АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2009 года  Дело N А72-199/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Арзамаскиной   Натальи  Павловны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Н.Ю.,

рассмотрев в  открытом судебном  заседании  дело по иску

Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», г. Ульяновск

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва

к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области,  г. Ульяновск

третьи лица:

- Министерство финансов Ульяновской области, г. Ульяновск

-Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр   г. Ульяновска», г. Ульяновск

о взыскании 7 085 275 руб. 45 коп.

при участии:

от УМУП «УК ЖКХ Железнодорожного района «Южное» - Жаров Е.В., доверенность от 27.01.2009г.

от Министерства финансов Российской Федерации -  Майоров Д.Н., доверенность от 19.01.2009г.

от Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области - не явился, уведомление № 40714

от Министерства финансов Ульяновской области- не явился, уведомлен (расписка-извещение от 25.08.2009г.), заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя

от МУП «ЕРКЦ г. Ульяновска» -  Жаров Е.В., доверенность от 27.01.2009г.

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное», г. Ульяновск, Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр  г. Ульяновска», г. Ульяновск обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением  к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области,  г. Ульяновск о взыскании  расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 2002г. по 2004г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №4301-1 от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом  Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г.  «О социальной защите граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Законом Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Российской Федерации № 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере 7 085 275 руб. 45 коп.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.01.2009г.  указанное исковое заявление было возращено истцам в соответствии с п.2 ч.1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2009г.  определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.01.2009г. отменено, дело направлено в Арбитражный суд  Ульяновской области для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.05.2009г. вышеуказанное исковое заявление принято к  производству.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2009г. в порядке  ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных тре­бований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2009г.  в порядке  п.4 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судом принят отказ Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр  г. Ульяновска» от исковых требований в полном объеме.

Указанным определением Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр  г. Ульяновска»  в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебное заседание представители Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах, спор в судебном заседании рассматривается в отсутствие  представителей вышеуказанных лиц в порядке ст. 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам.

В судебном заседании представитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» заявил ходатайства:

1) об отказе от исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области.

Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции  до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процес­суального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону  или нарушает права других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей  лиц, участвующих в деле, суд считает, что отказ Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» от исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Администрации Ульяновской области следует принять, поскольку это не противоречит закону  и  не нарушает права  других лиц.

Согласно п. 4 ч.1  статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает про­изводство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

При данных обстоятельствах производство по делу в отношении Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области следует прекратить.

2) о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,  Департамента социальной защиты населения Администрации Ульяновской области.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым его удовлетворить и в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечь Департамент социальной защиты населения Администрации Ульяновской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований на предмет спора.

3) об уточнении ответчика, ответчиком по делу просит считать Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа- Министерства финансов Российской Федерации.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,  считает необходимым его удовлетворить, ответчиком по делу считать Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа  - Министерства финансов Российской Федерации.

4) об уменьшении и уточнении исковых требований, просит взыскать с Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации за счет  федеральной казны 7 027 365 руб. 16 коп.

При этом, из расчета уточненной суммы исковых требований, приобщенного к материалам дела,  следует, что истец в состав убытков  включил расходы, связанные с предоставлением в 2004г. льгот по оплате жилья и коммунальных  услуг, гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в сумме:

- 6 213 756 руб. 27 коп. в связи с неисполнением Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»;

- 46 134 руб. 15 коп.  в связи с неисполнением  Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- 43 114 руб. 01 коп. в связи с неисполнением Закона Российской Федерации №5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов»;

- 724 360 руб. 73 коп.  в связи с неисполнением Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, удовлетворил его в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

5) о проведении сверки расчетов между сторонами по делу, назначении созыва сторон для указанной сверки либо перерыва или отложения  рассмотрения дела для проведения указанной сверки расчетов.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,  оставил его без удовлетворения в связи с отсутствием процессуальных оснований.

6) о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решений  Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.2009г. по делам №А72-194/2009 и  №А72-197/2009.

Согласно  ч.1 ст. 143 Арбитражного кодекса Российской Федерации Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оставил его без удовлетворения в связи с  тем, что настоящее дело возможно рассмотреть независимо от указанных дел,  где истцами являются иные лица. Кроме того, представителем истца не представлено доказательств обжалования решений по вышеуказанным делам, принятие жалоб к  производству соответствующим судом.

8) о приобщении к материалам дела  дополнительных доказательств, указанных в ходатайстве.

Протокольным определением от 22.09.2009г. указанное ходатайство удовлетворено судом  в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дополнительные доказательства, перечисленные в ходатайстве, приобщены к материалам дела.

Представитель истца в судебном заседании  настаивает на удовлетворении  исковых  требований с учетом заявленных ходатайств.

Представитель Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему, приобщенных к материалам дела, заявив о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

Из отзыва Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, имеющегося в материалах дела (л.д. 119, 120 т.3), следует, что Департамент социальной защиты населения Ульяновской области приступил к осуществлению своих полномочий с 01.01.2007г. и не является  правопреемником ранее существовавших Комитетов социальной защиты населения. Кроме того, согласно отзыва, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области  считает необходимым применить к заявленным истцом требованиям срок исковой давности.

Согласно представленного в материалы дела письменного пояснения (л.д.37, 38, т.4),  Министерство финансов Ульяновской области так же считает, что  к заявленным исковым требованиям следует применить срок  исковой давности.

Представитель Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр  г. Ульяновска» поддерживает требования истца.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства,  заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, суд считает, что исковые требования следует оставить без удовлетворения.

Как следует из  свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 73 №000900809 (л.д.55, т.1) Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» создано 20.05.2004 г.

Согласно п. 2.2 Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное»  основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:

- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;

- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;

- оказание коммунальных и других платных услуг населению;

- аварийное  обслуживание инженерных сетей жилищного фонда, нежилых зданий, их инженерных инфраструктур.

Из материалов дела усматривается, что истец  является управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Железнодорожном районе г. Ульяновска. Согласно  п.1.6. Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» в структуру предприятия входят следующие участки по эксплуатации и функционированию жилищного фонда: ЖЭУ №11, расположенный по адресу: г. Ульяновск, проезд Героя Аверьянова, 5; ЖЭУ №16, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 3;  ЖЭУ №19, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 39-а; ЖЭУ №20, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Нагорная, 1; ЖЭУ №22, расположенный по адресу:  г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 12; участок по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту автотранспортных средств, расположенный по адресу:  г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; участок по текущему, капитальному ремонту инженерных  сетей жилого фонда, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Кирова, 5; аварийно-диспетчерская служба, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, 55;  участок по изготовлению и переработке строительных материалов, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Транспортная, 3.

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» на основании договора от 01.06.2004г. № 0040 с Комитетом ЖКХ и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска о передаче жилого фонда в управление заключило договоры на приобретение коммунальных ресурсов и услуг: № 884 от 01.07.2004г. на отпуск воды и прием сточных вод с Муниципальным унитарным предприятием  «Ульяновскводоканал»; теплоснабжения №520 от 17.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городской теплосервис», энергоснабжения № 331 от 01.06.2004г. с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием  «Городская теплосеть» и осуществляло в 2004г. предоставление коммунальных услуг потребителям в Железнодорожном районе  г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.

01.06.2004г. между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное»  (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» (Агент) был заключен агентский договор № 261д, на основании которого Агент обязался по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение № 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтом, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.

В течение 2004г. Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района «Южное» несло расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые Муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска» средства, как утверждает истец, полностью не покрывали указанные затраты.

По сведениям истца, ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в период с 01.06.2004г. по 31.12.2004г. в следующих размерах:

- 6 213 756 руб. 27 коп. в связи с неисполнением Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»;