• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 февраля 2010 года  Дело N А72-19/2010

Объявлена резолютивная часть 03.02.2010 г. Решение изготовлено в полном объеме - 05.02.2010 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това Ирина Вячеславовна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Ника»

к Министерству экономики Ульяновской области

об отмене постановления № 46-ц от 17.12.2009 Министерства экономики Ульяновской области о привлечении к административной ответственности и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - А.Н. Захаров, директор; Н.П. Захаров, доверенность от 20.01.2010;

от Министерства экономики Ульяновской области - Е.В. Артемьев, доверенность от 11.01.2010;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ника» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления 46-ц от 17.12.2009 Министерства экономики Ульяновской области по делу об административном правонарушении, о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.

Представители заявителя настаивают на удовлетворении заявления и отмене оспариваемого постановления.

Представитель Министерства экономики Ульяновской области возражает против удовлетворения заявленного требования, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела следует:

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.10.2008 № 06-187 «Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую некоторыми тепло­снабжающими организациями на территории Ульяновской области, на 2009 год» были уста­новлены на период действия с 1 января по 31 декабря 2009 года включительно конечные та­рифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе бюджетным и населе­нию, ООО «НИКА» через сети ООО «Тепломагистраль» от коллекторов «Ульяновской ТЭЦ-2» ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (ОАО «Волжская ТГК») в горячей воде - в размере 1217,3 руб./Гкал.

С 01 февраля 2009 года приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15.01.2009 № 06-1 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономики Ульяновской области» (пункт 1.80) указанный тариф снижен до 1198,05 руб./Гкал.

С 01 января 2009 г. ООО «НИКА» через сети ООО «Тепломагистраль» от коллекторов «Ульяновской ТЭЦ-2» ОАО «Волжская ТГК» поставляло тепловую энергию населению, проживающему в п. Октябрьский (студгородок) жилым домам, расположенным по адресам: ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53.

22.09.2009 Распоряжением № 47 Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области строящаяся миникотельная для отопления жилого фонда, расположенная по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул.Студенческая, д.37а передана в хозяйственное ве­дение МУЛ ЖКХ «Быт-Сервис».

01.10.2009 между ООО «НИКА» и МУП ЖКХ МО «Октябрьское городское поселение» Чердак­линского района Ульяновской области заключен договор № 4/2009 аренды недвижимого имущества здания котельной, расположенной по адре­су: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул. Студенческая, д.37а.

01.10.2009 г. ООО «НИКА» направило в адрес ООО «Тепломагитраль» письмо № 81а о прекращении с 01.10.2009 поставки тепловой энергии в виде горячей воды на теплотрассе от ТЭЦ-2 до студгородка УГСХА в связи с аварийной ситуацией на теплотрассе.

08.10.2009 между ООО «НИКА» и МУП ЖКХ МО «Октябрьское городское поселение» Чердак­линского района Ульяновской области заключен договор № 45 на проведение пусконаладочных работ, согласно п. 1.1 которого Заказчик (МУП ЖКХ МО «Октябрьское городское поселение» Чердаклинского района) поручает, а Исполнитель (ООО «НИКА») обя­зуется провести пуско-наладочные работы газовой мини-котельной, расположенной по адре­су: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул. Студенческая, д.37а.

23.11.2009 заместителем руководителя - начальником отдела регулирования топливно-энергетического комплекса департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области в отношении ООО «НИКА» вынесено опреде­ление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении администра­тивного расследования по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

03.12.2009 заместителем директора - начальником отдела регулирования топливно-энергетического комплекса департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области в отношении ООО «НИКА» составлен протокол № 40-пр об административном правонарушении ответственность, за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

17.12.2009 исполняющим обязанности Министра экономики Ульяновской области вынесено постановление № 46-ц по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности ООО «НИКА» по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100.000 руб. Событием правонарушения указано следующее: ООО «НИКА» нарушило порядок ценообразования выразившееся в взимании платы с 01.10.2009 за отопление с потребителей проживающих в жилых домах по адресам: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53 без наличия на то законных оснований.

Не согласившись с постановлением Министерства экономики Ульяновской области № 46-ц от 17.12.2009 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, ООО «НИКА» обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

В силу ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Из содержания ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ) следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Пунктом 6 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в частности тарифы на горячую воду.

В соответствии с п. 47, 48, 49 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.

Из содержания письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 следует, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб. / куб. м) приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб. / куб. м).

Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.2 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправного деяния выразившегося в занижение регулируемых государством тарифов на услуги по теплоснабжению.

Субъектом данного правонарушения является ООО «НИКА».

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

В данном случае из материалов дела следует, что ООО «НИКА» для снабжения жителей проживающих по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53 применило с 01 января 2009 г. тариф на тепловую энергию населению 1.198,05 руб./Гкал - установленный с учетом получения тепловой энергии от ООО «Тепломагистраль».

01.10.2009 г. ООО «НИКА» направило в адрес ООО «Тепломагитраль» письмо № 81а о прекращении с 01.10.2009 поставки тепловой энергии в виде горячей воды на теплотрассе от ТЭЦ-2 до студгородка УГСХА в связи с аварийной ситуацией на теплотрассе.

Письмом № 183/404 от 13.11.2009 ООО «Тепломагитраль» направленным в адрес Министерства экономики Ульяновской области подтверждено прекращение поставки тепловой энергии ООО «НИКА» на основании письма Общества № 81а от 10.10.2009.

По сведению ООО «НИКА» с 01.10.2009 тепловая энергия для жителей п. Октябрьский, проживающих по адресам: ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53 вырабатывалась и поставлялась от газовой мини-котельной, расположенной по адре­су: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул. Студенческая, д.37а (не сданной в полном объеме в эксплуатацию).

Постановлением от 17.12.2009 № 46-ц Министерства экономики Ульяновской области ООО «НИКА» привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Событием правонарушения указано: ООО «НИКА» нарушило порядок ценообразования выразившееся в взимании платы с 01.10.2009 за отопление с потребителей проживающих в жилых домах по адресам: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53 без наличия на то законных оснований.

Факт наличия события правонарушения подтвержден материалами дела и не оспаривается Обществом «Ника».

Доказательства отсутствия вины ООО «НИКА» в указанном правонарушении отсутствуют.

Таким образом, суд считает, что материалами дела доказан факт совершения ООО «НИКА» административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ

Арбитражный суд, проверив соблюдение требований КоАП РФ в отношении порядка привлечения к ответственности, не усмотрел каких-либо нарушений.

Протокол составлен в пределах полномочий, предоставленных частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ. Как указывалось выше, основания для составления протокола имелись.

Требования части 1 статьи 28.5 Кодекса в части сроков составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «НИКА» соблюдены.

Арбитражным судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено исполняющим обязанности Министра экономики Ульяновской области в пределах полномочий, установленных частью 1 статьи 23.51 КоАП РФ, и в пределах срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Следовательно, суды общей и арбитражной юрисдикции должны избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

Суд учитывает, что при совершении правонарушения Обществом «НИКА» не нарушен принцип защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, не нарушен баланс интересов производителя тепловой энергии и потребителей тепла.

Материалами дела (приказом ООО «НИКА» № 41 от 19.11.2009, объявлениями Администрации ООО «НИКА») подтверждено, что оплата за отопление жителями в период с октября по декабрь 2009 года должна быть произведена исходя из тарифа 754,00 руб. за 1/Гкал.

По сведениям ООО «НИКА» с 01.01.2010 в связи с вводом в эксплуатацию газовой мини-котельной для жителей жилых домов расположенных по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53 установлен тариф 1030 руб. за 1 Гкал.

Таким образом, в связи с отсутствием установленного тарифа жители должны были оплатить тепловую энергию за период с октября по декабрь 2009 года по меньшей стоимости - 754 руб. за 1/Гкал относительно ранее установленного тарифа 1198руб. 05 коп. за 1/Гкал, либо тарифа установленного с 01.01.2010 1030 руб. за 1/Гкал.

Представители ООО «НИКА» пояснили суду, что в связи со сложившейся ситуацией оплата принята только от граждан, которые настойчиво требовали принять оплату. Счета на оплату ООО «НИКА» не выставляла. По сложившейся практике граждане самостоятельно заполняют квитанции на оплату.

По сведениям ООО «НИКА» за период с октября по декабрь 2009 года оплата не принималась. В подтверждение Общество представило книги лицевых счетов.

Представители Общества пояснили, что раскаиваются в совершении правонарушения и просят учесть, что их действия были связаны с пуском новой котельной и надеждой, что тарифы для населения будут значительно ниже чем установленные с получением «покупной тепловой энергии».

Сведения у суда о том, что с жителей домой по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53 за полученную в период с октября по декабрь 2009 года тепловую энергию взималась плата свыше 754 руб. за 1/Гкал (14,64 руб. за 1 кв.м.) отсутствуют.

Сведения о том, что снабжать жителей п. Октябрьский проживающих по адресу: ул.Студенческая, д. 12, д. 14, д. 16, д. 18, д.24, д.24а, д.26, д.28; ул.Садовая, д.30, д.51, д.53 в период с октября по декабрь 2009 года имела реальную возможность иная организация (кроме ООО «НИКА») у суда отсутствует.

Взимание Обществом платы за поставленную тепловую энергию по стоимости ниже установленных тарифов в рассматриваемом случае не повлекла нарушение прав и законных интересов других поставщиков тепловой энергии.

Арбитражный суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание размер вреда и тяжесть наступивших последствий правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, тот факт, что указанное правонарушение: совершено впервые, не повлекло за собой иных нарушений законодательства, с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности, признает данное правонарушение малозначительным.

Суд считает, что правонарушение совершенное ОАО «Волжская ТГК» хотя и содержит формальные признаки правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, но с учетом обстоятельств его совершения не представляет существенной угрозы охраняемым отношениями не повлекло каких-либо негативных последствий либо причинения ущерба, то есть является малозначительным.

На основании ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По мнению суда, возбуждением дела об административном производстве, его рассмотрением и установлением вины ответчика достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п.1 ст.3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае взыскания в виде штрафа в размере 100.000 руб. с учетом полного осознания ответчиком правонарушения имеет неоправданно карательный характер.

На основании изложенного, суд считает, что существенная угроза охраняемым общественным интересам в сложившейся ситуации отсутствует, на основании чего правонарушение совершенное ООО «НИКА», следует признать малозначительным. На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «НИКА» должно было быть освобождено от административной ответственности с объявлением ему устного замечания.

В соответствии с п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

В силу действия п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При таких обстоятельствах заявление следует признать обоснованным.

Требование ООО «НИКА» подлежит удовлетворению в связи с малозначительностью правонарушения.

Руководствуясь статьями 210-211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать постановление Министерства экономики Ульяновской области № 46-ц от 17 декабря 2009г. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «НИКА» юридический адрес: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский, ул. Ульяновская, д. 7 ОРГН 1087310000194, ИНН 7310104115 незаконным и отменить в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судья И.В. Ипполитова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-19/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 05 февраля 2010

Поиск в тексте