АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 декабря 2009 года  Дело N А72-7547/2008

Резолютивная часть объявлена  26.11.2009г.

Полный текст решения  изготовлен 03.12.2009г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ольга Константиновна Малкина, при

ведении протокола секретарем судебного заседания Нуровым А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

Муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика»,

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска

третье лицо: Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска

об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные  взносы по обязательному пенсионному страхованию в сумме  24 148 513  рублей,

при участии:

от заявителя  - Пудров Ю.А., доверенность от 01.11.2008г.;

-  Жаров Е.В., доверенность от 26.12.2008г.,

от ответчика -  Сафронова Ю.В., доверенность от  11.01.2009 года №16-05-22/317;

-  Набоко О.А., доверенность от  05.08.2009 года №16-05-22/30516

от третьего лица - Якупова О.Г., доверенность от 26.11.2009г. № 44.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска возвратить излишне уплаченные  взносы по обязательному пенсионному страхованию в сумме  24 148 513  руб.

Из материалов дела следует,

Заявителем были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 24 148 513  руб. платежным поручением № 62 от 18.07.2007г. и инкассовым поручением № 186 от 24.12.2007г.

28.04.2008г. заявитель в порядке ст. 78 НК РФ обратился в налоговый орган с заявлением № 01-05-323/1 о возврате из бюджета пенсионного фонда излишне уплаченных в счет задолженности иного юридического лица МУП ЖКХ «Правый  берег» 24 148 513  руб.

12.05.2008г. ИФНС России  по Ленинском району г. Ульяновска направила учреждению  письмо № 16-10-18/17796, указав, что зачеты  страховых взносов произвести невозможно, так как не определен орган, который должен проводить зачеты (возвраты) излишне уплаченных страховых взносов. При осуществлении зачета (возврата) страховых платежей на обязательное пенсионное страхование не могут применяться положения статей 78,79 НК РФ.

Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, полагает, что обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Заявитель считает, что созданный в результате недействительной реорганизации МУП ЖКХ «Правый берег»  подлежал ликвидации, в связи с чем  пенсионным фондом  необоснованно зачисление спорной суммы страховых взносов в счет задолженности иного юридического лица - МУП ЖКХ «Правый  берег», правопреемником которого МУ ЖКХ «ДЕЗ»  не является.

В период действия МУП ЖКХ «Правый  берег», самостоятельным плательщиком страховых взносов выступал и МУ ЖКХ «ДЕЗ». Заявителю и МУП ЖКХ «Правый  берег» были открыты разные лицевые счета. Лицевой счет МУП ЖКХ «Правый  берег», куда незаконно были зачислены взносы, уплаченные МУ ЖКХ «ДЕЗ», после ликвидации МУП ЖКХ «Правый  берег» подлежал закрытию, а отраженная в нем задолженность - погашению.

МУ ЖКХ «ДЕЗ»  не является также стороной или правопреемником по трудовым договорам, которые заключал МУП ЖКХ «Правый  берег», то есть не является работодателем в отношении сотрудников последнего, в связи с чем у него отсутствует статус страхователя и плательщика взносов на обязательное пенсионное страхование.

У самого МУ ЖКХ «ДЕЗ» задолженность по страховым платежам отсутствует, что подтверждается данными учета налогового органа и пенсионного фонда, а также данными уточненного расчета заявителя.

В случае отражения всех фактически уплаченных средств на расчетном счете заявителя образовалась переплата в размере спорной суммы. Данные факты подтверждаются ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, выписками из карточек лицевого счета налогоплательщика, реестрами поступления платежей в пенсионный фонд, платежными поручениями.

Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска в своих возражениях на заявленные требования ссылается на то, что  правопреемником МУП ЖКХ "Правый берег" в части исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пени является МУ ЖКХ "ДЕЗ" на основании пункта 5 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, МУ ЖКХ "ДЕЗ" по состоянию на 01.09.2003г. знало о том, какую задолженность от МУП ЖКХ «Правый  берег» к нему присоединили. Налоговый орган делает вывод о том, что срок давности по осуществлению каких-либо операций с начислениями по МУП ЖКХ «Правый  берег» пропущен.

Налоговый орган также отмечает, что с учетом сальдовой задолженности  МУП ЖКХ «Правый  берег» у заявителя имеется недоимка по страховым взносам на выплату страховой части пенсии в сумме 31 492,73 руб., и пени в сумме 16 299 964,05 руб.,  на выплату накопительной  части пенсии в сумме 6 993, 39 руб., пени в сумме 2 283 493,18 руб., в доказательство чего представлено состояние расчетов на 18.10.2009г.

Кроме того, согласно справки-расчета от 16.11.2009г. даже без учета задолженности МУП ЖКХ «Правый  берег», за МУ ЖКХ "ДЕЗ" имеется задолженность по пени по страховым взносам на выплату страховой части пенсии в сумме 987 725,46 руб.

В судебном заседании представитель пенсионного фонда поддержал доводы инспекции.

Третье лицо также полагает, что за МУ ЖКХ "ДЕЗ" числится задолженность по пени по страховым взносам, начисленная за период с 24.06.2008г. по 25.09.2008г. в сумме 112 781,36 руб., на которую пенсионным фондом выставлено требование № 1053 от 21.09.2009г.

Кроме того третьим лицом указано, что согласно решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2004г., по делу № А72-6772/04-23/306 с МУ ЖКХ "ДЕЗ" в пользу в пользу Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинском  районе г. Ульяновска  взыскана задолженность по страховым взносам в Пенсионный  Фонд  РФ в сумме  26 749 613 руб. 99 коп. (на страховую часть 23 702 984 руб. 71 коп., на накопительную часть 3 046 629 руб. 28 коп.), пени  за нарушение срока  уплаты  страховых взносов на страховую часть  трудовой пенсии в сумме 5 637 094 руб. 00 коп. (на страховую часть 5 041 710 руб. 00 коп., на накопительную  часть 595 384 руб. 00 коп.). Как утверждает пенсионный фонд, во взысканную сумму задолженности была включена, в том числе, спорная задолженность  МУП ЖКХ «Правый  берег». Таким образом, уплата заявителем взносов за  МУП ЖКХ «Правый  берег» произошла по вступившему в законную силу решению суда.

Пенсионный фонд также отмечает, что суммы переплаты, числящейся за МУ ЖКХ "ДЕЗ" не являются переплатой по данной организации, а являются суммами погашения недоимки по страхователю МУП ЖКХ «Правый  берег».

Заявитель доводы налогового органа и третьего лица отклонил в полном объеме. Задолженность по страховым платежам у МУ ЖКХ "ДЕЗ" отсутствует, никаких действии по снятию денежных средств в спорных суммах учреждение не производило.

По мнению заявителя, в решении  Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2004г., по делу № А72-6772/04-23/306 отсутствуют указания на какие-либо преюдициальные обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела.

Наличие задолженности у заявителя перед третьим лицом за какой-то период времени не влияет на документально подтвержденный факт имеющейся излишней уплаты страховых взносов в настоящий момент.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные документы,  суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1  статьи 78 Кодекса  сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат суммы излишне уплаченного (ошибочно уплаченного) налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Пунктом 14 данной статьи предусмотрено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2008 г. в связи с принятием закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 г.

На основании ст. 6 и п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (Приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" п. 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@ на ее территориальные органы, поименованные в Приложении N 1 к данному Приказу, возложены конкретные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решения о зачете (уточнении) платежей и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства.

Учитывая изложенное, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, довод налогового органа об отсутствии у него полномочий на возврат излишне уплаченных в бюджет Пенсионного фонда РФ денежных средств, противоречит действующему налоговому законодательству.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.09.2006г. по делам 4240/06 и 2776/06.

Довод налогового органа о пропуске срока исковой давности по осуществлению каких-либо операций с начислениями по МУП ЖКХ «Правый  берег» не находит своего подтверждения материалами дела.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) налогоплательщики имеют право на зачет (возврат) сумм излишне уплаченных налогов.

Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в статье 78 Кодекса.

В пункте 7 названной статьи установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что уплата страховых взносов произведена заявителем  платежным поручением № 62 от 18.07.2007г. и инкассовым поручением № 186 от 24.12.2007г., в том числе спорная сумма в размере 24 148 513  руб.

Заявление № 01-05-323/1  о возврате сумм страховых взносов подано 28.04.2008г., то есть в пределах установленного ст. 78 НК РФ срока. Довод инспекции о том, что в 2007г. была уплачена недоимка за МУП ЖКХ «Правый  берег», образовавшаяся по состоянию на 2003г., о которой учреждению было известно, правового значения в рассматриваемом случае не имеет.

Что касается доводов инспекции и органа пенсионного фонда о правопреемстве МУ ЖКХ «ДЕЗ» в отношении обязательств МУП ЖКХ «Правый  берег» по уплате страховых платежей.

Из материалов дела усматривается, распоряжением мэра г. Ульяновска от 30.11.2001 N 885-р проведена реорганизация МУ ЖКХ "ДЕЗ" путем выделения из его состава МУП ЖКХ "Правый берег". Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия МУП ЖКХ "Правый берег" (учредитель - Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска) зарегистрировано 29.12.2001, регистрационный номер 3006597, как налогоплательщик поставлено на учет в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам г. Ульяновска 08.01.2002, ИНН 7303026610.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2002 по делу N А72-3703/02-з179 реорганизация МУ ЖКХ "ДЕЗ" путем выделения МУП ЖКХ "Правый берег" и государственная регистрация МУП ЖКХ "Правый берег" от 29.12.2001 признаны недействительными. Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц 29.08.2003 внесена запись о государственной регистрации юридического лица МУП ЖКХ "Правый берег" в связи с его ликвидацией, регистрационный номер N 2037300992903.

За период своей деятельности МУП ЖКХ "Правый берег" представило в налоговый орган расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год и за 1 полугодие 2003 года. Согласно формы АДВ-11 за 2003г., представленной в материалы дела, за 2002г. за МУП ЖКХ "Правый берег" сложилась задолженность по страховым платежам на выплату страховой части пенсии в сумме 13 280 423 руб., накопительной части в сумме 1 410 664 руб., за 2003г.  на выплату страховой части пенсии в сумме 8 310 880 руб., накопительной части в сумме  1 146 546 руб. Уплачено в 2003г. МУП ЖКХ "Правый берег" 2 526 335 руб. и 255 000 руб. соответственно. Аналогичные сведения содержатся в протоколе к ведомости уплаты страховых взносов от 19.02.2004г. Таким образом, за 2002-2003г. у МУП ЖКХ "Правый берег" возникла недоимка по страховым платежам  на выплату страховой части пенсии в сумме 21 591 303 руб., накопительной части в сумме  2 557 210 руб.

По мнению налогового органа и пенсионного фонда , правопреемником МУП ЖКХ "Правый берег" в части исполнения обязанности по уплате страховых платежей является МУ ЖКХ "ДЕЗ" на основании пункта 5 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации .

Заявитель считает, что МУП ЖКХ "Правый берег" было ликвидировано на основании пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно части 2 статьи 61 ГК РФ признание арбитражным судом недействительными решений о создании юридического лица и решения налогового органа о его регистрации может влечь ликвидацию юридического лица, если нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В силу части 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Таким образом, вывод налогового органа, о том, что признание недействительным создание МУП ЖКХ "Правый берег" влечет обратное процессуальное правопреемство по обязательствам данного лица, не основаны на нормах закона.

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) установлено, что государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.