• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2009 года  Дело N А72-8209/2008

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марышевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Комбат»

к Отделению по Заволжскому району г.Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области

3-и лица: Управление Федерального казначейства по Ульяновской области

Войсковая часть №73612

Федеральное государственное учреждение Министерства обороны РФ «92 финансово-экономическая служба»

о признании незаконным решения №02-29/201/917 от 14.11.2008г. о возвращении исполнительного документа

при участии в заседании:

от заявителя - Антоненко С.В., юрисконсульт, по доверенности от 22.05.2009г., паспорт

от ответчика - Журавлева О.В., представитель по доверенности от 13.01.2009г., удостоверение №0018 от 26.11.2007г.; Фуражкина Н.А., представитель по доверенности от 13.01.2009г., удостоверение №0488 от 11.01.2008г.

от УФК - Журавлева О.В., представитель по доверенности от 11.01.2009г., удостоверение №0018 от 26.11.2007г.

от В/ч 73612 - не явился (извещен)

от ФГУ «92 ФЭС» - не явился (извещен)

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Комбат» с заявлением к Отделению по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области о признании незаконным решения №02-29/201/917 от 14.11.2008г. о возвращении исполнительного документа.

В данном судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении предмета заявленного требования - просит признать незаконным изложенное в письме №02-29/201/917 от 14.11.2008г. решение Отделения по Заволжскому району г.Ульяновска УФК по Ульяновской области о возврате без исполнения исполнительного листа №069356.

Ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч.1 ст.49 АПК РФ.

Определениями суда от 28.11.2008г., от 24.12.2008г. к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Войсковая часть №73612, Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «92 финансово-экономическая служба».

Заявитель в обоснование заявленного требования сослался на то, что Отделение по Заволжскому району г.Ульяновска Управления Федерального казначейства незаконно возвратило исполнительный лист №069356 в связи с отсутствием у должника лицевого счета. По мнению заявителя, при данных обстоятельствах Отделение обязано было исполнить исполнительный документ за счет средств главного распорядителя средств федерального бюджета, то есть с ФГУ «92 ФЭС».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, просит признать незаконным решение Отделения Заволжского района г.Ульяновска УФК по Ульяновской области №02-29/201/917 от 14.11.2008г. о возвращении исполнительного документа

Представитель Отделения по Заволжскому району г.Ульяновска УФК по Ульяновской области с заявленным требованием не согласился. Возражения ответчика изложены в отзыве (л.д.28-29).

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области считает оспариваемое решение законным, просит в удовлетворении требования заявителю отказать, отзыв приобщен к материалам дела (л.д. 31-32).

Войсковая часть №73612 и ФГУ «92 ФЭС» полагают, что ответчик возвратил исполнительный документ по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ (отзывы приобщены к материалам дела, л.д.90-91, 92-93).

Как усматривается из материалов дела, 12.11.2008г. ООО «Фирма «Комбат» направило в Отделение по Заволжскому району г. Ульяновска УФК по Ульяновской области исполнительный лист №069356, выданный Арбитражным судом Ульяновской области по делу №А72-5773/07-27/324, о взыскании с Войсковой части № 73612 суммы задолженности в размере 101.471 руб. 00 коп.

Решением №02-29/201/917 от 14.11.2008г. указанный исполнительный лист возвращен взыскателю со ссылкой на отсутствие лицевого счета должника как получателя средств бюджета какого-либо уровня в органе Федерального казначейства. При этом уполномоченный орган указал, что лицевой счет открыт ФГУ «92 ФЭС» как получателю средств федерального бюджета.

Заявитель оспорил данное решение в суде, мотивируя тем, что правовые основания для возвращения исполнительного документа в связи с отсутствием лицевого счета должника, у ответчика не имелись.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требования заявителя. При этом суд исходил из следующего.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В данном случае материалами дела подтверждается, что должником по исполнительному листу №069356 от 31.01.2008г. является Войсковая часть №73612. Однако в Отделение по Заволжскому району г.Ульяновска УФК по Ульяновской области лицевой счет указанного должника отсутствует.

Вместе с тем, суд считает, что в данном случае возврат ответчиком исполнительного листа не соответствует положениям АПК РФ и Бюджетного кодекса РФ.

В силу статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа. Таким образом, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.

Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.

Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствие с положениями названного Кодекса.

Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.

Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

При отсутствии у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.10.2008г. №6758/08.

В рассматриваемом случае Отделение по Заволжскому району г. Ульяновска никаких действий, предусмотренных законодательством не произвело, несмотря на то, что в органе казначейства открыт лицевой счет ФГУ «92 ФЭС», созданного в целях финансово-экономического обеспечения деятельности Войсковой части 783612 (в том числе по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту зданий, сооружений).

Согласно ч.3 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи, несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве», нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению, представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Данный перечень является исчерпывающим.

Поскольку, указанные основания в рассматриваемом случае отсутствовали, то решение о возврате исполнительного документа без исполнения, изложенное в письме от 14.11.2008г. №02-29/201/917 является незаконным.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия), незаконными.

Учитывая изложенное, требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ госпошлину по делу следует отнести на ответчика, однако последний от ее уплаты освобожден, поэтому в данном случае заявителю следует выдать справку на возврат из федерального бюджета уплаченной им госпошлины в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 200, 201 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об уточнении предмета заявленного требования удовлетворить.

Требование Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Комбат» удовлетворить.

Признать незаконным изложенное в письме №02-29/201/917 от 14.11.2008г. решение Отделения по Заволжскому району г.Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области о возврате без исполнения исполнительного листа № 069356.

Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Комбат» выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб. после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г.Казань).

Судья Д.М.Замалетдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-8209/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 22 июня 2009

Поиск в тексте