дела не представлено.

Подписание председателем Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска акта сверки расчетов не может рассматриваться как совершение Российской Федерацией, являющейся обязанным лицом (должником) по деликтному обязательству, действий, свидетельствующих о признании долга. Комитет социальной защиты населения Железнодорожного района г.Ульяновска не является должником в деликтном обязательстве и не уполномочен Российской Федерацией на признание от ее имени задолженности.

Акт сверки кредиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 04.2002 г. по 12.2004 г. не свидетельствует о признании долга по требованию о привлечении к ответственности Российской Федерации, а лишь указывает на отсутствие у муниципального образования - Железнодорожного района г.Ульяновска, денежных средств на погашение задолженности по оплате за коммунальные услуги льготным категориям граждан, проживавшим в Железнодорожного районе г. Ульяновска.

Не предоставил соответствующих полномочий Комитету социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска и Закон Ульяновской области № 100-ЗО от 04.10.2005г., поскольку в силу данного закона органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в течение 2006г. были наделены отдельными государственными полномочиями Ульяновской области по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения, перечисленными в ст. 1 данного Закона. Полномочия по признанию обязательств Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов в связи с предоставлением федеральных льгот из статьи 1 данного закона не вытекают.

С 01.01.2007 г. Закон Ульяновской области № 100-ЗО от 04.10.2005 г. утратил силу (Закон Ульяновской области № 169-ЗО от 02.11.2006 г.).

Платежные поручения от 2007г. на перечисление денежных средств в погашение задолженности за коммунальные услуги, предоставленные в 2004 г., также не могут быть расценены как обстоятельства, прерывающие срок исковой давности. Платежи по данным платежным поручениям совершались не ответчиком, а Комитетом социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска, то есть не обязанным лицом.

Таким образом, ст.203 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежит.

Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

В силу ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.

Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2004 г. истец мог и должен был узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2005 г. С этой даты, согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом требований ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует исчислять срок исковой давности по требованиям, заявленным истцом.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Истец обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим исковым заявлением 12.01.2009 г. (согласно штампа Арбитражного суда Ульяновской области).

Следовательно, на момент обращения истца с исковым заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области срок исковой давности для такого обращения истек.

Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 12.05.2009 г. № 514/09, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 26.05.2009 г. № 15759/08, определением Высшего Арбитражного суда РФ от 07.08.2009 г. № ВАС-9971/09, определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.06.2009г. №ВАС-6676/09, Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2009 г. по делу № А72-4440/08.

Кроме того, истцом не доказан размер взыскиваемых убытков.

Общую сумму выпадающих доходов истец подтверждает актами сверки списков по оплате за коммунальные услуги МУП «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» за 2004г., подписанными Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» и Комитетом социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска и прилагаемыми к ним списками лиц, которым была предоставлена льгота на коммунальные услуги.

Однако, данные списки не подписаны должностными лицами Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска, ведущего учет льготников, а составлены по данным Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» в одностороннем порядке.

Данные актов сверок и данные списков между собой не совпадают.

Следовательно, представленные истцом списки не могут служить достоверным доказательством, подтверждающим количество граждан-льготников в спорный период и общую сумму подлежащих компенсации льгот.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, размер убытков в сумме 7027 365 руб. 16 коп. истцом не доказан.

Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования следует оставить без удовлетворения.

Поскольку в соответствии со ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне оплаченной госпошлины возвращается, истцу следует возвратить из федерального бюджета по справке госпошлину с уменьшенной суммы исковых требований в размере 3363 руб. 17 коп.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине с исковых требований в размере 7027365 руб. 16 коп. возлагаются на истца.

Руководствуясь ст. ст. 49, 51, 65, п.4 ч.1 ст. 150, ст. ст. 110, 167-171, 176-177, 180-182 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказ Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» от исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области принять.

Производство по делу в отношении Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области прекратить.

Ходатайство истца о привлечении к участию в деле Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, удовлетворить.

Привлечь Департамент социальной защиты населения Администрации Ульяновской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Ходатайство истца об уточнении ответчика удовлетворить, ответчиком по делу считать Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации.

Ходатайство истца о проведении сверки расчетов между сторонами по делу, назначении созыва сторон для указанной сверки, объявлении перерыва либо отложения рассмотрения дела для проведения указанной сверки расчетов, оставить без удовлетворения.

Ходатайство истца о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решений Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.2009г. по делам №А72 - 194/2009 и А72-197/2009 оставить без удовлетворения.

Ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств удовлетворить.

Ходатайство истца об уточнении и уменьшении исковых требований до 7027365 руб. 16 коп. удовлетворить.

Исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» оставить без удовлетворения.

Возвратить Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» из федерального бюджета по справке госпошлину в сумме 3363 (Три тысячи триста шестьдесят три) руб. 17 коп.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.П. Арзамаскина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-199/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 28 сентября 2009

Поиск в тексте