АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2011 года  Дело N А72-8180/2010

Резолютивная часть решения объявлена 14  января 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2011 года.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем С.А. Якубович,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Соболевой Натальи Константиновны, г.Ульяновск,

Общества с ограниченной ответственностью «Вектор», г.Ульяновск;

Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Ульяновский хладокомбинат», г.Ульяновск;

Ионова Максима Юрьевича, г.Ульяновск;

Макеева Ивана Викторовича, г.Ульяновск;

к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск,

третье лицо - Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом, г.Москва,

о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующего решения

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителей:

-ИП Соболева Н.К. -  Е.Ю.Феоктистова, паспорт, доверенность от 11.10.2010;

-ООО «Вектор» - Е.Ю.Феоктистова, паспорт, доверенность от 19.10.2010;

-ООО «ТД «Ульяновский хладокомбинат» - Е.Ю.Феоктистова, паспорт, доверенность от 05.04.2010;

-М.Ю.Ионова - не явился (уведомлен надлежащим образом);

-И.В.Макеева - не явился (уведомлен надлежащим образом);

от ответчика - Ю.Г.Фомина, паспорт, доверенность №49 от 03.11.2010;

от третьего лица - не явился (уведомлен надлежащим образом);

установил:

(с учетом определения суда от 14.12.2010) индивидуальный предприниматель Соболева Наталья Константиновна, Общество с ограниченной ответственностью «Вектор», Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Ульяновский хладокомбинат», Ионов Максим Юрьевич, Макеев Иван Викторович обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, которым просят:

-признать незаконным бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению о предоставлении в аренду ИП Соболевой Н.К., ООО «Вектор», ООО «ТД «Ульяновский хладокомбинат», М.Ю.Ионову, И.В.Макееву земельного участка площадью  53468,2 кв.м., кадастровый номер 73:24:011204:17, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-т Гая, дом 77;

-обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Соболевой Н.К., ООО «Вектор», ООО «ТД «Ульяновский хладокомбинат»,  М.Ю. Ионова, И.В.Макеева путем принятия в месячный срок решения о предоставлении им в аренду земельного участка площадью 53468,2 кв.м., кадастровый номер 73:24:011204:17, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-т Гая, дом 77 и направления в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду проекта договора аренды.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечено Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (г.Москва).

Ионов Максим Юрьевич, Макеев Иван Викторович и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом по правилам ст.123 АПК РФ; в материалах дела имеются заявления  Ионова М.Ю. и  Макеева И.В. от 06.12.2010 о рассмотрении дела без их участия; Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом запрашиваемые судом документы в материалы дела не представило.

При данных обстоятельствах дело в силу положений ч.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) слушается в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Заявители настаивают на заявленном требовании в полном объеме; считают несостоятельным довод ответчика о том, что Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, исходя из следующего:

-в соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением №432 от 05.06.2008 Правительства Российской Федерации, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4);

-в соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №278,  Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам (аналогичные положения содержатся в пунктах  4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 №374);

-пунктом 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области не предусмотрено, что без наличия поручения Росимущества, Территориальное управление не может рассматривать заявления собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, и принимать соответствующие решения; кроме того, подобные поручения не предусмотрены Земельным Кодексом РФ.

Заявители подчеркивают, что Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок рассмотреть обращение заявителей и принять соответствующее решение по заявлению, что бездействие ответчика в виде не выполнения установленной законом обязанности в установленные законом порядке и сроки нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявители в обоснование своей позиции по делу ссылаются, также, на акт №21 от 29.10.2010 о проведении проверки фактического использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:011204:17 площадью 53468,2 кв.м., расположеного по адресу: Ульяновская область, Железнодорожный район, проспект Гая, 77, утвержденный 01.11.2010 врио руководителя ТУ Росимущества в Ульяновской области Р.Б.Шрша, в котором отражено, что «Комиссией не установлена возможность раздела данных земельных участков с целью формирования земельных участков, свободных от объектов недвижимого имущества, поскольку земельные участки в полном объеме используются под объектами недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и необходимы для их использования по назначению. С учетом установленных в ходе проверки обстоятельств, комиссия пришла к выводу о том, что возможность и необходимость в использовании земельного участка или его части для федеральных нужд отсутствует. Фактическое использование земельных участков соответствует виду разрешенного использования»; дополнительно пояснили, что  имущество Ульяновского хладокомбината, в связи с банкротством последнего, было приобретено в 2009 году заявителями с торгов.

Представитель ответчика возражает против заявленного требования, настаивает на том, что Положением о ТУ Росимущества в Ульяновской области не предусмотрено полномочий ТУ Росимущества в Ульяновской области по передаче в аренду земельных участков без соответствующего поручения Федерального Агентства по управлению государственным имуществом; при этом разъяснил, что статья, прямо  запрещающая ТУ Росимущества в Ульяновской области передавать в аренду земельные участки, в Положении о ТУ Росимущества в Ульяновской области отсутствует.

Представитель ответчика на вопрос суда пояснил, что им направлялись материалы проверки в Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом, однако ответа от  Росимущества (г.Москва) не поступало.

Как следует из материалов дела, соистцы имеют на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные по проспекту Гая, 77 в Железнодорожном районе города Ульяновска:

-ООО «Вектор» принадлежат здание прачечной, здание-автовесовая 30т,  семь помещений-холодильников 1 и 2 очереди, здание гараж-мастерские, здание склада аммиака и масел, две фабрики мороженого, склад горючего с подвалом, помещения механических мастерских, здание склада консервов, подъездной ж/д путь, сооружения в виде дорожек асфальтированных и площадок территории;

-ООО «ТД «Ульяновский хладокомбинат»  имеет в собственности помещение площадью 727,8 кв.м.;

-ИП Соболева Н.К. является собственником сооружения градирня ГПВ-160;

-Ионову М.Ю. принадлежат два ограждения и одноэтажное здание проходной  ( доля);

-Макеев И.В. владеет одноэтажным зданием проходной ( доля).

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права и не оспариваются сторонами.

Приобретенные заявителями в собственность объекты недвижимости расположены на земельном участке, находящемся по адресу: г.Ульяновск, проспект Гая, дом 77. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 73:24:011204:17.

02.06.2010 соистцы обратились в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - Теруправление) с заявлением о предоставлении им в аренду сроком на 49 лет земельного  участка площадью 53468,2 кв.м., расположенного по адресу: г.Ульяновск, проспект Гая, дом, 77, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителей. Указанное заявление зарегистрировано в Теруправлении 03.06.2010.

В ответ на заявление соистцов Теруправление в своем письме от 26.07.2010 №2251 сообщило, что пакет документов по оформлению права аренды на земельный участок с кадастровым номером 73:24:011204:17 площадью 53468,2 кв.м. расположенный по адресу: г.Ульяновск, пр-т Гая, 77, исходящим письмом №2080 от 19.07.2010, направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия решения либо даче соответствующего поручения Теруправлению.

Учитывая, что установленный п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ месячный срок принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка аренды истек, соистцами направлялись жалобы  в Теруправление (№161 от 23.08.2010) и в Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (№182 от 07.09.2010) с просьбой ускорить принятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.

Однако ни ответы на жалобы, ни доказательства принятия решения по заявлению соистцов о предоставлении им в аренду земельного участка, в адрес заявителей по делу не поступили.

Посчитав, что Теруправление проявляет незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения по вопросу  предоставления земельного участка в аренду, соистцы обратились в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав присутствующих лиц, суд считает заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующих обстоятельств дела и норм права.

Согласно п.1 ст.2 АПК РФ  задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В соответствии с п.1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Согласно материалам дела, соистцами выполнены все требования законодательства: в Теруправление представлены все необходимые документы.

Доводы ответчика о том, что Теруправление является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, так как в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4.8 Типового Положения о Территориальном управлении Росимущества, Теруправление исключительно по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, суд считает несостоятельными.

В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Полномочия Теруправления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №278.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N374, согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Анализ полномочий Теруправления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.