АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2008 года  Дело N А72-7617/2008

Арбитражный суд Ульяновской области  в составе судьи О.А. Лубяновой,

при ведении  протокола судебного заседания судьей О.А. Лубяновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявле­нию

Управления Государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Ульяновск

к индивидуальному предпринимателю Мухаметзянову Ирфану Хангереевичу, г. Ульяновск

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя - Полищук О.А., доверенность от 10.01.2007 г., № 30, удостоверение

от ответчика - не явился, уведомлен в соответствии с п. 1 ст. 123 АПК  РФ, телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие

установил:

Управление Государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Мухаметзянова Ирфана Хангереевича к административной ответственности в виде штрафа по ч. 3 ст. 14.1 КоАП  РФ.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ, в заседание суда не явился. В материалах дела имеется телефонограмма, переданная ИП Мухаметзяновым И.Х. от 21.11.2008 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие. Дело  рассматривается в отсутствие ответчика по имеющимся материалам на основании ч. 3 ст. 205 АПК РФ.

Из материалов дела следует, Мухаметзянов Ирфан Хангереевич зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образо­вания юридического лица, 16.10.2002 г. Администрацией Засвияжского района г.Ульяновска, перерегистрирована 07.04.2004 г. Инспекцией МНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска. Индивидуальному предпринимателю выдана лицензия на осу­ществление перевозок пассажиров № АСС-73-012682 от 25.10.2007 г. сроком на 5 лет с указанием условий осуществле­ния деятельности.

27-28.10.2008 г. должностным лицом заявителя, на основании приказа от 24.10.2008 г. № 724-м, проведена плановая проверка хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя Мухаметзянова И.Х., осуществляющего регулярные перевозки пассажиров по маршруту № 588 «Новый город - Ульяновск - Ардатов», по соблюдению транспортного законодательства.

По результатам проверки составлен акт от 27-28.10.2008 г. № 128/31, из которого следует, что предприниматель осуществляет междугородные перевозки пассажиров по маршруту № 560 «Новый город - Ульяновск - Ардатов» с нарушением лицензионных требований и условий, регламентирующих деятельность в сфере автомобильного транспорта, а именно:

1.  Допустил к работе механиком 5, 9, 11, 12 и 18 октября 2008 г. Мухаметзянова И.И., принятого по трудовому договору № 732716426 (рег. № 3200 от 20.08.2004 г.), не прошедшего в установленном порядке аттестацию в УГАДН.

2.  Не составил и своевременно не довел до водителя Ховрина М.В. графики работы (сменности) на октябрь и ноябрь 2008 г. Графики отсутствуют.

3.  Не ведет документацию по учету рабочего времени и времени отдыха водителя Ховрина М.В., отсутствуют табели учета рабочего времени за июнь, июль, август, сентябрь и октябрь 2008 г.

4.  Не организовал в установленном порядке обследование дорожных условий на регулярном междугородном автобусном маршруте № 588 «Новый город - Ульяновск - Ардатов». Акты весеннего и осеннего 2008 г. обследования отсутствуют.

5.  Не обеспечил учет неисправностей автобусов и их устранение; документальное подтверждение учета отсутствует.

6.  Не организовал контроль за работой водителя на линии (за соблюдением ПДД, правил перевозки пассажиров, трудовой дисциплины). График проверок, акты проверок, учет выявленных нарушений и принятых мер отсутствуют.

7.  Допустил нарушение порядка заполнения путевых листов: в путевых листах №№ 260 и 268 отсутствуют имя, отчество, номер телефона ИП, марка автобуса, полный государственный регистрационный знак автобуса, имя и отчество водителя, отсутствуют инициалы механика, медика; в заголовочной части путевого листа отсутствует штамп или печать ИП.

8.  Не проводит ТО-1 и ТО-2 автобусов в установленном порядке. Документы, подтверждающие проведение ТО-1 и ТО-2 с соблюдением периодичности отсутствуют.

Акт подписан предпринимателем без замечаний. Предпринимателю  выдано предписание № 003649 от 28.10.2008 г. об устранении выявленных нарушений.

29.10.2008 год в отношении индивидуального предпринимателя Мухаметзянова И.Х. составлен протокол об административном правонарушении № 002648 за осуществление перевозочной деятельности с нарушением условий лицензирования, а именно нарушение требований Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 года № 27 (зарег. в Минюсте РФ 09.06.1995 года № 868), Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2 (зарег. В Минюсте РФ 14.05.1997 года № 1302), Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15 (зарег. В Минюсте РФ 01.11.2004 года № 6094), приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.10.2008 года № 12414), Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утверждено приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 года № 13/11.

Протокол подписан предпринимателем с пояснениями: «Выявленные нарушения устраню в установленный срок».

Суд исследовал документы, имеющиеся в деле, выслушал по­яснения представителя заявителя и считает, что несоблюдение условий лицензиро­вания индивидуальным предпринимателем  доказано материалами дела.

Основанием для данного вывода является следующее:

В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Согласно подпункту б) пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется  для обеспечения  собственных  нужд юридического лица и индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно п. 2.2 приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является, в том числе, назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей.

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11 лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей. Данным приказом установлено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

В соответствии с приложением № 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов относятся к категории специалистов, подлежащих аттестации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12. 1995 г. № 196-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии с п. 3.3.2 приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава.

Пунктом 4 приказа  Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 установлено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Пунктом 6 приказа  Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 установлено, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

В соответствии с п. 3.3.2 приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Пунктами 7, 8, 9, 11 приказа  Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Пунктами 25, 26 приказа  Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

Согласно пунктам 5.2, 5.7.1,  5.7.2, приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27  организации и водители - предприниматели обязаны: - перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.

Организация обязана: корректировать в зависимости от результатов обследования расписания движения в сторону снижения скорости в случае существенного ухудшения дорожных условий, а также на осенне - зимний период.  В паспорт и схему маршрута с указанием опасных мест должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.

Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.

По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.

Порядок обследования автобусных маршрутов установлен пунктами  4.15 - 4.20 Положения  об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2.

Согласно пункту 4.4 приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.

Согласно пункту 3.4.3 приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.

Согласно пункту 5.2.5 приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

Согласно п. 5 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Согласно п. 6 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о транспортном средстве включают: тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса.

Согласно п. 7 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о водителе включают, в том числе, фамилию, имя, отчество водителя.

Согласно п. 12 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Согласно п. 16 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Суд исключает из состава административного правонарушения пункт о необходимости наличия в путевом листе инициалов механика, поскольку в приказе  Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», на который указывает УГАДН по Ульяновской области в протоколе об административном правонарушении, отсутствует обязанность водителя-предпринимателя, указывать данные сведения.

В силу статьи 18 Федерального  закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

Согласно п. 4.2 приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Таким образом, лицензионные условия ИП Мухаметзяновым И.Х. не соблюдены. Доказательства в подтверждение обратного суду не представлены.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) осуществление предприниматель­ской деятельности с нарушением условий, предусмотренных спе­циальным разрешением (лицензией) влечет наложение администра­тивного штрафа на должностных лиц - от 3000 руб. до 4000 руб.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осу­ществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные ли­ца.

ИП Мухаметзянов И.Х. ранее не привлекался к административной ответственности.

С учетом обстоятельств правонарушения и личности ответ­чика суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере в виде штрафа в размере 3.000 руб.

Руководствуясь ч.3 ст.14.1, п.1 ст.23.1, ст.29.10 Кодек­са РФ об административных правонарушениях, статьями 202, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд