• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2010 года  Дело N А72-7547/2010

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Татьяны Михайловны Крамаренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ириной Георгиевной Сыровой,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Сервис-К», г.Димитровград

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,

к Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области,

к МО «Город Димитровград» в лице муниципального учреждения Управления финансов МО «Город Димитровград»,

к МО «Мелекесский район» в лице финансового управления Администрации МО «Мелекесский район»,

к МО «Новомалыклинский район» в лице муниципального учреждения Управления финансов администрации МО «Новомалыклинский район»,

к МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице Управления финансов МО «Чердаклинский район»

о взыскании 52800 руб.,

третье лицо:

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области,

при участии в заседании представителей:

от Муниципального унитарного предприятия «Сервис-К», г.Димитровград - Л.В.Глухова, доверенность от 05.07.2010 года, паспорт;

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - не явились, извещены;

от Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области - не явились, извещены, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от МО «Город Димитровград» в лице муниципального учреждения Управления финансов МО «Город Димитровград» - не явились, извещены, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от МО «Мелекесский район» в лице финансового управления Администрации МО «Мелекесский район» - не явились, извещены;

от МО «Новомалыклинский район» в лице муниципального учреждения Управления финансов администрации МО «Новомалыклинский район» - не явились, извещены;

от МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице Управления финансов МО «Чердаклинский район» - не явились, извещены;

от Департамента социальной защиты населения Ульяновской области - не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Сервис-К», г.Димитровград обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Ульяновской области о взыскании 52 800 руб. - ущерб, связанный с невозмещением в установленный срок расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, за период с 01.01.2010 года по 31.07.2010 года.

Определением от 20.10.2010 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Определением от 10.11.2010 года Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области судом исключено из состава третьих лиц и по ходатайству истца привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Определением от 29.11.2010 года судом к участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству истца привлечены: муниципальное образование «Город Димитровград» в лице управления финансов, муниципальное образование «Мелекесский район» в лице финансового управления, муниципальное образование «Новомалыклинский район» в лице управления финансов, муниципальное образование «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице управления финансов.

Определением от 17.12.2010 года судом в порядке ст.47 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащих ответчиков надлежащими. Ненадлежащий ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области заменен надлежащим ответчиком - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации; ненадлежащий ответчик - Министерство финансов Ульяновской области - надлежащим ответчиком - Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области

Кроме того, в порядке ст.159 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уточнении наименования соответчиков, соответчиками по делу истец просил считать: МО «Город Димитровград» в лице муниципального учреждения Управление финансов МО «Город Димитровград», МО «Мелекесский район» в лице финансового управления Администрации МО «Мелекесский район», МО «Новомалыклинский район» в лице муниципального учреждения Управления финансов администрации МО «Новомалыклинский район», МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице Управления финансов МО «Чердаклинский район».

Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке ст.156 АПК РФ по имеющимся в деле материалам.

На момент рассмотрения дела Администрацией города Димитровграда через канцелярию суда представлены письменный отзыв на иск и копии правоустанавливающих документов (вх.№А72-ск2-7547/10-1787/10 от 24.12.2010 года канцелярии суда).

Согласно представленному отзыву Администрация города Димитровграда исковые требования не признает, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по возмещению вышеуказанных услуг. Кроме того, в МО «Город Димитровград» субвенции на услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки не поступали.

Письменные доказательства судом приобщаются к материалам дела в порядке ст.ст.65,66, 131 АПК РФ.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что ущерб, связанный с невозмещением в установленный срок расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, за период с 01.01.2010 года по 31.07.2010 года в размере 52 800 руб. 00 коп. просит взыскать с надлежащего ответчика.

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, действуя в интересах Министерства финансов Российской Федерации исх. от 08.11.2010 года №14-24/3479 пояснил суду, что Законом Ульяновской области от 30.11.2009 года №188-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрена ведомственная структура областного бюджета Ульяновской области на 2010 год, которая включает в себя «выплату социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению». Данная статья расходов отнесена на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (код-262). Кроме того, Правительством Ульяновской области в Постановлении от 24.10.2007 года №369 «Об уполномоченных органах по согласованию стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Ульяновской области по согласованию стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области и Министерство экономики Ульяновской области. По мнению УФК по Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области уполномочен не только на выплату социального пособия на погребение, а также на возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению (л.д.82-83).

По мнению УФК по Ульяновской области , изложенного в отзыве на иск исх.№14-24/3774 от 29.11.2010 года - Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу, обязательства по возмещению расходов на погребение не являются расходными обязательствами Российской Федерации, а относятся к другим уровням бюджета. В подтверждение своей позиции привел в пример постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года №23, в соответствии с которым при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением после 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо иметь ввиду положения ст.ст.84, 85 БК РФ, ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Исходя из позиции Министерства финансов Ульяновской области, изложенной в отзыве на иск - финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, личность которых не установлена, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, поскольку вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней Федеральным законом не урегулирован. Федеральным законом №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ (подпункт 41 и п.2 ст.26.3) отнесено финансирование расходов по предоставлению материальной и иной помощи для погребения, а не по финансированию затрат по захоронению умерших, личность которых не установлена, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.

В представленных в ходе судебного заседания 29.11.2010 года письменных пояснениях исх.№05-02/4988 от 15.11.2010 года Министерство финансов Ульяновской области пояснило, что средства из федерального бюджета в 2010 году на возмещение стоимости услуг по погребению умерших, личность которых не установлена, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего в бюджет Ульяновской области не поступали. Министерство поддержало позицию Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, изложенную в отзыве на иск от 08.11.2010 года №14-24/3479, считает, что главным распорядителем средств, направляемых на осуществление выплаты социального пособия, является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице Управления финансов МО «Чердаклинский район» исх.№680 от 14.12.2010 года сообщило, что субвенции из федерального бюджета на цели захоронения умерших, личность которых не установлена, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего в бюджет Муниципального образования не поступали.

МО «Мелекесский район» в лице финансового управления Администрации МО «Мелекесский район», МО «Новомалыклинский район» в лице муниципального учреждения Управления финансов администрации МО «Новомалыклинский район», Департамент социальной защиты населения Ульяновской области письменные пояснения суду не представили.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в период с 01.01.2010 года по 31.07.2010 года муниципальным унитарным предприятием г. Димитровграда Ульяновской области «Сервис-К», имеющим статус специализированной службы по вопросам похоронного дела (л.д. 24), были выполнены работы по захоронению умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего. В результате выполнения данных работ предприятие понесло расходы в размере 52 800 руб. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела Отношениями Димитровградского межрайонного следственного отдела Следственного управления по Ульяновской области, свидетельствами о смерти и справками о смерти вышеуказанных лиц (л.д. 33 - 70). Несение расходов в указанном размере истец обосновывает утвержденной стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО «город Димитровград» Ульяновской области с учетом индексации согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 03.12.2008 года № 238-ФЗ (12 безродных х 4400 руб. = 52800 руб.).

Лицами, участвующими в деле, данные обстоятельства не оспаривались.

В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению услуг по погребению заявлены настоящие исковые требования.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

На основании ст. 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно Указу Президента РФ от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», МУП «Сервис-К» как специализированная служба по вопросам похоронного дела должна оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона о погребении по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считается недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (п. 2 ст. 12).

Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:

оформление документов, необходимых для погребения;

облачение тела;

предоставление гроба;

перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 12).

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.

Вместе с тем п. 2 ст. 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов, связанных с погребением.

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно норм статьи 84 Бюджетного Кодекса РФ реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета. Таким образом, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного Кодекса РФ относится к государственным полномочиям Российской Федерации. Следовательно, финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.

Изложенное положение также следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», в котором указано, что при разрешении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ и услуг), судам надлежит учитывать следующее: Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.

Законом Ульяновской области от 30.11.2009 года № 188-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» не предусмотрены средства на возмещение затрат по захоронению вышеуказанной категории граждан.

Лица, участвующие в деле, не оспаривали, что финансирование по рассматриваемому закону из бюджета РФ не осуществлялось.

Аналогичные дела были предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном суде РФ. Так, в Определении от 13.02.2009 года № 475/09 по делу N А51-157/200728-6 по аналогичному спору ВАС указал, что поскольку государство финансово не обеспечило реализацию установленных федеральным законодательством обязанностей специализированных служб по вопросам похоронного дела, суды правомерно удовлетворили исковые требования за счет казны РФ. В Определении ВАС РФ от 12.03.2010 N ВАС-2474/10 по делу N А63-1653/2009-С3 2 суд отметил, что Российской Федерацией не представлено доказательств того, что она обеспечила субъект Российской Федерации соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить финансирование расходов по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.

Статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца.

Следовательно, убытки истца в сумме 52800 руб. подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

В отношении иных ответчиков исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине следует возложить на надлежащего ответчика. При этом суд отмечает, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176-177, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Сервис-К» удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия «Сервис-К», г. Димитровград - 52800 руб. 00 коп. в возмещение затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, 2112 руб. 00 коп. - государственную пошлину, всего взыскать 54912 (пятьдесят четыре тысячи девятьсот двенадцать) руб. 00 коп.

В отношении других ответчиков в иске отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Решение арбитражного суда, вступившего в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Крамаренко Т.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-7547/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 24 декабря 2010

Поиск в тексте