АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2010 года  Дело N А72-2064/2010

Объявлена резолютивная часть решения 08 июля 2010 г. Изготовлено решение в полном объеме 14 июля 2010 г.

Арбитражный суд Ульяновской области

в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Натальей Александровной Алексеенко

рассмотрел в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по иску Закрытого акционерного общества «Прогресс-Нормаль», г. Ульяновск

к  Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, г. Ульяновск

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

к Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области

к Муниципальному образованию «Город «Ульяновск» в лице Мэрии города Ульяновска

третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации

Правительство Ульяновской области

Главное управление МЧС России по Ульяновской области

о взыскании 236 433 руб. 00 коп.

от истца - Малафеев А.А., доверенность от 09.03.2010;

от ФГУП «31 Арсенал» - Молгачев А.С. доверенность от 29.09.2009;

от Министерства финансов Российской Федерации - не явился, уведомления №№31993, 31994;

от Министерства финансов Ульяновской области - Тарасова Д.Д., доверенность №28 от 28.12.2009;

от Мэрии г. Ульяновска - не явился, уведомление № 31995;

от Министерства обороны Российской Федерации - Чижаковский И.И., доверенность №676а от 05.05.2010;

от Правительства Ульяновской области - Тарасова Д.Д., доверенность №79-дп от 29.12.2009;

от ГУ МЧС России по Ульяновской области - не явился, уведомление № 31999;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Прогресс-Нормаль», г. Ульяновск (далее ЗАО «Прогресс-Нормаль») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к  Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, г. Ульяновск (далее ФГУП «31 Арсенал») о взыскании 236 433 руб. 00 коп., составляющих: 230 407 руб. 00 коп.  - убытки, 6 026 руб. 00 коп. - стоимость проведенной  экспертизы.

Определением от 15.04.2010 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство обороны РФ, Мэрию г.Ульяновска, Правительство Ульяновской области, Главное управление МЧС России по Ульяновской области.

Определением от 18.05.2010 суд удовлетворил ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области, Муниципального образования «Город «Ульяновск» в лице Мэрии города Ульяновска, привлек Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ульяновскую область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Муниципальное образование «Город «Ульяновск» в лице Мэрии города Ульяновска к участию в деле в качестве соответчиков.

Определением от 09.06.2010 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчиков 230 407 руб. 00 коп.  - убытки, 6 026 руб. 00 коп. - стоимость проведенной  экспертизы в солидарном порядке.

Представители ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Муниципального образования «Город «Ульяновск» в лице Мэрии города Ульяновска, третьего лица - Главного управления МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие вышеуказанных лиц по имеющимся в деле материалам.

Представитель ФГУП «31 Арсенал» заявил в судебном заседании ходатайство об истребовании из Военно-следственного отдела по Ульяновскому гарнизону материалов об обращении ЗАО «Прогресс-Нормаль» о признании их потерпевшими, а также заявления о признании гражданским истцом в рамках уголовного дела.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд оставил его без удовлетворения протокольным определением от 08.07.2010, поскольку указанные документы не относимы к предмету спора по настоящему делу.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории ФГУП «31 Арсенал» истцу был причинен имущественный вред, в связи с чем истец просит взыскать с ответчиков 230 407 руб. 00 коп.  - убытки, 6 026 руб. 00 коп. - стоимость проведенной  экспертизы в солидарном порядке.

Представитель ФГУП «31 Арсенал» пояснил в судебном заседании, что не согласен с исковыми требованиями, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между взрывом на территории ФГУП «31 Арсенал», и ущербом; считает исковые требования не доказанными, заключение эксперта не подтверждает факт причинения ущерба взрывом, размер ущерба не доказан.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области исковые требования не признала, считает, что истец не представил документов, подтверждающих размер ущерба, что вина Ульяновской области в причинении истцу убытков не доказана, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель Министерства обороны РФ просит отказать в удовлетворении исковых требованиях.

Представитель Правительства Ульяновской области пояснила в судебном заседании, что считает размер ущерба недоказанным истцом, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Прогресс-Нормаль» принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 5388/10000) производственный корпус общей площадью 3900,95 кв.м. (литера Б), кадастровый номер: 73:24:020905:49:02070400002, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул.1 МТС, д.19 (свидетельства серии 73-АТ №125766 от 16.04.2004 (т.1, л.д.118), серии 73 АТ №987955 от 20.11.2009 (т.1, л.д.114).

Участниками общей долевой собственности 10.10.2009 подписано соглашение о порядке пользования производственным корпусом с кадастровым номером: 73:24:020905:49:02070400002, расположенным по адресу: г.Ульяновск, ул.1 МТС, д.19 (т.1, л.д.119-120).

На праве собственности ЗАО «Прогресс-Нормаль» также принадлежат помещения общей площадью 473,02 кв.м., кадастровый номер: 73:24:020905:49:0207040001:100101-101001, 101201-101501, 101701, 104101, 104201, 100602, 103702, 104502, расположенные по адресу: г.Ульяновск, ул.1 МТС, д.19 (свидетельство серии 73-АТ №493605 от 26.10.2006 (т.1, л.д.20 оборот).

13 ноября 2009г. около 15 часов на технической территории ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах на второй эстакаде мастерской №2 цеха №1 в ходе разделки и утилизации боеприпасов произошло возгорание пороха, находившегося в хранилище.

В результате указанного возгорания пороха произошел мощный взрыв здания №2 цеха №1, зданий артиллерийских цехов № 2 и № 3, а также других зданий и сооружений.

По данному факту возбуждено уголовное дело.

16.11.2009 комиссией в составе работников ЗАО «Прогресс-Нормаль» составлены акты обследования объектов, поврежденных (разрушенных) в результате  чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром на ФГУП «31 Арсенал», повлекшим взрыв боеприпасов, находящихся на его территории 13.11.2009, согласно которым  выявлено:

на объекте - производственный корпус в пролете №1 крышной фонарь - выбиты 10 секций 6,2х1,8 вместе с рамами повреждено остекление площадью 50 кв.м., поврежден фасад остекления спереди и сзади площадью 50 кв.м.; в пролете №2 крышной фонарь - выбиты стекла и разрушены металлические рамы 10 секций размером 1,8х6 м. общей площадью 108 кв.м., частично разрушена стена кирпичной кладки площадью 25 кв.м. (сумма нанесенного ущерба 187 476 руб.);

на объекте - административно-бытовой корпус разрушено остекление общей площадью 70 кв.м. (т.1, л.д. 22, 23).

Акты согласованы с начальником Управления (по городу Ульяновску) Главного управления МЧС России по Ульяновской области полковником В.А.Серовым.

Для определения  стоимости ремонтно-восстановительных работ в помещениях ЗАО «Прогресс-Нормаль», расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул.1 МТС, д.19, для устранения последствий взрыва 13.11.2009 на территории ФГУП «31 Арсенал» в г.Ульяновске, ЗАО «Прогресс-Нормаль» обратилось в Государственное учреждение Ульяновская лаборатория судебной экспертизы.

Согласно акту экспертного исследования №1731/03 от 26.11.2009 ГУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы, стоимость ремонтно-восстановительных работ в помещениях ЗАО «Прогресс-Нормаль», расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул.1 МТС, д.19, для устранения последствий взрывов 13.11.2009 на территории ФГУП «31 Арсенал» в г.Ульяновске, составляет на дату выдачи акта экспертного исследования 230 407 рублей, в том числе: по административно-бытовому корпусу - ЛС-1- 42 931 рублей, по производственному корпусу - ЛС-2- 187 476 рублей (т.1, л.д.28-36).

Как следует из материалов дела, на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области Распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.11.2009г. №665-пр «О введении режима чрезвычайной ситуации» для органов управления и сил регионального уровня Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня. Граница зоны чрезвычайной ситуации определена в пределах границ Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 22 августа 2004 года) (далее - Федеральный закон) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 11 данного Закона определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьи 11, 14 Федерального закона предусматривают, что финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. Для чего органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. п. 3, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1340 от 10.11.1996, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов; средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации; средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

В соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъекта Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (статья 5 Федерального закона). В соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1094 (пункт 2), чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные по указанным в данном нормативном акте признакам.

Пунктом 3 этого Положения, а также пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 (с изменениями от 27 мая 2005 года), предусмотрено, исходя из классификации чрезвычайной ситуации, что ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, муниципальной - силами и средствами органа местного самоуправления, межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, режим чрезвычайной ситуации в данном случае носил региональный  характер и по смыслу действующего законодательства финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но обязанность по возмещению ущерба, на которое возложено в силу закона.

Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации основывается на Конституции РФ и регулируется федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (преамбула Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г. № 184-ФЗ).

Статья 26.3 (пункт 1) вышеназванного Федерального закона  предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к таким полномочиям относится, в том числе, решение вопросов:

предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5);

предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий (подпункт 5.1).

В целях реализации названного полномочия субъектом Российской Федерации принят Закон Ульяновской области от 30 декабря 1996 года №018-ЗО «О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктам 7 статьи  9 которого предусмотрено, что к полномочиям Правительства Ульяновской области относится организация  и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения. При недостаточности собственных сил и средств Правительство Ульяновской области обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи.