АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2010 года  Дело N А72-8179/2010

Резолютивная часть решения объявлена «16» декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен «23» декабря 2010  года.

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем С.А. Якубович,

рассмотрев в  судебном заседании дело по  заявлению

Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, г.Ульяновск,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,

третьи лица:

-Открытое акционерное общество «Сенгилеевское автотранспортное предприятие», г.Сенгилей;

-Индивидуальный предприниматель Краснов Владимир Николаевич, г.Сенгилей;

-Кожевников Николай Сергеевич, г.Сенгилей;

-Пантелеев Андрей Вячеславович, г.Сенгилей;

-Юхвитов Николай Александрович, г.Сенгилей;

-Вякулин Владимир Владимирович, г.Сенгилей;

о признании недействительным решения от 26.07.2010 по делу №6474/04-2010 по признакам нарушения ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Э.М.Маликова, паспорт, доверенность №16 от 09.08.2010;  П.Е. Данилин, паспорт, доверенность №16 от 09.08.2010;

от ответчика - А.В.Федорова, паспорт, доверенность от 22.12.2009;

от третьих лиц:

-ОАО «Сенгилеевское автотранспортное предприятие» - Ш.И. Фатуллаев, паспорт, ген.директор, трудовой договор от 19.01.2010;

иные третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом;

установил:

Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, которым просит признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской (УФАС) области по рассмотрению дела №6474/04-2010 о нарушении антимонопольного законодательства от 26.07.2010.

В порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: определением от 14.10.2010 - Индивидуальный предприниматель Денисов Александр Егорович (определением от 26.11.2010 он исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с его смертью), определением от 08.11.2010 - Открытое акционерное общество «Сенгилеевское автотранспортное предприятие», определением от 26.11.2010 - Индивидуальный предприниматель Краснов Владимир Николаевич, Кожевников Николай Сергеевич, Пантелеев Андрей Вячеславович, Юхвитов Николай Александрович, Вякулин Владимир Владимирович.

Представители третьих лиц (за исключением ОАО «Сенгилеевское автотранспортное предприятие») в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом по правилам ст.123 АПК РФ.

При данных обстоятельствах дело в силу положений ч.2 ст.200 АПК РФ слушается в отсутствие указанных третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Министерство настаивает на заявленном требовании в полном объеме, указывает, что как заказчик перевозок, оно должно проводить исследование пассажиропотока только при открытии, закрытии, изменении маршрута - в данном случае маршрут не открывался. Представители подчеркнули, что проведение конкурса было вызвано следующими причинами: желанием улучшить качество предоставляемых услуг по транспортному обслуживанию населения; соблюдением положений Закона Ульяновской области от 04.12.2007 №209-ЗО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области» о том, что заключение договора на право осуществления перевозок с 01.01.2008 осуществляется по итогам проведения конкурса.

При этом пояснили, что в 2007 году с предпринимателями были заключены договоры сроком на три года, в каждом договоре был предусмотрен пункт о том, что договор будет расторгнут, если будет проводиться конкурс. Считают требование о пассажировместимости автобуса в 23 места реально выполнимым требованием (Газель стоит примерно 500 тыс.руб., автобус - 900 тыс.руб.), поскольку каждый перевозчик мог за период договорных отношений приобрести автобус, но предприниматели этого не сделали, в конкурсе не участвовали.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое решение законным и обоснованным; подчеркнул, что письмо о количестве перевезенных пассажиров по маршруту №537 направлено в адрес Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области 15.04.2010, то есть после даты утверждения конкурсной документации (23.03.2010), следовательно, условия проведения конкурса были установлены в отсутствие сведений о потребности населения в пассажирских перевозках.

Кроме того указывает, что такой метод, как анализ расписаний движения автобусов, для обследования пассажиропотока действующим законодательством не предусмотрен; подчеркнул, что информация о количестве перевезенных пассажиров по маршруту №537 от Ульяновского автовокзала, направлена ОАО «Автопассервис» в адрес Министерства исходящим от 15.04.2010 №1343, то есть после даты утверждения конкурсной документации по конкурсу (23.03.2010), которая содержит требования о вместимости автобусов, количестве рейсов.

Представитель ответчика обратил внимание суда на то, что в оспариваемом  решении УФАС были сделаны выводы не о том, что маршрут был открыт без исследования пассажиропотока, а о том, что были установлены требования к участникам конкурса в части количества и вместимости автобусов без исследования пассажиропотока.

Руководитель ОАО «Сенгилеевское автотранспортное предприятие» отметил, что предприятие работает на спорном маршруте с 1953 года. В 2004 году с несколькими предпринимателями (привлечены в качестве 3-х лиц) были заключены договора на перевозку до проведения конкурса, предпринимателям неоднократно говорилось о том, чтобы они готовились к проведению конкурса, в том числе говорилось о необходимости приобретения современных автобусов, однако за 6 лет предприниматели никак не развивались и не предпринимали никаких действий для дальнейшего участия в конкурсе. Считает, что при проведении конкурса была создана конкурентная среда, так как в Ульяновской области более 30 перевозчиков могли составить реальную конкуренцию Обществу в данном конкурсе; подчеркнул, что Общество ежемесячно отчитывается о количестве перевезенных пассажиров, поэтому Министерство владеет всей необходимой информацией о пассажиропотоке на маршруте. Считает, что такое транспортное средство как «Газель» не может осуществлять междугородние перевозки.

Из материалов дела следует,

23.03.2010 распоряжением Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области № 36-р утверждена конкурсная документация на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугороднему маршруту № 537 «г.Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г.Сенгилей» с началом движения из г. Сенгилей».

Конкурсной документацией по лоту № 1 «Междугородный (внутриобластной) маршрут регулярных перевозок № 537 «г. Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - г.Сенгилей» с началом движения из г.Сенгилей» было установлено в качестве одного из требований к организации перевозок по отдельным маршрутам регулярных перевозок: «выполнение 24 рейсов в день, в том числе не менее 16 рейсов в день автобусом вместимостью не менее 23 посадочных мест. Минимальное количество транспортных средств - шесть автобусов, в том числе не менее четырёх автобусов вместимостью не менее 23 посадочных мест. Наличие резервного транспорта» (п. 2).

Проведение конкурса было назначено на 27.04.2010. Срок приема заявок установлен до 14 ч. 15 мин. 27.04.2010.

Согласно протоколу № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в данном конкурсе от 27.04.2010 была подана только одна заявка - ОАО «Сенгилеевское АТП».

Согласно протоколу № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 30.04.2010 представленная документация ОАО «Сенгилеевское АТП» была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.

Конкурсной комиссией было принято решение о заключении договора на организацию пассажирских перевозок по маршруту № 537 с ОАО «Сенгилеевское АТП» как с единственным участником, отвечающим критериям конкурса.

Согласно Правилам организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 27.06.2008 №291-П, договор на организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок заключается сроком на пять лет. По усмотрению перевозчика данный договор может быть заключен на срок менее одного года.

21.04.2010 в УФАС России поступило заявление индивидуальных предпринимателей Сенгилеевского  района по вопросу включения в условия конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугородному маршруту № 537 «г.Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - г.Сенгилей» (дата проведения: 27.04.2010) требований о вместимости транспортных средств, принадлежащих претенденту конкурса, а также требования по подтверждению отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Заявление предпринимателей было мотивировано тем, что требования к минимальной вместимости автобусов не менее 23 посадочных мест, установленные Министерством, создают препятствия принятию участия в конкурсе субъектов малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели, работающие на маршруте №357 «г. Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г. Сенгилей», имеют в наличии только автобусы вместимостью 13 посадочных мест, марки «Газель». Также предприниматели указали на то обстоятельство, что договор на организацию пассажирских перевозок по междугороднему маршруту № 357 заключен с ОАО «Сенгилеевское АТП» на пять лет, при этом условиями конкурса установлено, что в случае если конкурс признан несостоявшимся в связи с представлением только одной заявки на участие в конкурсе, договор на организацию пассажирских перевозок может быть заключен на срок не менее одного года (п.5.4 конкурсной документации).

Приказом руководителя УФАС  от 07.06.2010 №134 создана Комиссия и возбуждено дело о нарушении Министерством антимонопольного законодательства при организации конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугородному маршруту № 537 «г.Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г. Сенгилей), проведенного 27.04.2010.

По результатам рассмотрения дела №6474/04-2010 о нарушении антимонопольного законодательства УФАС приняло решение (12.07.2010 - дата объявления резолютивной части решения, 26.07.2010 - дата изготовления решения в полном объеме), которым:

1. Признало действия  Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, выразившиеся в необоснованном установлении условия конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугороднему (внутриобластному) маршруту регулярных перевозок № 537 «Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г. Сенгилей», назначенного на 27.04.2010, путем установления условия: «выполнении 24 рейсов в день, в том числе не менее 16 рейсов в день автобусом вместимостью не менее 23 посадочных мест. Минимальное количество транспортных средств - шесть автобусов, в том числе не менее четырех автобусов вместимостью не менее 23 посадочных средств», нарушением части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".

2.Решило выдать Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, направленное на обеспечение конкуренции, путем проведения анализа пассажиропотока в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В примечании к решению  от 26.07.2010 по делу №6474/04-2010 УФАС указало, что за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Министерство, не согласившись с  вынесенным решением, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив предс­тавленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п.1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Согласно Положению о Министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 № 504-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере промышленности, транспорта и дорожного хозяйства, науки и инноваций в Ульяновской области.

В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 5 Закона Ульяновской области от 04.12.2007 № 209-ЗО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области» к полномочиям областного уполномоченного органа относятся: организация проведения конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях автомобильного транспорта; заключение договоров на организацию пассажирских перевозок с перевозчиками на маршрутах регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях автомобильным транспортом, а также внутренним водным и железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществление контроля за соблюдением условий данных договоров.

Согласно п.2 ст.6 вышеуказанного Закона открытие, закрытие и изменение маршрутов регулярных перевозок осуществляются исходя из результатов обследования пассажиропотока и условий движения с учетом утвержденной в установленном порядке маршрутной сети, потребности населения в перевозках и обеспечения безопасных условий перевозки.

Инициаторами открытия, закрытия и изменения маршрутов регулярных перевозок могут выступать областной уполномоченный орган в соответствии с его компетенцией, организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно п.5 ст.8 Закона Ульяновской области от 04.12.2007 № 209-ЗО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области» Областной уполномоченный орган вправе устанавливать в конкурсной документации требования к организации перевозок по отдельным маршрутам регулярных перевозок, в частности минимальную и (или) максимальную вместимость транспортных средств, интервалы отправления транспортных средств (в случае, если это обусловлено ограниченной пропускной способностью объектов транспортной инфраструктуры); объем транспортных услуг; минимальную потребность в транспортных средствах, обусловленную спросом на регулярные пассажирские перевозки.

Подпункт 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указывает, что основными принципами обеспечения безопасности движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.

Включение в условие конкурса требований о вместимости транспортных средств, принадлежащих претенденту конкурса, не противоречит нормам Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Из пояснений заявителя и материалов дела следует, что при определении условий конкурса Министерство исходило из приоритетности обеспечения безопасности дорожного движения, полного обеспечения потребностей населения в транспортных услугах, культуры и качества обслуживания пассажиров, замены автобусов типа "Газель" на транспорт более высокого экологического класса большей вместимости.

С учетом того, что маршрут №537 действует с 1953 года (год создания ОАО «Сенгилеевское АТП»), ОАО «Сенгилеевское АТП» ежемесячно отчитывается перед Министерством о количестве перевезенных пассажиров, суд считает, что Министерство владеет всей необходимой информацией о пассажиропотоке на маршруте, с учетом чего и были определены условия конкурса о вместимости транспортных средств.

Определение условий конкурсного отбора перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, т.к. в равной степени распространяется на всех перевозчиков, каждый потенциальный перевозчик самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе. Отбор перевозчика на определенных условиях позволяет выбрать претендента наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок.

Согласно «Сводному расписанию движения автобусов по междугородным  и  пригородным  маршрутам» перевозчиками  по автобусному маршруту № 537 «г.Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - г.Сенгилей» в день обеспечивался объём по перевозке пассажиров - 212 пассажиро-мест, интервал движения автобусов составлял 20 - 80 минут, а отстой автобусов между выполняемыми рейсами достигал 1,5-2 часов.