АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2008 года  Дело N А72-8192/2007

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Спириной Галины Вячеславовны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г.Ульяновск

к ответчику Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городская теплосеть», г.Ульяновск;

третьи лица:

- Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области;

- Комитет по управлению городским имуществом г.Ульяновска, г.Ульяновск;

- Муниципальное унитарное предприятие ВКХ «Ульяновскводоканал», г. Ульяновск;

- Открытое акционерное общество «Утес», г. Ульяновск;

об обязании в согласовании границ земельного участка

при участии:

от истца - Минеева О.А., доверенность № 45 от 27.12.2007 г.;

от ответчика - Виноградова Г.Н., доверенность №1 от 09.01.2008 г.;

- Макурина С.Н., доверенность №2 от 09.01.2008 г.;

от третьего лица МГИЗО - не явился, реестр;

от третьего лица КУГИ - не явился, реестр;

от третьего лица МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» - Крылова Т.Г., доверенность № 16 от 09.01.2008 г.;

от третьего лица ОАО «Утес» - не явился, уведомление 42640;

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г.Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городская теплосеть», г.Ульяновск, в котором просит суд обязать УМУП «Городская теплосеть» согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: ул.Гафурова, 25.

Исковое заявление было подано в арбитражный суд с нарушением требований, установленных ст.126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что явилось процессуальным основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 128 АПК РФ.

Определением от 19.12.2007 г. исковое заявление было оставлено без движения до 21.01.2008 г.

В установленный арбитражным судом срок истец устранил обстоятельства, послужившие основанием для оставления иска без движения.

Определением от 21.01.2008 г. суд принял исковое заявление к производству.

Определением от 11.02.2008 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитет по управлению городским имуществом г.Ульяновска.

В судебном заседании ответчик пояснил, что теплотрасса была проложена для обеспечения отопления жилых домов, объекты истца расположены на земельном участке, по которому проходит теплотрасса и в охранной зоне, что противоречит СНиПу.

Согласно схеме земельного участка на спорной территории также расположен водопровод.

Определением от 06.03.2008 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное унитарное предприятие ВКХ «Ульяновскводоканал».

Представитель МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» предъявленные требования не поддержал.

Истец в судебном заседании 26.03.2008 г. пояснил, что мастерская и склад являются федеральным имуществом, как не вошедшие в уставной капитал АООТ «Утес».

Определением от 26.03.2008 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Открытое акционерное общество «Утес».

ОАО «Утес» в отзыве на исковое заявление указал, что документами на строительство и документами на введение объектов в эксплуатацию не располагает.

Третьи лица (кроме МУП ВКХ «Ульяновскводоканал»), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, явку представителей не обеспечили.

Дело рассматривается в судебном заседании в отсутствие представителей третьих лиц (кроме МУП ВКХ «Ульяновскводоканал») в силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле материалам.

Изучив представленные документы, выслушав представителей сторон, третьего лица МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Материалами дела подтверждается, что согласно акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 1 июля 1992 г. - приложения №9 к плану Приватизации Государственного предприятия «Утёс» от 1993 г. из имущества для которого действующим законодательством установлен иной режим приватизации исключается стоимость объектов жилищно-бытового назначения, остающихся в государственной, муниципальной собственности (10731 тысяч рублей). Перечень объектов недвижимости к приложению №9 Плана Приватизации содержит указание на объекты недвижимости, которые остаются в федеральной собственности, среди указанных объектов обозначены - мастерская инвентарный номер 01093 (год ввода в эксплуатацию 1971 г.) и склад инвентарный номер 01092 (год ввода в эксплуатацию 1971 г.) (т. 1 л.д. 119-121).

Имущество, не вошедшее в уставный капитал приватизируемого  Акционерного общества открытого типа «Утёс» (в том числе мастерская и склад, расположенные по ул. Гафурова, 25, г. Ульяновск) были переданы во временное пользование АООТ «Утёс» согласно договору от 18 сентября 1997 г. (т. 1 л.д. 40-43, 122).

На основании заявления Ульяновского Акционерного общества «Утес» от 03 декабря 1999 г. № 593/68 и карты учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица по состоянию на 01.10.1999 г. в реестре федерального имущества учтены, в том числе, и объекты недвижимости - мастерская общей площадью 48 кв.м. инвентарный номер 01093 и склад общей площадью 96 кв.м. инвентарный номер 01092, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Гафурова, 25. Имуществу, не вошедшему в уставный капитал ОАО «Утёс», был присвоен реестровый номер 07300134, о чем выдано свидетельство о внесение в реестр федерального имущества № 008140 (т. 1 л.д. 45-49).

В реестре федерального имущества, ведение которого на территории Ульяновской области осуществляет ТУ Росимущества по Ульяновской области, по адресу: г. Ульяновск, ул. Гафурова, 25 указаны два объекта недвижимости - (мастерская общей площадью 48 кв.м. и склад общей площадью 96 кв.м., относящиеся к имуществу казны Российской Федерации (т. 1 л.д. 31)

В обоснование своих требований истец указал, что в соответствии со ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ (далее Федеральный закон от 02.01.2000 г. №28-ФЗ) «О государственном земельном кадастре» земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков подлежат государственному кадастровому учету.

Перед государственным кадастровым учетом необходимо проведения межевания земельных участков (п.2 ст. 17, п. ст. 19 Федеральный закон от 02.01.2000 г. №28-ФЗ).

Статьей 261 Гражданского кодекса РФ определено, что территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику уполномоченными на то органами.

Порядок установления границ земельных участков определяется Федеральным Законом РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Межевание согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», включает в себя:

1.  определение границ объекта на местности и их согласования;

2.  закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками и определение их координат или составления иного описания местоположения границ;

3.  изготовления карты (плана) объекта землеустройства.

Земельно-правовые документы и сведения в государственном земельном кадастре на указанный земельный участок отсутствуют, в связи, с чем возникла необходимость в проведение землеустроительных работ.

Согласно абз. 2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательств. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ граждане и юридические лица обязаны осуществлять градостроительную деятельность (в том числе и реконструкцию объектов недвижимости) в соответствии с градостроительной документацией. Реконструкция возможна только на основе утвержденной проектной документации и разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом местного самоуправления  (ст. 1, 20, 61, 62 Градостроительного кодекса РФ).

Аналогичные требования содержались и в ранее действовавшем градостроительном законодательстве, которое предусматривало, помимо изложенного, и необходимость проведения ПИР.

Ни одно из вышеперечисленных требований градостроительного законодательства соблюдено не было.

УМУП «Городская теплосеть» письмом от 29.05.2007 г. № 33-02/613 сообщило, что не может согласовать границы земельного участка по ул. Гафурова рядом с домом 25, так как земельный участок находится в охранной зоне действующей теплосети, которая состоит на балансе УМУП «Городская теплосеть».

Письмом от 12.11.2007 г. № 33-02/1608 ответчик сообщил, что не возражает против согласования инженерных сетей в границах формируемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск: ул. Гафурова рядом с домом 25, при условии выноса действующих инженерных сетей за территорию земельного участка.

Территориальное управление полагает, что отказ УМУП «Городская теплосеть» от согласования границ земельного расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Гафурова, 25, и позиция, выраженная в письме от 12.11.2007 г. №33/02-1608 не обоснованы.

Однако, жилые дома, расположенные в районе дома № 25 по ул.Гафурова, находятся в управлении УМУП УК ЖКХ Ленинского района. Согласно справки данной Управляющей компании № 01-08-469 от 06.03.2008 г. жилые дома введены в эксплуатацию в 1950-1967 г.г.

На основании вышеизложенного очевидно, что возведение объектов недвижимости - мастерской и склада на земельном участке по ул.Гафурова, рядом с домом №25, было осуществлено после прокладки тепловых сетей, в нарушение действующих норм и правил, что подтверждается схемой разреза прокладки существующей теплосети под вышеуказанными зданиями. Из представленной схемы видно, что трубопроводы тепловой сети проложены в земле на глубине 1,4 м - 1,6 м в непроходных каналах и перекрыты железобетонными плитами. Выхода из канала в здания мастерской и склада тепловые сети не имеют.

На земельном участке, расположенном по адресу ул.Гафурова, 25 параллельно городской теплотрассе проложен водопровод диаметром 100.0 мм, который обеспечивает хоз-питьевые и противопожарные нужды жилой застройки по ул.Гафурова.

Согласно справки, выданной МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» № 01-14/05-юр от 14.05.2008 г. (т. 2 л.д. 4) водопровод, расположенный в районе ул.Гафурова, 25, числится на балансе предприятия под инвентарным номером 774 и введен в эксплуатацию 1 ноября 1958 года.

Как указано на проекте границ земельного участка, строения истца возведены непосредственно на теплотрассе и водопроводе (т. 1 л.д. 32).

Возведение на указанном участке объектов недвижимости - мастерской и склада осуществлено без согласования с МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» и УМУП «Городская теплосеть». Строения возведены на существующих водопроводе и теплотрассе, что затрудняет их эксплуатацию и делает невозможным проведение ремонтно-восстановительных работ в случае аварии, то есть противоречит требованиям строительных норм и правил, в том числе СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений п. 7.23 табл. 14, согласно которым расстояние по горизонтали с свету от фундамента зданий и сооружений до водовода и теплосети должно соответствовать не менее 5.0 м. Следовательно, полоса обременения составляет не менее 10,0 м и также для теплотрассы, а также ранее действовавшим Строительным нормам и правилам II-К.2-62, утвержденным приказом Госстроя СССР, минимальное расстояние подземных сетей от зданий, сооружений и устройств в свету от сети теплопровода и водопровода до обрезов фундаментов зданий и сооружений составляет 5 м (т. 2 л.д. 2).

Предложенный истцом вариант границ земельного участка может быть согласован только при условии выноса инженерных сетей за территорию земельного участка, в противном случае УМУП «Городская теплосеть» будет лишено возможности осуществлять обслуживание и эксплуатацию данных инженерных сетей (производство капитального ремонта, устранение аварийных ситуаций и.т.д.), а в конечном счете обеспечить бесперебойное и качественное теплоснабжение 9 жилых домов данного микрорайона.

Доказательства наличия у истца согласованной в установленном порядке проектной документации на возведение спорных объектов и разрешения на ввод их в эксплуатацию отсутствуют.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области сообщило, что не располагает документарной информацией о строительстве и введении объектов недвижимости (мастерская инвентарный номер 01093, и склад инвентарный номер 01092), расположенные по адресу: г.Ульяновск, ул.Гафурова, 25 в эксплуатацию.

Обозначенные объекты недвижимости были построены в 1971 году без оформления необходимой документации для обслуживания жилого фонда, расположенных по ул.Гафурова и проспекту Нариманова. Указанная информация содержится в письме ОАО «Утес» № 66/88 от 05.12.2005 г.

ОАО «Утес» также сообщило суду, что не располагает документами на строительство и документами на введение объектов (склада и мастерской) в эксплуатацию. Данные объекты были построены в 1971 году с целью повышения качества обслуживания жилого фонда предприятия и оформления документов, запрашиваемых согласно определению суда от 26 марта 2008 года, на тот период, не требовалось (т. 2 л.д. 15).

Однако суд не принимает доводы истца и ОАО «Утес» о том, что на момент строительства объектов (1971 г.) не требовалось оформления документов по согласованию размещения объектов недвижимости.

По сообщению истца спорные объекты в настоящее время не эксплуатируются, о чем было указано и в письме ОАО «Утес» от 05.12.2005 г. № 66/88.

По заявлению истца он намерен «вовлекать спорные объекты в хозяйственный оборот», то есть нарушение действующих норм будет продолжаться, что является нарушением строительных норм и правил, создает трудность в обслуживании водопровода и теплотрассы, а в случае аварии грозит разрушением самих объектов и другими негативными последствиями.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  расходы по госпошлине следует  возложить на истца.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176, 177, 180-182 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г.Ульяновск оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья  Г.В. Спирина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка