• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 02 июня 2009 года  Дело N А72-4613/2009

Объявлена резолютивная часть 01.06.2009 г. Решение изготовлено в полном объеме - 02.06.2009 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това Ирина Вячеславовна при ведении протокола судебного заседания судьей Ипполитовой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Кушманцева Андрея Юрьевича

к Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области

при извещении Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска

об оспаривании постановления № 04-12/09 от 07.05.2009 по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Л.М. Мифтахова, доверенность от 01.06.2009;

от ответчика - А.Г. Крайнова, доверенность от 11.01.2009;

от прокурора - на явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Кушманцев Андрей Юрьевич обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления № 04-12/09 от 07.05.2009 Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 3.000 руб.

Представитель Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области просит суд отказать ИП Кушманцеву А.Ю. в удовлетворении заявления, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела следует:

Индивидуальный предприниматель Кушманцев Андрей Юрьевич зарегистрирован 23.05.2000 Администрацией Засвияжского района г. Ульяновска в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 № 000750566, ОГРН 304732714100296).

21.04.2009 Прокурором Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка ИП Кушманцева А.Ю. по факту не внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

21.04.2009 прокурором Засвияжского района г. Ульяновска вынесено постановление о возбуждении дела, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении ИП Кушманцева А.Ю. за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

29.04.2009 Комитетом по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области вынесено определение № 04-02/09 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ИП Кушманцева А.Ю. по факту невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

07.05.2009 Комитетом по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области вынесено постановление № 044-12/09 о назначении административного наказания ИП Кушманцева А.Ю. за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в размере 3.000 руб.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осу­ществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные ли­ца.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области не следует, что предприниматель занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Кроме того, согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В данном случае в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения. Кроме того, не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены.

Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются предпринимателем, какие объекты и как эксплуатируются предпринимателем, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.

На основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ, указанные нарушения норм КоАП РФ являются основанием для признания незаконным и отмены постановления Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области № 04-12/09 от 07.05.2009 по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Кушманцева Андрея Юрьевича по ст. 8.41 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Признать постановление Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области № 04-12/09 от 07.05.2009 о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Кушманцева Андрея Юрьевича (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 № 000750566, ОГРН 304732714100296) по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконным и отменить полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья И.В. Ипполитова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-4613/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 02 июня 2009

Поиск в тексте