• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2011 года  Дело N А72-7650/2011

Резолютивная часть решения объявлена «13» декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен «15» декабря 2011 года.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Е.Е. Каргина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Сунопля,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ликвидационной комиссии Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области

к Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области (ОГРН 1107302000926, ИНН 7329000014)

о признании незаконными действий налогового органа,

заявление Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области (ОГРН 1107302000926, ИНН 7329000014)

к Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области (ОГРН 1037300900328, ИНН 7323006404)

о взыскании 1035008 руб. 65 коп.,

без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

установил:

Ликвидационная комиссия Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области, выразившихся в выдаче справки №5436 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 01.09.2011, содержащей необъективные данные о задолженности в сумме 1002558 руб. 65 коп.; об обязании Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации.

Указанное заявление судом принято к производству в рамках дела № А72-7650/2011.

23.11.2011 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области обязательных платежей в сумме 1035008 руб. 65 коп., о восстановлении срока подачи заявления в суд, возбуждено производство по делу № А72-9414/2011.

Статья 130 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения (ч. 2.1 ст. 130 АПК РФ).

Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объединил дела №№ А72-7650/2011, А72-9414/2011 в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоил номер А72-7650/2011.

Средства аудиозаписи в ходе судебного заседания не использованы в связи с неявкой сторон.

В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Как усматривается из материалов дела, Межрайонная ИФНС России №7 по Ульяновской области пропустила срок на принудительное взыскание с Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области недоимки, задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 1035008 руб. 65 коп., ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд.

В обоснование уважительной причины пропуска срока на подачу заявления инспекция сослалась на большую загруженностью работников налогового органа, большое количество налогоплательщиков, поставленных на учет в инспекции.

При этом налоговый орган указывает на отсутствие у инспекции документального обоснования предъявленной задолженности в сумме 1035008 руб. 65 коп. в связи с уничтожением документов за истечением сроков хранения.

Ликвидационная комиссия администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области возразила против удовлетворения заявления инспекции и восстановления срока на принудительное взыскание задолженности, ссылаясь на то, что заявитель без уважительных причин пропустил установленный законом срок.

Доводы, приведенные в заявлении ликвидационной комиссии Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области, сводятся к тому, что в справке № 5436, выданной налоговым органом по состоянию на 01.09.2011, указана безнадежная к взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам.

Учреждение считает, что ему должна быть выдана новая справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в противном случае, по утверждению заявителя, нарушается его право на достоверную информацию.

Рассмотрев доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со статьей 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливается и применяется в виде денежного взыскания (штрафа) в размере, предусмотренном Кодексом.

Согласно статье 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.

В данном случае на налоговый орган возлагается бремя доказывания обоснованности отражения в лицевом счете налогоплательщика сумм обязательных платежей и наличия правовых оснований для взыскания в рамках настоящего дела предъявленной задолженности в общей сумме 1035008 руб. 65 коп.

Налоговая инспекция документы, подтверждающие заявленное требование, по предложению суда не представила.

С заявлением в 2011 году инспекция обратилась после истечения сроков на взыскание, установленных статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что признано.

Оснований для восстановления пропущенного срока на взыскание в судебном порядке обязательных платежей на общую сумму 1035008,65 руб. в данном случае не усматривается.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика.

В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.

В случае, если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будет противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.

Изложенное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 06.11.2007 N 8241/07.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@.

Исходя из установленных обстоятельств и названных норм суд приходит к выводу о том, что сведения о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам, содержащиеся в справке №5436 по состоянию на 01.09.2011, не отражают объективную информацию о существующих обязательствах.

Кроме того, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чердаклинском районе Ульяновской области на запрос суда письмом от 08.12.2011 2969 сообщило, что за период с 06.10.2005 по 04.10.2011 заявитель имеет иную задолженность в пенсионный фонд, а именно: по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии - 10667 руб., по пеням - 3902,06 руб., всего - 14569 руб.. по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии у заявителя имеется переплата в сумме 2498 руб., по пеням задолженности нет.

Форма справки, утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, не предусматривающая информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к реализации права налогоплательщика на отражение в справке реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом, в данном случае в справке должны содержаться сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, а также указание на утрату инспекцией возможности взыскания задолженности.

Поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд первой инстанции считает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление ликвидационной комиссии Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем обязания Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам согласно приказу ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ с указанием объективной информации о задолженности.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09.

Статьей 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ, действующей с 03.09.2010) предусмотрен порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание.

Согласно подпункту 4 пункта 1 данной статьи безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Пунктом 2 статьи 59 НК РФ предусмотрено, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту нахождения организации.

Поскольку в рамках настоящего дела установлено, что в отношении обязательных платежей в общей сумме 1035008 руб. 65 коп. налоговый орган утратил возможность их взыскания в связи с истечением установленного срока, то инспекция вправе принять решение о признании данной задолженности безнадежной к взысканию и списать ее.

Руководствуясь статьями 112, 159, 167-170, 176, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области обязательных платежей в сумме 1035008 руб. 65 коп. отказать.

Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о взыскании с Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области задолженности в сумме 1035008 руб. 65 коп. оставить без удовлетворения.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области, выразившиеся в выдаче справки №5436 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням взносам по состоянию на 01.09.2011, содержащей необъективную информацию о задолженности.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области выдать Администрации Малаевского сельсовета Чердаклинского района Ульяновской области справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам согласно приказу Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ с указанием фактической задолженности, а также сведений об утрате инспекцией возможности взыскания задолженности.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области в течение месяца после принятия решения.

Судья Е.Е.Каргина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-7650/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 15 декабря 2011

Поиск в тексте