АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 декабря 2011 года  Дело N А72-7649/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2011  года.

Арбитражный суд Ульяновской  области в  составе судьи Бабенко Нэлли Альгирдо, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Севастьяновой Е.Е., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в  судебном заседании заявление

Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области (ОГРН 1037300900273 Ульяновская область Чердаклинский район с. Енганаево)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области (ОГРН 1107302000926 г. Димитровград ул. Жуковского, д. 4)

о признании незаконными действий налогового органа

3-е лицо Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области.

о признании незаконными действий налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя - не явился, уведомление почты,

от налогового органа -  Нехожин В.Е., доверенность от 12.04.2011,

от 3-го лица - не явился, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие,

установил:

03.10.2011 Ликвидационная комиссия администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области, выразившихся в выдаче справки №5432 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, по состоянию на 01.09.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом.

Определением суда от 25.10.2011 приняты к производству уточнения требований заявителя в части признания незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области, выразившихся в выдаче справки по состоянию на 01.09.2011 №5432 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом в общей сумме 1 742 890,59 руб.

Определением суда от 25.10.2011 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области.

20.12.2011 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области задолженности по налогам, пени и штрафам в сумме 1 684 139,48 руб. Делу присвоен номер - № А72-10455/2011.

Определением суда от 20.12.2011 дела № А72-7649/2011 и № А72-10455/2011 по ходатайству налогового органа объединены в одно производство с присвоением объединённому делу номера - № А72-7649/2011.

Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Налоговый орган не согласен с заявленными требованиями, просит уточненное заявление Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что справка содержит сведения о реальной задолженности налогоплательщика (л.д.  60-61 том 1).

Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области в своем отзыве поясняет, что за налогоплательщиком числиться задолженность в сумме 7 474,35 руб., возникшая до 2001 года  (л.д. 78 том 1).

Ликвидационная комиссия администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области указывает на то, что избранный способ защиты нарушенных прав налогоплательщика обеспечивает реальную защиту прав, поскольку налоговым органом утрачена возможность взыскания данной задолженности.

Как следует из материалов дела, заявителю налоговым органом выдана справка №5432 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.09.2011, содержащей данные о наличии задолженности перед бюджетом, в том числе: страховым взносам, направленным на выплату страховой части в сумме 12 688,95 руб., пени в сумме 17 281,79 руб., страховым взносам, направленным на выплату накопительной части в сумме 20 593,51 руб., пени в сумме 18 784,11 руб., транспортному налогу в сумме 800 руб., пени в сумме 652,43 руб., страховым взносам в сумме 315 325 руб., пени в сумме 1 088 023,51 руб., санкциям в сумме 808,78 руб.,  страховым взносам в сумме 1 168,15 руб., пени в сумме 6 566,64 руб.,  страховым взносам в сумме 28 921,58 руб., пени в сумме 128 285,61 руб.,  недоимка по взносам в ГФЗ населения в сумме 17 658,94 руб., пени в сумме 36 282,37 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 44 109,97 руб., пени но единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования РФ, в сумме 1 151,67 руб., единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, в сумме 270,01 руб., пени в сумме 907,34 руб., пени но единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, в сумме 2 610,23 руб. (л.д. 21 том 1).

Считая, что отражение в справке о состоянии расчетов с бюджетом указанной задолженности нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Ликвидационная комиссия администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области обратилась в порядке статей 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с уточненным заявлением о признании незаконными действий налогового органа и устранении допущенного нарушения.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области подлежит удовлетворению, поскольку утрачено право на взыскание спорной задолженности в бесспорном и судебном порядке, в связи с чем оспариваемые действия инспекции являются незаконными и допущенное инспекцией нарушение прав и законных интересов заявителя подлежит устранению, а заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о взыскании с Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области задолженности в общей сумме 1 684 139,48 руб. следует оставить без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что задолженность образовалась до 2001 года.

В соответствии с приказом МНС РФ от 21.04.2004 № САЭ-3-18/297@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения» (далее Приказ) утвержден Перечень документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций с указанием сроков хранения, согласованный с Федеральной архивной службой России (протокол № 1 заседания ЦЭПК от 06.04.2004), в соответствии с пунктами 44-48 указанного Перечня документы о соблюдении налогоплательщиками налогового законодательства, акты о нарушениях налогового законодательства и решения по результатам их рассмотрения хранятся в течение 5 лет. Пункт 236 Перечня ограничивает длительность хранения документов юридических лиц по налогам (бухгалтерские отчеты, расчеты, декларации) 5 годами.

Учитывая сроки хранения документов, установленные в названном Приказе, представить иные документы по представлению бухгалтерской и налоговой отчетности: налоговые декларации и бухгалтерские отчеты за период с 01.01.1999 по 01.01.2005 налоговый орган не имеет возможности, поскольку документы данного вида уничтожены, в связи с истечением срока хранения указанных документов.

Сроки для взыскания налоговых платежей, предусмотренные статьями 46, 48 Кодекса истекли и инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке задолженности на общую сумму 1 742 890,59 руб.

Статьей 23 Кодекса пре­дусмотрены обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сбо­рах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. На­логоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В силу пункта 1 статьи 75 Кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщику начисляются пени.

В силу положений статьи 69 Кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам (сборам), штрафам, а также пени ему направляется требование об уплате неуплаченных сумм налогов (сборов), штрафов и пени.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, дату, с которой начинается начисление пени, и ставку пени не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном статьей 69 Кодекса, осуществлено.

Таким образом, официальное толкование норм позволяет установить, что отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, дату, с которой начинается начисление пени, и ставку пени не позволяет налогоплательщику определить, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи, а также обоснованность начисления пени.

Доказательств наличия спорной задолженности у налогоплательщика налоговый орган не представил.

В пункте 1 статьи 72 Кодекса указано, что пени являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.

Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и при отсутствии недоимки, начисление и взыскание при пени незаконно.

Изложенное соответствует позиции Президиума  ВАС РФ, закрепленной в Постановлении от 06.11.2007 № 8241/07.

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке №5432 по состоянию на 01.09.2011, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.

С учетом изложенного, при невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, суд первой инстанции делает вывод о том, что у инспекции не имелось правовых оснований для отражения такой  задолженности в справке о расчетах с бюджетом с указанием сведений о наличии указанной задолженности, которая не подтверждена и сроки на взыскание которой истекли.

Судом первой инстанции приняты во внимание доводы заявителя о том, что отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика тем, что такие сведения в ней будут препятствовать получению справки об отсутствии задолженности, что создает препятствия нормальному осуществлению финансовой деятельности.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд первой инстанции считает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области путем обязания инспекции выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом с указанием сведений о наличии указанной задолженности, которая не подтверждена и сроки на взыскание которой истекли.

Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09.

Суд первой инстанции полагает, что заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о взыскании с Ликвидационной комиссии администрации Енганаевского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области задолженности в общей сумме 1 684 139,48 руб. удовлетворению не подлежит в виду следующего.

В соответствии с положениями статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и пени, арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера спорной суммы.

Проверяя размер заявленных требований, суд первой инстанции исходит из представленных налоговым органом и налогоплательщиком документов, а также пояснений сторон.

При установлении факта обоснованности требований налогового органа в данном деле суд первой инстанции исходит из того, что подтвержденными могут быть только те требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления в суд не утрачена.

Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции, учитывая дату возникновения спорной задолженности, руководствуется редакцией Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до 2007.

Положения пункта 3 статьи 46, пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» содержали в себе условие, согласно которому возможность принудительного взыскания налоговой задолженности утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

Так, согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

При этом взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Кодекса).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (пункт 3 статьи 46 Кодекса).