• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2010 года  Дело N А72-7596/2010

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2010г.

В полном объеме решение изготовлено 30.11.2010г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А.Каданцев, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.Р. Хабибуллиным, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества Национальный банк «ТРАСТ» (ОАО) в лице филиала НБ «ТРАСТ» в г. Ульяновске

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области

о признании незаконным и отмене распоряжения о проведении плановой, документарной проверки юридического лица от 13.07.2010г. № 001702-РП,

при участии в заседании:

от заявителя - не явились, уведомлены, ходатайство о рассмотрении без участия представителя;

от ответчика - Каримова А.Г., доверенность от 01.10.2010г.;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Национальный банк «ТРАСТ» (ОАО) в лице филиала НБ «ТРАСТ» в г. Ульяновске (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения о проведении плановой документарной проверки юридического лица от 13.07.2010г. № 001702-РП.

Заявитель считает оспариваемое распоряжение незаконным и необоснованным, указывая на следующие обстоятельства.

На основании распоряжения Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области от 22.03.2010г. № 10-75-П, проведены плановые мероприятия по надзору на предмет соблюдения Банком Закона от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Указанные мероприятия проводились в отношении и по месту нахождения структурных подразделений филиала НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Ульяновск:

- операционного офиса № 1 в городе Оренбург филиала НБ «ТРАСТ» в г.Ульяновск по адресу : г. Оренбург, ул. Попова-Цвилинга, д. 40/29,

- операционного офиса в городе Орск филиала НБ «ТРАСТ» в г.Ульяновск по адресу : Оренбургская область , г.Орск , ул. Краматорская, д.46 .

По результатам проведенных мероприятий составлен акт от 21.05.2010 года. Однако в соответствии с пунктами 1.1.1. Положений о данных операционных подразделениях, последние не являются юридическим лицом, а также самостоятельными филиалами и представительствами юридического лица (по смыслу ст. 55 ГК РФ), а являются внутренними структурными подразделениями филиала НБ «ТРАСТ» ( ОАО) в г.Ульяновск.

Таким образом, в отношении филиала НБ ТРАСТ» (ОАО) в г.Ульяновск Управлением Роспотребнадзора в период с 23.04.2010 года по 21.05.2010 года уже проводились плановые мероприятия по надзору и контролю за исполнением Банком обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и в области потребительского рынка и повторная, в течении года, плановая проверка филиала банка в г.Ульяновск, назначенная на период с 02.08.2010 года по 20.08.2010 года, противоречит требованиям ч.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).

Так как за нарушение срока предоставления документов, указанных в оспариваемом распоряжении, в отношении должностных лиц Банка составлен протокол об административном правонарушении, заявитель считает, что оспариваемым актом нарушены его права и законные интересы и просит суд отменить незаконно принятое распоряжение.

Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в котором также указал на несогласие с доводами ответчика, изложенными в отзыве, так как тот факт, что оспариваемое распоряжение издано в целях проведения проверки, согласованной с органами прокуратуры и включенной в сводный план проведения проверок на 2010 год, не опровергает доводы заявителя, изложенные в заявлении от 17.09.2010г. № Ф/403-13834.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается по имеющимся материалам в отсутствие представителя заявителя.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - ответчик, Управление) не согласилось с требованиями и доводами заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, указав, что План проверок на 2010 год был разработан Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, проект плана направлен в Прокуратуру Ульяновской области для рассмотрения на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. На сайте Генеральной прокуратуры РФ, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в сети «Интернет» размещен план проверок на 2010 год. В указанный план проверок включена плановая документарная проверка НБ «ТРАСТ» (ОАО). Таким образом, плановая документарная проверка Банка согласована органом прокуратуры и включена в сводный план проведения проверок на 2010 год.

Довод заявителя относительно нарушения положений ч.2 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ответчик считает несостоятельным, поскольку на территории Ульяновской области надзор за деятельностью НБ «ТРАСТ» (ОАО) по соблюдению банком прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области не проводился.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:

Открытое акционерное общество Национальный банк «ТРАСТ» в соответствии с уставом является кредитной организацией, действующей в форме открытого акционерного общества, которая может открывать филиалы и представительства и наделять их правами в пределах уставных положений Банка без наделения их правами юридического лица (п.п. 1.1, 3.1).

На основании данного положения заявителем образованы операционные офисы в г. Оренбург и в г. Орск филиала открытого акционерного общества Национальный банк «ТРАСТ» в г. Ульяновск, которые являются внутренними структурными подразделениями филиала и подчиняются управляющему филиалом в г. Ульяновск.

На основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 22.03.2010г. № 10-75-П в период с 23.04.2010г. по 21.05.2010г. проведена проверка исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей на финансовых рынках в отношении заявителя по месту нахождения операционного офиса № 1 в г. Оренбург филиала открытого акционерного общества Национальный банк «ТРАСТ» в г. Ульяновск по адресу: г. Оренбург, ул. Попова/Цвилинга, д. 40/29, а также в операционном офисе в городе Орск филиала открытого акционерного общества Национальный банк «ТРАСТ» в г. Ульяновск по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Краматорская, д. 46.

21 июля 2010 года открытым акционерным обществом Национальный Банк «ТРАСТ» в лице филиала банка в г. Ульяновск получены распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, документарной проверки юридического лица от 13.07.2010 года № 001702-РП и уведомление от 14.07.2010г. № 10115 о проведении плановой выездной проверки юридического лица, согласно которым Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее по тексту Управление) в период с 02.08.2010 года по 20.08.2010 года планируется проверки проверку в отношении открытого акционерного общества Национальный Банк «ТРАСТ» по месту нахождения Ульяновского филиала НБ «ТРАСТ» (ОАО) с целью проверки организации и осуществления надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей в области потребительского рынка.

Указанное распоряжение оспорено заявителем в судебном порядке.

Требования заявителя суд рассматривает с учетом следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом плановой проверки в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Согласно частям 6 и 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайге Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его территориальные органы действуют в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322, п. 5 которого установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее Управления по субъектам Российской Федерации осуществляют надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

План проверок на 2010 год был разработан Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, проект плана направлен в Прокуратуру Ульяновской области для рассмотрения на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. На сайте Генеральной прокуратуры РФ, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в сети «Интернет» размещен план проверок на 2010 год. В указанный план проверок включена плановая документарная проверка НБ «ТРАСТ» (ОАО). Плановая документарная проверка Банка согласована с Генеральной прокуратурой РФ и включена в сводный план проведения проверок на 2010 год.

В данном случае не может быть принят во внимание довод Банка о нарушении Управлением положений Закона № 294-ФЗ, поскольку проверка по месту нахождения филиала Банка в городе Ульяновске, проведена впервые. Данная правовая позиция поддержана определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.11.2010 N ВАС-12057/10 по делу N А26-11264/2009.

Таким образом, оспариваемое распоряжение о проведении в отношении Банка плановой документарной проверки основано на плане проверок, утвержденном Генеральной прокуратурой РФ. Принятие оспариваемого распоряжения не повлекло грубых нарушений установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, предусмотренных частью 2 статьи 20 названного Закона.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Судебные расходы отнести на заявителя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

Судья Ю.А.Каданцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-7596/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 30 ноября 2010

Поиск в тексте