ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 ноября 2007 года Дело N А37-710/2007-11
N 06АП-А37/2007-2/860
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Карасёва В.Ф., Михайловой А.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовой О.Н. при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: Крылова Оксана Валерьевна, представитель по доверенности от 30.10.2006 N ТА-05/37492; от муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Водоканал»: Бизяева Виктория Викторовна, представитель по доверенности от 24.10.2007 N б/н; Лещенко Наталья Алексеевна, представитель по доверенности от 27.08.2007 N 1412 рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 26 июля 2007 года
по делу N А37-710/2007-11 Арбитражного суда Магаданской области Дело рассматривал судья Нестерова Н.Ю.
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Водоканал» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
о признании недействительным решения от 05.03.2007 N ТА-15-12/6638, обязании ответчика произвести списание суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 29 813 974 руб. 92 коп., обязании ответчика произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 1 394 557 руб. 99 коп.
Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана «Водоканал» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 05.03.2007 N ТА-15-12/6638, которым предприятию было отказано в списании в порядке реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам в Пенсионный фонд РФ в размере 29 813 974 руб. 92 коп. и осуществлении возврата излишне уплаченного налога в Пенсионный фонд РФ в сумме 1 394 557 руб. 99 коп. Кроме этого, предприятие просит обязать налоговый орган списать сумму задолженности по реструктуризации в размере 28 921 441 руб., произвести возврат переплаты в размере 1 124 068 руб. 10 коп. и взыскать проценты в размере 45 727 руб.
Решением суда первой инстанции от 26.07 2007 требования предприятия удовлетворены частично: признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 05.03.2007 N ТА-15-12/6638 в части отказа в списании задолженности по пеням и штрафам; на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области возложена обязанность в 10-дневный срок произвести списание суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 28 921 441 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда в части признания недействительным оспариваемого решения и обязании в 10-дневный срок произвести списание задолженности в сумме 28 921 441 руб. в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Кроме этого, инспекция обжалует правильность взыскания с нее расходов по государственной пошлине в пользу предприятия в сумме 4 000 руб., полагая, что налоговый орган в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку действовал в защиту государственных интересов.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Предприятие в отзыве и его представители в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы апелляционной жалобы, просили оставить её без удовлетворения, а решение суда без изменения, считая его в обжалуемой части законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что предприятие обратилось в налоговый орган с жалобой от 07.02.2007 N 148, в которой просило произвести списание суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам в Пенсионный фонд РФ в размере 29 813 974 руб. 92 коп., полагая, что на него распространяется Порядок проведения реструктуризации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699, пунктом 2 которого предусмотрено: при погашении задолженности по страховым взносам и 15% от общей суммы реструктурируемой задолженности по начисленным пеням и штрафам в полном объеме, налоговым органом производится списание 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Кроме этого, предприятие просило осуществить возврат излишне уплаченного налога в Пенсионный фонд РФ в сумме 1 394 557 руб. 99 коп.
Решением от 05.03.2007 N ТА-15-12/6638 налоговый орган отказал предприятию в списании задолженности и возврате излишне уплаченного налога.
Не согласившись с указанным решением инспекции, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования предприятия о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части отказа в списании задолженности по пеням и штрафам и обязании налогового органа в 10-дневный срок произвести списание суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам в размере 28 921 441 руб., суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» и в целях урегулирования задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имевшимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года (далее - Порядок проведения реструктуризации).
Решение о реструктуризации, в соответствии с вышеуказанным Порядком, принимается налоговым органом по месту нахождения организации по её заявлению, поданному до 1 апреля 2002 года.
В отношении организации проводится одновременно реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15 процентов - по начисленным пеням и штрафам на срок не более 5 лет, а также о списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.12.2001 на основании заявления предприятия было принято решение N 4-ф о реструктуризации кредиторской задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 39 850 851 руб., сроком на пять лет, в том числе в Пенсионный фонд РФ в сумме 39 745 578 руб., из них: задолженность по взносам составила 5 720 353 руб., задолженность по начисленным пеням и штрафам - 34 025 225 руб.
В соответствии с названным решением инспекции о реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2001, с учетом задолженности по пеням и штрафам в размере 34 025 225 руб. (пени 34 015 624 руб.+штраф 9 600 руб.) был составлен график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 5 103 784 руб.
Судом также установлено, что на протяжении всего периода реструктуризации предприятие погашало указанную сумму в установленный срок, без разбивки по виду платежа - «пени» и «штрафные санкции», поскольку названный график был оставлен в соответствии с письмом Пенсионного фонда РФ от 02.01.2001 (установленного образца) и был утвержден ПФР по Магаданской области.
В соответствии с пунктом 15 Порядка проведения реструктуризации контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности, а также по своевременной и полной уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) в течение всего срока рассрочки задолженности осуществляется налоговым органом.
Судом установлено, что налоговый орган в течение всего периода погашения задолженности ни разу не информировал предприятие о неуплате им реструктуризированной суммы штрафа или о необходимости раздельной уплаты сумм пени и штрафа по реструктуризированной задолженности.
Судом также установлено, что за период с 18.12.2001 по 22.12.2006 предприятием была произведена оплата реструктуризированной задолженности в сумме 5 879 705 руб. 08 коп., в связи с чем переплата по состоянию на 22.12.2006 составила 838 050 руб. 10 коп.
Пунктом 5 названного Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 N 699.
Пункт 6 этого Порядка устанавливает, что при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящего Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности.
Судом установлено и это подтвердилось в заседании суда апелляционной инстанции, что налоговый орган не принимал решение о прекращении действия решения о реструктуризации и о принятии мер ко взысканию задолженности в отношении муниципального унитарного предприятия г.Магадана «Водоканал».
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о несоответствии оспариваемого решения налогового органа положениям законодательства о реструктуризации и, следовательно, о неправомерности отказа предприятию в списании задолженности по пеням и штрафам, а также об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области в 10-дневный срок произвести списание суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 28 921 441 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, суд обоснованно взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области в пользу муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Водоканал» государственную пошлину в сумме 4 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, статьёй 333.21 НК РФ в сумме 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 26 июля 2007 года по делу N А37-710/2007-11 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д. Пескова
Судьи
В.Ф. Карасёв
А.И. Михайлова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка