АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2009 года  Дело N А72-3870/2009

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей  М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Пост-Принт», с. Озерки Чердаклинского района Ульяновской области,

к  Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (Госэкоконтроль Ульяновской области)

об оспаривании постановления № 12-19/09 от 27.03.2009 о назначении административного наказания

при участии представителей:

заявителя - Г.П.Нилова, генеральный директор, решение № 1 от 15.02.2007,

ответчика - Е.Н.Тихонова, по доверенности № 838 от 03.05.2009,

от прокуратуры - не явились, извещены надлежащим образом, заявление о рассмотрении дела без участия представителя;

установил:

в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Пост-Принт» (далее - заявитель, Общество), направленное Чердаклинским районным судом Ульяновской области по подведомственности, об отмене постановления № 12-19/09 от 27.03.2009 Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее - Госэкоконтроль) о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует, что 10.03.2009 прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области совместно с государственным инспектором Ульяновской области по охране природы проведена проверка исполнения Обществом требований экологического законодательства.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности Общества, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский р-н, с. Озерки,  ул. Центральная, д. 5, является полиграфическая деятельность и предоставление услуг в данной области.

Однако на производстве отсутствуют установленные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников воздействия на окружающую среду (резак по бумаге, клей ПВА), а также разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, чем нарушены ст. 12, ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.10.2005 № 867.

Результаты проверки оформлены:

- актом № 12-12/09 от 10.03.2009 Госэкоконтроля фиксации признаков нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- постановлением от 12.03.2009 заместителя прокурора Чердаклинского района о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 КоАП РФ (в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества были направлены для рассмотрения по подведомственности в Госэкоконтроль Ульяновской области);

- постановлением № 12-19/09 от 27.03.2009 Госэкоконтроля о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.8.21 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа в сумме  40.000 руб.

Из оспариваемого постановления, в том числе, следует, что в ходе производственной деятельности Обществом осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферный воздух при работе производственного оборудования и станков (пресс для книг, резак по бумаге и картону «Ева», использование клея ПВА на производстве), являющихся стационарными источниками выбросов в атмосферный воздух.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 ст. 23 указанного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 вышеуказанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В данном случае судом установлено, материалами дела подтверждается и по существу заявителем не оспаривается, что Общество допустило несоблюдение вышеуказанных экологических требований.

В объяснении от 12.03.2009 генеральный директор Общества Нилова Галина Петровна подтвердила, что проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предельно-допустимых выбросов в атмосферу, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии не имеется, отсутствуют установленные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников воздействия на окружающую среду, а также разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

При таких обстоятельствах вывод Госэкоконтроля о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 КоАП РФ, суд признает обоснованным.

Каких-либо нарушений со стороны административного органа при осуществлении процедуры производства по делу об административном правонарушении суд не выявил.

Общество просит изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, приостановив деятельность Общества.

Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно п.п.2 п.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Как указывает генеральный директор Общества, штраф в сумме 40 000 рублей является для Общества карательным: за 2008 год деятельность предприятия явилась убыточной, кредиторская задолженность составляет 355 000 рублей, начиная с 2009 года сотрудники находятся в административном отпуске в связи с отсутствием заказов, всего   в отношении Общества вынесено постановлений о назначении штрафов на сумму 210 000 рублей, в связи с чем просит суд назначить наказание в виде административного приостановления  деятельности, что явится для предприятия наказанием, смягчающим его положение.

При данных обстоятельствах, учитывая все обстоятельства дела и просьбу заявителя, отсутствие возражений со стороны Госэкоконтроля и прокуратуры, а также основываясь на предупредительном принципе административного наказания, установленном ст.3.1 КоАП РФ, суд считает возможным  изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 дней.

Руководствуясь статьями 8.21, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л :

Изменить постановление № 12-19/09 от 27.03.2009 Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области  о привлечении ООО «Пост-Принт» к административной ответственности, предусмотренной ст.ст.8.21 КоАП РФ в части назначения наказания, назначив наказание в виде административного приостановления деятельности на 60 дней.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней  со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья  М.А.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка