АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2010 года  Дело N А72-20398/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2010г.

В полном объеме решение изготовлено 25.03.2010г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А.Каданцев,

при ведении протокола судьей Ю.А. Каданцевым,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

МУП «Вешкаймские тепловые сети»

к Администрации МО Вешкаймский район

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении имущества на праве хозяйственного ведения, необходимого для осуществления уставных задач и целей социального назначения,

и об обязании предоставить имущество, необходимое для осуществления уставных задач и целей социального назначения, на праве хозяйственного ведения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: МО «Вешкаймское городское поселение»,

Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

конкурсный управляющий МУП «Вешкаймские тепловые сети» Корчагин Н.Н.,

МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района»,

при участии в заседании:

от  заявителя - Корчагин Н.Н., конкурсный управляющий (решение от 08.02.2010г. № А72-13148/2009-б), Блинкова О.Н., доверенность от 08.02.2010г.;

от ответчика - Мерзляков К.В., доверенность от 26.01.2010г.;

от конкурсного управляющего МУП «Вешкаймские тепловые сети» Корчагина Н.Н. - Корчагин Н.Н., паспорт,

от других лиц - не явились, уведомлены,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось  МУП «Вешкаймские тепловые сети» с заявлением к Администрации МО Вешкаймский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении имущества на праве хозяйственного ведения, необходимого для осуществления уставных задач и целей социального назначения, и об обязании предоставить имущество, необходимое для осуществления уставных задач и целей социального назначения, на праве хозяйственного ведения.

Заявитель в судебном заседании 02.02.2010г. уточнил заявленные требования и просит суд признать бездействие Администрации муниципального образования Вешкаймский район, выразившееся в непредставлении МУП «Вешкаймские тепловые сети» имущества на праве хозяйственного ведения, необходимого для осуществления уставных задач и целей социального назначения, незаконным, и обязать Администрацию муниципального образования Вешкаймский район предоставить МУП «Вешкаймские тепловые сети» имущество, необходимое для осуществления уставных задач и целей социального назначения, на праве хозяйственного ведения, согласно списку «Состав основного производства», приложенного к данному ходатайству.

Определениями от 02.02.2010г., от 17.02.2010г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МО «Вешкаймское городское поселение», Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, конкурсного управляющего МУП «Вешкаймские тепловые сети» Корчагина Н.Н., МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района».

В судебное заседание 17.02.2010г. заявитель представил ходатайство о восстановлении срока подачи заявления, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, мотивируя пропуск срока тем, что о незаконном бездействии ответчика конкурсному управляющему МУП «Вешкаймские тепловые сети»  Корчагину Н.Н. стало известно во время исполнения им полномочий временного управляющего МУП «Вешкаймские тепловые сети», а именно, после проведения анализа финансового состояния должника за период с 01.04.2009г. по 01.10.2009г., а также подготовки заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника за тот же период (от 28.01.2010г.).

Заявитель считает, что ответчик, как учредитель МУП «Вешкаймские тепловые сети», при создании учреждения должен был передать в уставный фонд или на праве хозяйственного ведения МУП «Вешкаймские тепловые сети» имущество, необходимое предприятию для осуществления им уставных задач и социально значимых целей, однако до настоящего времени не сделал этого.

МУП «Вешкаймские тепловые сети» указывает, что бездействие учредителя - Администрации МО Вешкаймский район - не позволяет предприятию осуществлять свои уставные задачи (отопление организаций и населения Вешкаймского района) и функционировать в режиме самоокупаемости.

Администрация МО Вешкаймский район (далее - ответчик) с требованиями заявителя не согласилась по доводам, изложенным в отзывах.

МО «Вешкаймское городское поселение» сообщило, что в 2008 году МУ Администрацией МО «Вешкаймское городское поселение» в адрес МУП «Вешкаймские тепловые сети» направлялся для подписания договор аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Вешкаймское городское поселение», который не был подписан, МУП «Вешкаймские тепловые сети» продолжало пользоваться имуществом безвозмездно без официального оформления. 22.10.2009г. проведен аукцион на заключение договора аренды недвижимого имущества (оборудования, необходимого для предоставления услуг по теплоснабжению), по результатам которого 27.10.2009г. заключен договор аренды с победителем аукциона - МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района».

МО «Вешкаймское городское поселение» не заявило о каких-либо своих интересах в данном деле.

Конкурсный управляющий МУП «Вешкаймские тепловые сети» Корчагин Н.Н. поддержал требования заявителя в полном объеме, согласившись с приведенными доводами.

Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщило, что в компетенцию Управления не входят вопросы, связанные с приобретением имущества хозяйствующими субъектами, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указав, что решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района» в судебном заседании 10.03.2010г. не согласился с требованиями заявителя, но письменный отзыв на требования заявителя, а также документы, истребованные определением суда от 10.03.2010г., МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района» не представило.

МО «Вешкаймское городское поселение», Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района» явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Так как все указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело рассматривается в отсутствие указанных лиц в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

МУП «Вешкаймские тепловые сети» создано на основании решения Совета депутатов Муниципального образования «Вешкаймский район» от 02.12.2005г. № 9/90, учреждено администрацией муниципального образования «Вешкаймский район» (п. 1.1 Устава от 2005г.).

17.01.2006г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области произведена государственная регистрация МУП «Вешкаймские тепловые сети», выдано свидетельство серия 73 № 001695033.

Пунктом 2.2 Устава предприятия предусмотрено осуществление МУП «Вешкаймские тепловые сети» таких видов деятельности, как содержание и обслуживание тепловых сетей, выполнение работ по изготовлению различных изделий и материалов для ремонта и эксплуатации тепловых сетей, ремонт запорной арматуры, учет и регулирование потребления энергетических ресурсов теплоснабжения, предоставление коммерческих услуг по ремонту и обслуживанию систем теплоснабжения внутренних и наружных коммуникаций, ликвидация аварий и проведение ремонтно-восстановительных работ на инженерных коммуникациях теплоснабжения, торгово-закупочная деятельность промышленными товарами.

В главе 5 Устава определен порядок образования имущества и использование средств предприятия: имущество предприятия находится в муниципальной казне МО Вешкаймский район, является неделимым, не может быть распределено по вкладам, в том числе, между работниками предприятия (п. 5.1); имущество составляют основные и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия (п. 5.2); источниками формирования имущества предприятия являются: имущество, переданное ему по решению Учредителя… (п.п. 1 п. 5.3). В соответствии с п. 5.4 Устава, уставный фонд предприятия сформирован за счет имущества муниципальной казны МО Вешкаймский район и составляет 103.020 руб. 08 коп. (имущество согласно приложению 1).

На основании распоряжения Главы Вешкаймского района от 12.12.2005г. № 564-р «О передаче имущества муниципальных учреждений и предприятий в муниципальную казну МО Вешкаймский район» муниципальными учреждениями и предприятиями района имущество, числящееся на их балансах, передано в муниципальную казну МО Вешкаймский район.

Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области 19.09.2006г. МУП «Вешкаймские тепловые сети» выдано свидетельство о регистрации № А52-04767 031534 в том, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (объекты: группа котельных, рег. № А52-04767-001; участок транспортный с рег № А52-04767-002; склад ГСМ № 1 с рег. № А52-04767-003; склад ГСМ № 2 с рег № А52-04767-004; участок транспортирования опасных веществ с рег № А52-04767-005).

07.12.2006г. Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области выдана МУП «Вешкаймские тепловые сети» лицензия № ЭВ-52-000292 (ЖКХ) на осуществление эксплуатации взрывоопасных производственных объектов на срок до 07.12.2011г.

Решением от 29.12.2005г. № 12/139 Совета депутатов МО Вешкаймский район Ульяновской области утверждено соглашение о передаче от Чуфаровского и Вешкаймского городских поселений, Бекетовского, Ермоловского, Каргинского, Стемасского сельских поселений  части полномочий Администрации МО Вешкаймский район по решению вопроса местного значения - организации закупок и размещения муниципальных заказов для нужд населения.

По акту приема-передачи муниципального имущества от 01.03.2006г. (на основании договора аренды муниципального имущества № 1 от 01.03.2006г.) Администрация МО Вешкаймский район передала МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района» в управление имущество согласно приложению № 1 к договору от 01.03.2006г. (всего 685 позиций).

По акту приема-передачи от 01.03.2006г. по договору аренды муниципального имущества № 2 от 01.03.2006г. Администрация МО Вешкаймский район передала МУП «Вешкаймские тепловые сети» в аренду имущество согласно приложению к договору (всего 243 позиции).

Соглашением о расторжении соглашения о передаче части полномочий МО «Вешкаймское городское поселение» МО Вешкаймский район, утвержденным решением Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 15.09.2006г. № 20/239 и решением Совета депутатов муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» от 27.09.2006г. № 78, расторгнуто ранее заключенное соглашение о передаче части полномочий в связи с тем, что соглашение противоречит действующему законодательству в части, касающейся полномочий по решению следующих вопросов местного значения: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, содержание жилого фонда. По акту приема-передачи от 04.04.2007г. Администрация МО Вешкаймский район передала МО «Вешкаймское городское поселение» имущество согласно приложению № 1 к акту.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.09.2009г. на основании положений Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении МУП «ВТС» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Николай Николаевич Корчагин, член некоммерческого партнерства «Союз менеджеров и антикризисных управляющих».

Решением от 08.02.2010г. по делу № А72-13148/2009-б Арбитражный суд Ульяновской области признал муниципальное унитарное предприятие «Вешкаймские тепловые сети» несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении него конкурсное производство сроком на шесть месяцев, утвердив конкурсным управляющим муниципального унитарного предприятия «Вешкаймские тепловые сети» Николая Николаевича Корчагина, члена некоммерческого партнерства «Союз менеджеров и антикризисных управляющих».

26.10.2009г. аукционной комиссией Администрации МО «Вешкаймское городское поселение» проведен открытый аукцион на право заключения договоров аренды на котельные №№ 1, 2, 3, 4,5, теплотрассы к котельным №№ 1, 2, 4, 5, баню, солехранилище и оборудование к котельным, в количестве 130 единиц, по лотам № 2 (публикация в Вестнике городского поселения № 27 от 22.09.2009г.). Победителем аукциона по лотам № 1 и № 2 признано МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района».

27.10.2009г. МУ Администрацией МО «Вешкаймское городское поселение» с МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района» заключены договоры № 44 и № 45 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Вешкаймское городское поселение», по актам приема-передачи, являющимся приложениями к указанным договорам,  МУП «УК ЖКХ Вешкаймского района» передано оборудование и имущество согласно спискам (всего 158 наименований).

Суд считает обоснованным довод заявителя о том, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ответчик, создавая муниципальное унитарное предприятие «Вешкаймские тепловые сети», должен был передать ему на каком-либо праве имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности МУП «Вешкаймские тепловые сети», а именно, - оборудование для теплоснабжения соответствующих объектов.

Однако, как следует из свидетельства о государственной регистрации МУП «Вешкаймские тепловые сети» (т.1, л.д.5), МУП «Вешкаймские тепловые сети» было зарегистрировано 17.01.2006 г., заявителю было выдано свидетельство от 19.09.2006 г. о регистрации опасных объектов (котельных, транспортного участка, складов горюче-смазочных материалов, участка транспортирования опасных веществ) в государственном реестре опасных производственных объектов (т.1, л.д.17). Кроме того, заявителем была получена лицензия на осуществления деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов от 07.12.2006 г. (т.1, л.д.6).

Перечисленные доказательства указывают на то, что указанное заявителем имущество, необходимое заявителю для осуществления его уставной деятельности, подлежало передаче заявителю на каком-либо праве не позже, чем в декабре 2006 года.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как было указано выше, указанное заявителем имущество, необходимое заявителю для осуществления его уставной деятельности, подлежало передаче заявителю на каком-либо праве не позже, чем в декабре 2006 года. В связи с этим о нарушении своих прав и законных интересов, связанных с вопросом о закреплении права заявителя на такое имущество, уже было известно не позже, чем в декабре 2006 года. С заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении имущества на праве хозяйственного ведения, необходимого для осуществления уставных задач и целей социального назначения заявитель обратился в Арбитражный суд Ульяновской области в декабре 2009 года, то есть через 3 года после того, как заявитель должен был узнать о нарушении своего права.

МУП «Вешкаймские тепловые сети» обратилось к суду с ходатайством о восстановлении срока подачи заявления, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, в качестве причины пропуска срока указав на тот факт, что о незаконном бездействии ответчика конкурсному управляющему МУП «Вешкаймские тепловые сети»  Корчагину Н.Н. стало известно во время исполнения им полномочий временного управляющего МУП «Вешкаймские тепловые сети», а именно, после проведения анализа финансового состояния должника за период с 01.04.2009г. по 01.10.2009г., а также подготовки заключения от 28.01.2010г. о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника за тот же период.

Суд не может считать приведенную заявителем причину пропуска обращения в арбитражный суд уважительной, поскольку заявителем по делу является юридическое лицо - МУП «Вешкаймские тепловые сети», которое в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" обладает правоспособностью со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, то есть с 17 января 2006 года.

Таким образом, ходатайство заявителя о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд следует оставить без удовлетворения.

Пропуск установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя в случае, если заявитель не обратился к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, представив доказательства уважительности причин его пропуска, или если причины, указанные заявителем в обоснование пропуска установленного законодательством срока, признаны судом неуважительными.

С учетом изложенного суд оставляет требования заявителя без удовлетворения.

Кроме того, как усматривается из объяснений заявителя, основанием для обращения в арбитражный суд послужил факт изъятия спорного имущества у заявителя, а также то обстоятельство, что заявитель понес затраты по содержанию этого имущества и по приобретению части этого имущества. Заявитель также указал, что оспариваемое бездействие заявителя создало кризисную ситуацию в МУП «Вешкаймские тепловые сети». Но заявитель вправе подать самостоятельный иск о возмещении данных затрат, а также решить в судебном порядке вопрос о субсидиарной ответственности собственника МУП «Вешкаймские тепловые сети» в порядке части 2 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство заявителя о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд оставить без удовлетворения.

Требования заявителя оставить без удовлетворения.

Судебные расходы отнести на заявителя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья    Ю.А.Каданцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка