• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 03 декабря 2009 года  Дело N А72-7547/2008

Резолютивная часть объявлена 26.11.2009г.

Полный текст решения изготовлен 03.12.2009г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ольга Константиновна Малкина, при

ведении протокола секретарем судебного заседания Нуровым А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

Муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика»,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска

третье лицо: Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска

об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные взносы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 24148 513 рублей,

при участии:

от заявителя - Пудров Ю.А., доверенность от 01.11.2008г.;

- Жаров Е.В., доверенность от 26.12.2008г.,

от ответчика - Сафронова Ю.В., доверенность от 11.01.2009 года №16-05-22/317;

- Набоко О.А., доверенность от 05.08.2009 года №16-05-22/30516

от третьего лица - Якупова О.Г., доверенность от 26.11.2009г. № 44.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска возвратить излишне уплаченные взносы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 24148 513 руб.

Из материалов дела следует,

Заявителем были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 24148 513 руб. платежным поручением № 62 от 18.07.2007г. и инкассовым поручением № 186 от 24.12.2007г.

28.04.2008г. заявитель в порядке ст. 78 НК РФ обратился в налоговый орган с заявлением № 01-05-323/1 о возврате из бюджета пенсионного фонда излишне уплаченных в счет задолженности иного юридического лица МУП ЖКХ «Правый берег» 24148 513 руб.

12.05.2008г. ИФНС России по Ленинском району г. Ульяновска направила учреждению письмо № 16-10-18/17796, указав, что зачеты страховых взносов произвести невозможно, так как не определен орган, который должен проводить зачеты (возвраты) излишне уплаченных страховых взносов. При осуществлении зачета (возврата) страховых платежей на обязательное пенсионное страхование не могут применяться положения статей 78,79 НК РФ.

Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, полагает, что обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Заявитель считает, что созданный в результате недействительной реорганизации МУП ЖКХ «Правый берег» подлежал ликвидации, в связи с чем пенсионным фондом необоснованно зачисление спорной суммы страховых взносов в счет задолженности иного юридического лица - МУП ЖКХ «Правый берег», правопреемником которого МУ ЖКХ «ДЕЗ» не является.

В период действия МУП ЖКХ «Правый берег», самостоятельным плательщиком страховых взносов выступал и МУ ЖКХ «ДЕЗ». Заявителю и МУП ЖКХ «Правый берег» были открыты разные лицевые счета. Лицевой счет МУП ЖКХ «Правый берег», куда незаконно были зачислены взносы, уплаченные МУ ЖКХ «ДЕЗ», после ликвидации МУП ЖКХ «Правый берег» подлежал закрытию, а отраженная в нем задолженность - погашению.

МУ ЖКХ «ДЕЗ» не является также стороной или правопреемником по трудовым договорам, которые заключал МУП ЖКХ «Правый берег», то есть не является работодателем в отношении сотрудников последнего, в связи с чем у него отсутствует статус страхователя и плательщика взносов на обязательное пенсионное страхование.

У самого МУ ЖКХ «ДЕЗ» задолженность по страховым платежам отсутствует, что подтверждается данными учета налогового органа и пенсионного фонда, а также данными уточненного расчета заявителя.

В случае отражения всех фактически уплаченных средств на расчетном счете заявителя образовалась переплата в размере спорной суммы. Данные факты подтверждаются ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, выписками из карточек лицевого счета налогоплательщика, реестрами поступления платежей в пенсионный фонд, платежными поручениями.

Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска в своих возражениях на заявленные требования ссылается на то, что правопреемником МУП ЖКХ "Правый берег" в части исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пени является МУ ЖКХ "ДЕЗ" на основании пункта 5 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, МУ ЖКХ "ДЕЗ" по состоянию на 01.09.2003г. знало о том, какую задолженность от МУП ЖКХ «Правый берег» к нему присоединили. Налоговый орган делает вывод о том, что срок давности по осуществлению каких-либо операций с начислениями по МУП ЖКХ «Правый берег» пропущен.

Налоговый орган также отмечает, что с учетом сальдовой задолженности МУП ЖКХ «Правый берег» у заявителя имеется недоимка по страховым взносам на выплату страховой части пенсии в сумме 31492,73 руб., и пени в сумме 16299964,05 руб., на выплату накопительной части пенсии в сумме 6993, 39 руб., пени в сумме 2283493,18 руб., в доказательство чего представлено состояние расчетов на 18.10.2009г.

Кроме того, согласно справки-расчета от 16.11.2009г. даже без учета задолженности МУП ЖКХ «Правый берег», за МУ ЖКХ "ДЕЗ" имеется задолженность по пени по страховым взносам на выплату страховой части пенсии в сумме 987725,46 руб.

В судебном заседании представитель пенсионного фонда поддержал доводы инспекции.

Третье лицо также полагает, что за МУ ЖКХ "ДЕЗ" числится задолженность по пени по страховым взносам, начисленная за период с 24.06.2008г. по 25.09.2008г. в сумме 112781,36 руб., на которую пенсионным фондом выставлено требование № 1053 от 21.09.2009г.

Кроме того третьим лицом указано, что согласно решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2004г., по делу № А72-6772/04-23/306 с МУ ЖКХ "ДЕЗ" в пользу в пользу Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска взыскана задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ в сумме 26749 613 руб. 99 коп. (на страховую часть 23702 984 руб. 71 коп., на накопительную часть 3046 629 руб. 28 коп.), пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5637 094 руб. 00 коп. (на страховую часть 5041 710 руб. 00 коп., на накопительную часть 595 384 руб. 00 коп.). Как утверждает пенсионный фонд, во взысканную сумму задолженности была включена, в том числе, спорная задолженность МУП ЖКХ «Правый берег». Таким образом, уплата заявителем взносов за МУП ЖКХ «Правый берег» произошла по вступившему в законную силу решению суда.

Пенсионный фонд также отмечает, что суммы переплаты, числящейся за МУ ЖКХ "ДЕЗ" не являются переплатой по данной организации, а являются суммами погашения недоимки по страхователю МУП ЖКХ «Правый берег».

Заявитель доводы налогового органа и третьего лица отклонил в полном объеме. Задолженность по страховым платежам у МУ ЖКХ "ДЕЗ" отсутствует, никаких действии по снятию денежных средств в спорных суммах учреждение не производило.

По мнению заявителя, в решении Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2004г., по делу № А72-6772/04-23/306 отсутствуют указания на какие-либо преюдициальные обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела.

Наличие задолженности у заявителя перед третьим лицом за какой-то период времени не влияет на документально подтвержденный факт имеющейся излишней уплаты страховых взносов в настоящий момент.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные документы, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат суммы излишне уплаченного (ошибочно уплаченного) налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Пунктом 14 данной статьи предусмотрено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2008 г. в связи с принятием закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 г.

На основании ст. 6 и п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (Приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" п. 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@ на ее территориальные органы, поименованные в Приложении N 1 к данному Приказу, возложены конкретные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решения о зачете (уточнении) платежей и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства.

Учитывая изложенное, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, довод налогового органа об отсутствии у него полномочий на возврат излишне уплаченных в бюджет Пенсионного фонда РФ денежных средств, противоречит действующему налоговому законодательству.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.09.2006г. по делам 4240/06 и 2776/06.

Довод налогового органа о пропуске срока исковой давности по осуществлению каких-либо операций с начислениями по МУП ЖКХ «Правый берег» не находит своего подтверждения материалами дела.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) налогоплательщики имеют право на зачет (возврат) сумм излишне уплаченных налогов.

Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в статье 78 Кодекса.

В пункте 7 названной статьи установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что уплата страховых взносов произведена заявителем платежным поручением № 62 от 18.07.2007г. и инкассовым поручением № 186 от 24.12.2007г., в том числе спорная сумма в размере 24148 513 руб.

Заявление № 01-05-323/1 о возврате сумм страховых взносов подано 28.04.2008г., то есть в пределах установленного ст. 78 НК РФ срока. Довод инспекции о том, что в 2007г. была уплачена недоимка за МУП ЖКХ «Правый берег», образовавшаяся по состоянию на 2003г., о которой учреждению было известно, правового значения в рассматриваемом случае не имеет.

Что касается доводов инспекции и органа пенсионного фонда о правопреемстве МУ ЖКХ «ДЕЗ» в отношении обязательств МУП ЖКХ «Правый берег» по уплате страховых платежей.

Из материалов дела усматривается, распоряжением мэра г. Ульяновска от 30.11.2001 N 885-р проведена реорганизация МУ ЖКХ "ДЕЗ" путем выделения из его состава МУП ЖКХ "Правый берег". Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия МУП ЖКХ "Правый берег" (учредитель - Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска) зарегистрировано 29.12.2001, регистрационный номер 3006597, как налогоплательщик поставлено на учет в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам г. Ульяновска 08.01.2002, ИНН 7303026610.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2002 по делу N А72-3703/02-з179 реорганизация МУ ЖКХ "ДЕЗ" путем выделения МУП ЖКХ "Правый берег" и государственная регистрация МУП ЖКХ "Правый берег" от 29.12.2001 признаны недействительными. Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц 29.08.2003 внесена запись о государственной регистрации юридического лица МУП ЖКХ "Правый берег" в связи с его ликвидацией, регистрационный номер N 2037300992903.

За период своей деятельности МУП ЖКХ "Правый берег" представило в налоговый орган расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год и за 1 полугодие 2003 года. Согласно формы АДВ-11 за 2003г., представленной в материалы дела, за 2002г. за МУП ЖКХ "Правый берег" сложилась задолженность по страховым платежам на выплату страховой части пенсии в сумме 13280423 руб., накопительной части в сумме 1410664 руб., за 2003г. на выплату страховой части пенсии в сумме 8310880 руб., накопительной части в сумме 1146546 руб. Уплачено в 2003г. МУП ЖКХ "Правый берег" 2526335 руб. и 255000 руб. соответственно. Аналогичные сведения содержатся в протоколе к ведомости уплаты страховых взносов от 19.02.2004г. Таким образом, за 2002-2003г. у МУП ЖКХ "Правый берег" возникла недоимка по страховым платежам на выплату страховой части пенсии в сумме 21591 303 руб., накопительной части в сумме 2557210 руб.

По мнению налогового органа и пенсионного фонда , правопреемником МУП ЖКХ "Правый берег" в части исполнения обязанности по уплате страховых платежей является МУ ЖКХ "ДЕЗ" на основании пункта 5 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации .

Заявитель считает, что МУП ЖКХ "Правый берег" было ликвидировано на основании пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно части 2 статьи 61 ГК РФ признание арбитражным судом недействительными решений о создании юридического лица и решения налогового органа о его регистрации может влечь ликвидацию юридического лица, если нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В силу части 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Таким образом, вывод налогового органа, о том, что признание недействительным создание МУП ЖКХ "Правый берег" влечет обратное процессуальное правопреемство по обязательствам данного лица, не основаны на нормах закона.

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) установлено, что государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Прекращение МУП ЖКХ "Правый берег" было осуществлено именно в форме ликвидации, что подтверждается свидетельством о регистрации факта ликвидации и выпиской из ЕГРЮЛ.

Исходя из Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, реестр является документом, подтверждающим факт ликвидации в силу закона.

Суд считает ошибочной ссылку налогового органа на распоряжение КУГИ от 12.08.2003 N 921, поскольку данный правовой акт не изменяет и не может изменять порядка уплаты страховых платежей при ликвидации предприятия, установленного законодательством.

Данное распоряжение не содержит указания на реорганизацию и присоединение, а напротив принято во исполнение постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2002 по делу N А72-3703/02-з179, которое влекло обязательную ликвидацию МУП ЖКХ "Правый берег".

То обстоятельство, что в соответствии с распоряжением КУГИ от 12.08.2003 N 921 налогоплательщику (МУ ЖКХ "ДЕЗ") передается имущество и архивы ликвидируемого предприятия, не означает факта универсального правопреемства и не предполагает передачи задолженности по налогам.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что налогоплательщик - МУ ЖКХ "ДЕЗ", не являющийся ни собственником, ни учредителем ликвидированного предприятия, не несет ответственности за соблюдение или нарушение тех или иных элементов процедуры ликвидации, его вина в предположительных нарушениях отсутствует, и на него не могут быть возложены какие-либо негативные последствия этого предполагаемого факта.

Таким образом, вывод налогового органа об обязанности МУ ЖКХ "ДЕЗ" уплачивать задолженность по страховым взносам, начисленным иным лицом - МУП ЖКХ "Правый берег" - ошибочен.

Указанный вывод согласуется со сложившейся арбитражной судебной практикой, о чем свидетельствует Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 30 июня 2009 г. по делу N А72-707/08. В названном деле был рассмотрено заявление МУ ЖКХ "ДЕЗ" о возврате излишне уплаченного за МУП ЖКХ "Правый берег" единого социального налога за период 2002-2003г.г. Судебным актом апелляционной инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований. Постановлением кассационной инстанции судебный акт был оставлен без изменения. Определением от 23 сентября 2009 г. N ВАС-10066/09 было отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2009.

В рассматриваемом случае излишняя уплата в спорной сумме подтверждается представленными в дело ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, выписками из карточек лицевого счета налогоплательщика, реестрами поступления платежей в пенсионный фонд, платежными поручениями. Налоговый орган не оспаривает наличие переплаты за МУ ЖКХ «ДЕЗ» (без учета сальдо МУП ЖКХ "Правый берег"). Согласно справке пенсионного фонда по состоянию на 26.11.2009г. сумма в размере 21559987,44 руб. по страховым платежам на выплату страховой части пенсии и сумма в размере 2555 359,84 руб. по страховым платежам на выплату накопительной части пенсии является уплаченной МУ ЖКХ «ДЕЗ» за МУП ЖКХ "Правый берег".

Таким образом, заявитель платежным поручением № 62 от 18.07.2007г. и инкассовым поручением № 186 от 24.12.2007г. уплатил страховые платежи за МУП ЖКХ "Правый берег" при отсутствии таковой обязанности, то есть допустил переплату.

УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска указывает, что 12.08.2004г. решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2004г., по делу № А72-6772/04-23/306 с МУ ЖКХ "ДЕЗ" взыскана задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ в сумме 26749 613 руб. 99 коп., пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5637 094 руб. 00 коп., в том числе задолженность МУП ЖКХ «Правый берег». Таким образом, уплата заявителем взносов за МУП ЖКХ «Правый берег» произошла по вступившему в законную силу решению суда.

Указанное обстоятельство, по мнению суда не влияет на обоснованность заявленных требований. Инкассовым поручением № 186 от 24.12.2007г. взысканы страховые платежи и пени по решениям суда № А72-8556/05-4/573, № А72-4363/97-Г380, №А72-4364/97-Г379, №А72-6772/04-23/306. Общая сумма взыскания составила 25133548,31 руб. При этом конкретная сумма взыскания по каждому из судебных решений не определена.

Налоговым органом и органом пенсионного фонда не представлено доказательств, в какой части исполненное по инкассовому поручению относится к суммам, взысканным по решению №А72-6772/04-23/306, в том числе какая конкретно сумма уплачена по долгам МУП ЖКХ «Правый берег». В тексте судебного акта не указано на взыскание с МУ ЖКХ "ДЕЗ" задолженности МУП ЖКХ «Правый берег».

Вместе с тем, платежным поручением № 62 от 18.07.2007г., заявитель добровольно перечислил в бюджет 30000000 руб. и указанной суммы достаточно для формирования переплаты в спорной сумме.

Налоговый орган утверждает, что даже без учета задолженности МУП ЖКХ «Правый берег», за самим МУ ЖКХ "ДЕЗ" согласно состояния расчетов на 18.10.2009г. числится задолженность по пени по страховым взносам на выплату страховой части пенсии в сумме 1307076 руб. Согласно уточненной справки-расчета от 16.11.2009г. имеется задолженность по пени по страховым взносам на выплату страховой части пенсии в сумме 987725,46 руб.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пунктом 6 ст. 78 НК РФ императивно установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

В соответствии с п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Согласно ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п.8 ст. 45 НК РФ).

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки налогоплательщик обязан уплатить пени в порядке, установленном статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Порядок взыскания пени аналогичен порядку взыскания задолженности по налогу.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Это создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога и пеней, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме должен внести обязательные платежи.

Из представленных в материалы дела расшифровок начисления пени, справок о состоянии расчетов, пояснений ИФНС усматривается, инспекция начисляла пени на суммы сальдовой недоимки, переданной из Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области.

Документального обоснования суммы задолженности прошлых лет, доказательств принятия мер, направленных на её взыскание, соблюдения порядка её взыскания, налоговым органом не представлено.

Инспекция не привела данных о недоимке, периоде ее возникновения, размере пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период их начисления.

Отсутствие перечисленных сведений лишает налогоплательщика и суд возможности проверить достоверность и обоснованность спорных сумм пени.

Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.

В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах незаконно.

Изложенное соответствует позиции Президиума ВАС РФ, закрепленной в Постановлении от 06.11.2007г. N 8241/07.

Суд также учитывает, что статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Задолженность по пени превысила пятьдесят тысяч рублей.

При таких обстоятельствах, право на внесудебное взыскание задолженности по пеням, в том числе путем зачета с этой целью переплаты по взносам, у налогового органа отсутствовало.

Судебные решения о взыскании с налогоплательщика спорных сумм пени у налогового органа отсутствуют.

Третье лицо также полагает, что за МУ ЖКХ "ДЕЗ" числится задолженность по пени по страховым взносам на выплату страховой части пенсии в размере 112781,36 руб., На сумму задолженности по пени выставлено требование №1053 от 21.09.2009г. Из пояснений полномочных представителей пенсионного фонда следует, что задолженность образовалась в связи со снятием учреждением денежных средств по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 6322563 руб., не согласованным с УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска.

Указанный вывод не основан на материалах дела.

Как указано выше, пункт 3 ст.75 НК РФ предусматривает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня начисляется при наличии недоимки.

Согласно ст. 11 НК РФ, недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Как установлено выше, за МУ ЖКХ "ДЕЗ" числилась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Судом установлено, что по извещению налогового органа от 20.06.2008г. № 3838 страховые взносы на страховую часть пенсии МУ ЖКХ "ДЕЗ" были зачтены в счет недоимки по пени в сумме 6322536 руб. На лицевой карточке МУ ЖКХ "ДЕЗ" образовалась недоимка, на которую начислены пени за период с 24.06.2008г. по 25.09.2008г. в сумме 112781,36 руб., что подтверждается протоколом расчета пени.

Сама сумма снятой недоимки вошла в требование пенсионного фонда № 10987 от 20.07.2009г. Названное требование было обжаловано МУ ЖКХ "ДЕЗ" в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ульяновской области, который согласовал факт образования задолженности не в связи с действиями учреждения, а в результате исполнения УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска извещения № 3838 от 20.06.2009г. В дальнейшем снятые денежные суммы были восстановлены в лицевой карточке заявителя по состоянию на 25.09.2008г.

Таким образом, пени в рассматриваемой сумме начислены на искусственно образованную недоимку.

Доказательств наличия задолженность самого МУ ЖКХ "ДЕЗ", задекларированной и не уплаченной, на которую подлежали начислению пени, органом пенсионного фонда не представлено. Напротив, как указано выше, по данным фонда задолженность за МУ ЖКХ "ДЕЗ" отсутствует, что подтверждается и требованием №1053 от 21.09.2009г., в строке «недоимка на страховую часть трудовой пенсии» которого указано «0 руб.».

Согласно действующему законодательству, налогоплательщик, обращаясь в суд, вправе предъявить как требование неимущественного характера - об оспаривании решения (бездействия) налогового органа, так и требование имущественного характера - о зачете (возврате) суммы ошибочно уплаченного налога (сбора).

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины возложить на налоговый орган, но в порядке ст.333.37 НК РФ не взыскивать.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска возвратить Муниципальному учреждению жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» излишне уплаченные взносы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 24148 513 руб.

Решение Арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстан­ции в двухмесячный срок.

Судья О.К.Малкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-7547/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 03 декабря 2009

Поиск в тексте