АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2010 года  Дело N А72-6764/2010

Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2010г.

В полном объеме решение изготовлено 29.10.2010г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А. Каданцев,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Г. Ивановой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Айнетдиновой Регины Фаритовны

к Администрации Засвияжского района города Ульяновска

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении акта приемочной комиссии помещения, расположенного по адресу: ул.Рябикова, дом 72, кв.4, в Засвияжском районе г.Ульяновска, и об обязании устранить допущенные нарушения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Мэрия города Ульяновска,

Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Мэрии города Ульяновска,

Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска,

при участии в заседании:

от заявителя - Шальнов С.В., доверенность от 27.12.2008г.;

от ответчика - Савчук О.Т., доверенность от 30.07.2010г;

от КУГиЗР - Малюшева А.А., доверенность № 320-05 от 11.06.2010 г.;

от мэрии г.Ульяновска - Малюшева А.А., доверенность № 200-01-08 от 29.06.2010 г.;

от КАиГ - извещены, не явились, заявление о рассмотрении дела без участия представителя;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилась  индивидуальный предприниматель Айнетдинова Регина Фаритовна с заявлением к Администрации Засвияжского района города Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении акта приемочной комиссии помещения, расположенного по адресу: ул.Рябикова, дом 72, кв.4, в Засвияжском районе г.Ульяновска, и об обязании устранить допущенные нарушения.

Определениями от 24.08.2010г. и от 04.10.2010г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрия города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.

Заявитель в обоснование заявленного требования поясняет, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 72, кв. 4, которая по соответствующему заявлению Постановлением Главы города Ульяновска от 29.10.2009г. № 8329 переведена из жилого помещения в нежилое. На основании уведомления КУГИ г. Ульяновска от 17.05.2010г. № 5653-05 в установленном порядке заявителем проведены работы в соответствии с рабочим проектом и направлено заявление от 03.08.2010г. в Администрацию Засвияжского района города Ульяновска о подготовке акта приемочной комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 23 Жилищного кодекса РФ и п.п. 8 и 9 Постановления Главы города Ульяновска от 16.02.2007г. № 645. Однако письмом от 18.08.2010г. № 2605/01-28 ответчик сообщил, что не имеет таких полномочий.

Так как заявитель имеет намерение использовать переводимое жилое помещение в нежилое под магазин товаров первой необходимости и произвел реконструкцию квартиры, оспариваемое бездействие Администрации, по мнению заявителя, не соответствует вышеприведенным правовым нормам и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Администрация Засвияжского района города Ульяновска с требованиями заявителя не согласилась, указав, что порядок принятия решения о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые регламентируется постановлением Главы города Ульяновска от 16.02.2007 № 645, в соответствии с которым администрация района регистрирует поступившее заявление и передает заявление с пакетом документов в течение 3 рабочих дней в Комитет по управлению городским имуществом для подготовки проекта постановления Главы города о переводе или об отказе в переводе помещения. Завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения и (или) иных работ, необходимых для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, подтверждается актом приемочной комиссии.

Заявителем были выполнены работы по обустройству отдельного входа в помещение, которые не могут оцениваться и рассматриваться ни как переустройство, ни как перепланировка жилого помещения, а фактически являются его реконструкцией. Вопросы реконструкции регламентируются Градостроительным кодексом РФ, а не Жилищным кодексом РФ.

Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ объект реконструкции вводится в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с Порядком выдачи разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 22.03.2007 №1456, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подается на имя Главы города в мэрию города с приложением документов. После проверки документов Отдел муниципального строительного контроля готовит разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или официальный ответ заявителю об отказе в выдаче такого разрешения.

Мэрия г.Ульяновска и Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска сообщили, что  в соответствии с п. 8 порядка рассмотрения документов, представленных для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, утв. постановлением Главы города Ульяновска от 16.02.2007г. № 645 контроль за выполнением решения о переводе помещения, производством работ и завершением работ осуществляют администрации районов города Ульяновска.

Из представленного заявителем ответа администрации Засвияжского района г.Ульяновска (от 18.08.2010г. № 2605/01-28) усматривается проведение работ по перепланировке и реконструкции нежилого помещения по адресу: ул.Рябикова, д.72, кв.4.

Все вопросы, связанные с реконструкцией при переводе жилых помещений в нежилые помещения находятся в компетенции Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска (Положение о Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, утв. решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006г. № 90, с изм. от 07.06.2010г.).

В судебном заседании 25.10.2010 г. представитель мэрии г.Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска с требованиями заявителя согласился.

Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска представил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, указав, что вопросы, связанные с переустройством и перепланировкой к компетенции Комитета не относятся.

Так как Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска уведомлен о времени и месте судебного заседания, дело рассматривается по имеющимся материалам в отсутствие его представителя.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:

Айнетдинова Р.Ф. является собственником  квартиры № 4 в доме № 72 по ул.Рябикова в г.Ульяновске на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16.12.2008г.серии 73-АТ №806294.

19.05.2009г. Айнетдинова Р.Ф. обратилась к Главе МО «город Ульяновск» с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое, приложив к заявлению нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации  права от 16.12.2008г., договора купли-продажи от 14.11.2008г., технического паспорта квартиры, доверенности №13312 от 27.12.2008г., справку формы №8, выписку из ЕГРП на недвижимое имущество (подлинник), положительное заключение строительной экспертизы АНО ОС «Ульяновскстройсертификации», поэтажный план дома (подлинник и копия), проект (подлинник, копия).

Постановлением Главы города Ульяновска от 29.10.2009г. № 8329 жилое помещение - двухкомнатная квартира в многоквартирном доме по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Рябикова, д.72, кв.4, переведено в нежилое помещение с указанием о проведении работ по проекту в установленном порядке для последующего использования под административное помещение.

09.11.2009г. КУГИ мэрии г.Ульяновска направил предпринимателю Айнетдиновой Р.Ф. уведомление № 13925-05 о переводе жилого помещения в нежилое для использования в качестве административного помещения, указав на проведение работ в соответствии с рабочим проектом  на основании разрешения на реконструкцию объекта. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.03.2010г. по делу № А72-415/2010 пункт 1 указанного уведомления признан недействительным в части требования о получении разрешения на реконструкцию. Уведомлением от 17.05.2010г. № 5653-05 Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска устранил допущенные нарушения и перевел жилое помещение в нежилое при условии проведения в установленном порядке работ по рабочему проекту.

Далее заявитель обратился в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска с просьбой о подготовке градостроительного плана земельного участка по ул. Рябикова, 72 в Засвияжском районе для реконструкции квартиры № 4 под размещение административного помещения, однако письмом от 26.07.2010г. № 01-12/3096 Айнетдиновой Р.Ф. разъяснено, что в ее случае подготовка градостроительного плана не требуется.

С заявлением о подготовке акта приемочной комиссии помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 72, кв. 4, ссылаясь на положения ч.ч. 8 и 9 Постановления Главы города Ульяновска от 16.02.2007г. № 645 и Постановлением Главы города Ульяновска от 29.10.2009г. № 8329, заявитель обратился 03.08.2010г. к Главе Администрации Засвияжского района г. Ульяновска.

В письме от 18.08.2010г. № 2605/01-28, подписанном заместителем Главы города - Главой администрации района Н.И. Хуртиным, заявителю сообщается, что администрация Засвияжского района является территориальным органом мэрии и полномочий по вопросам подготовки актов о завершении работ по перепланировке и реконструкции нежилого помещения не имеет, а необходимо обратиться в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г. Ульяновска.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Частями 5, 8 и 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено,  что «орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение…

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения».

Во исполнение вышеприведенных законодательных норм Главой города Ульяновска 16.02.2007г. принято  Постановление № 645 "Об утверждении порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска" (вместе с "Порядком рассмотрения документов, представленных для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое", "Порядком рассмотрения документов, представленных для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", "Порядком принятия решения о согласовании самовольно произведенного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения или о приведении такого помещения в прежнее состояние").

Пунктами 8 и 9 указанного Порядка контроль за выполнением решения о переводе помещения, производством работ и завершением работ возложен на администрации районов г. Ульяновска, при этом завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения и (или) иных работ, необходимых для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, подтверждается актом приемочной комиссии, создаваемой Главой города, по форме, утвержденной настоящим постановлением (Приложение N 7). Два экземпляра акта приемочной комиссии направляются администрацией района в КУГИ. Один экземпляр акта приемочной комиссии КУГИ направляет в организацию (орган) по учету объектов недвижимости (УО ГУП БТИ или УФ ФГУП "Ростехинвентаризация").

С учетом изложенного, основание, приведенное в оспариваемом отказе, не основано на требованиях законов или иных нормативных актов.

Поскольку, как было указано выше, ИП Айнетдинова Р.Ф. с заявлением от 03.08.2010г. о подготовке и выдаче акта приемочной комиссии помещения обратилась в уполномоченный орган, наделенный соответствующими полномочиями, суд в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ считает необходимым установить обязанность Администрации Засвияжского района города Ульяновска устранить допущенные нарушения путем подготовки и выдачи индивидуальному предпринимателю Айнетдиновой Регине Фаритовне акта приемочной комиссии помещения, расположенного по адресу: ул.Рябикова, дом 72, кв.4, в Засвияжском районе г.Ульяновска.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на Администрацию Засвияжского района города Ульяновска.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Администрации Засвияжского района города Ульяновска, выразившееся в непредставлении акта приемочной комиссии помещения, расположенного по адресу: ул.Рябикова, дом 72, кв.4, в Засвияжском районе г.Ульяновска.

Обязать Администрацию Засвияжского района города Ульяновска устранить допущенные нарушения, подготовив и выдав индивидуальному предпринимателю Айнетдиновой Регине Фаритовне акт приемочной комиссии помещения, расположенного по адресу: ул.Рябикова, дом 72, кв.4, в Засвияжском районе г.Ульяновска.

Судебные расходы отнести на Администрацию Засвияжского района города Ульяновска.

Взыскать с Администрации Засвияжского района города Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя Айнетдиновой Регины Фаритовны 200 (Двести) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья      Ю.А.Каданцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка