ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2009 года Дело N А04-7490/2008-25/231

N 06АП-4631/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 20 января 2009 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Карасева В.Ф.,

Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В. при участии в судебном заседании: от Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области: Скударнов В.В., представитель по доверенности от 30.12.2008 б/н; Лобунько М.М., представитель по доверенности от 30.12.2008 б/н;

от общества с ограниченной ответственностью «Бастион-С»: Савочка С.К., представитель по доверенности от 11.12.2008 N 676; Перевалов А.И., представитель по доверенности от 28.02.2008;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бастион-С» на решение от 26.11.2008

по делу N А04-7490/08-25/231 Арбитражного суда Амурской области дело рассматривал судья Котляревский В.И.

по заявлению Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Бастион-С»

о привлечении к административной ответственности

Решением Арбитражного суда Амурской области удовлетворено заявление Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - Управление ГПН ГУ МЧС России по Амурской области, Управление, административный орган) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Бастион-С» (далее - ООО «Бастион-С», общество, предприятие, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить.

В судебном заседании представитель общества огласил содержание апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.

Представитель административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав представителей сторон. исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Бастион-С» имеет лицензию N 1/07982 на право осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров (т. 1 л.д. 78). Срок действия названной лицензии - до 08.07.2010.

На основании распоряжения от 04.09.2008 N 41 административным органом в период с 15.09.2008 по 15.10.2008 проведена плановая проверка ООО «Бастион-С» на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по тушению пожаров.

Как следует из актов проверки качества выполненных работ по тушению пожаров от 09.10.2008 NN 1, 2 (т. 1 л.д. 18-19), акта от 15.10.2008 проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по тушению пожаров (т. 1 л.д. 21-22), протокола об административном правонарушении от 14.10.2008 N 28 проверкой установлены нарушения обществом подпунктов «б», «в», «д», «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 (далее - Положение о лицензировании), которые выразились в следующем:

- подпункт «б» Положения о лицензировании:

- руководитель ООО «Бастион-С» Кустов А.А. не имеет образования по специальности «пожарная безопасность», не имеет стажа работы более 3-х лет в области обеспечения пожарной безопасности;

подпункт «в» Положения о лицензировании:

- работники, состоящие в штате общества, не имеют соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности. Так Кустов А.А., выполняющий работы лицензируемого вида деятельности, имеет высшее образование по специальности «Инженер-механик сельского хозяйства»; Кузьмин И.С., выполняющий работы лицензируемого вида деятельности, имеет высшее образование по специальности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»; Зеньков Д.А., выполняющий работы лицензируемого вида деятельности, имеет высшее образование по специальности «Учитель технологии и предпринимательства»; Савочка А.С. и Гришко А.Г., выполняющие работы лицензируемого вида деятельности, имеют только аттестаты об окончании среднего общеобразовательного учреждения (школа). Стаж работы в области лицензируемого вида деятельности всех работников лицензиата составляет менее 3 лет;

- подпункт «д» Положения о лицензировании:

- Савочка А.С. и Гришко А.Г. не прошли требуемое один раз в 5 лет повышение квалификации в области лицензируемого вида деятельности. В отношении рабочих проектов общества Управлением установлены нарушения подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625:

Рабочий проект автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (05-08-ПС) в здании общежития ГОУНПОПУ N 20 «Покровский городской колледж», расположенного в г. Зея, ул. Золотогорское шоссе,6:

- жилые помещения общежитий не оборудованы автономными пожарными извещателями (примечание к пункту 6.1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», пункт 7.3.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»);

- прибор приемно-контрольный пожарный (ППКП), установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, телефонной связи, аварийного освещения, при этом в проекте отсутствуют сведения о выводе извещений о пожаре и о неисправности в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (пункты 12.48*, 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», пункт 2.2.11 ГОСТ 12.4.009-83 «Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»);

- отсутствуют сведения об уровне оснащенности в местах установки ручных пожарных извещателей и прибора приёмно-контрольного пожарного (при установке данного прибора в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала) (п. 12.43, 12,55 НПБ 88-2001);

- отсутствуют сведения об уровне звука, который должны обеспечивать речевые пожарные извещатели данной проектируемой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3.22 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- в проекте не предусмотрен 10% запас пожарных извещателей каждого типа (п. 2.2.7 РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания»);

-не определена высота (от уровня пола до оперативных органов управления ППКП),на которой необходимо производить монтаж ППКП, (п.12.52 НПБ 88-2001);

-не определена высота, на которой необходимо производить монтаж речевых пожарных оповещателей (Основание: п. 3.21 НПБ 104-03) отсутствуют сведения о наличии в здании систем вентиляции и кондиционирования воздуха для определения необходимости подключения данных систем к соответствующим клеммам на ППКП при выполнении монтажных работ; данное мероприятие необходимо для отключения систем вентиляции кондиционирования воздуха при срабатывании пожарной сигнализации; отсутствуют сведения о порядке расположения автоматических пожарных извещателей относительно вентиляционных отверстий (п.2.2.6 ГОСТ 12.4.009-83, п.12.19 НПБ88-2001);

-не предусмотрено подключение электропитания ППКП и систем оповещения о пожаре двумя линиями от одного ввода в здание с автоматическим переключением с одной линии на другую, не указан порядок прокладки линий электропитания от ввода до ППКП (п.7.1.57 ПУЭ, п.12.71 НПБ 88-2001, п. 14.13 СП «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»);

- не предусмотрена необходимость заделки негорючим материалом мест прохода шлейфов пожарной сигнализации, соединительных линий оповещения через строительные конструкции в целях нераспространения пожара (п.2.1.5 8 ПУЭ, п. 14.24 СП 31-110-2003, п.64 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»);

- не установлен порядок прокладки шлейфов пожарной сигнализации г относительно силовых и осветительных проводов (п. 12.67 НПБ 88-2001);

- проектом не предусмотрено формирование команды на пуск системы оповещения о пожаре при срабатывании двух автоматических пожарных извещателей (в т.ч. не указан номинал сопротивления резистора, устанавливаемого с извещателями, не указано необходимое количество резисторов) (п. 13.1* НПБ 88-2001);

Рабочий проект автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (02-08-ПС) в здании пищеблока ГОУНПОПУ N20 «Покровский горный колледж», расположенного в г.Зея по ул. Золотогорское шоссе, 6:

- в помещениях (N 17, 16, 15, 14 по экспликации помещений проекта) шириной 9 м проектом предусмотрена установка тепловых пожарных извещателей на расстоянии более требуемого до стены (принято 4,5 м при требуемых 2,5 м) (п. 12.34* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

-прибор приёмно-контрольный пожарный установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, телефонной связи аварийного освещения, при этом в проекте отсутствуют сведения о выводе извещений о пожаре и о неисправности в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала(п. 12.48*, 12.55 НПБ 88-2001, п. 2.2.11 ГОСТ 12.4.009-83 «Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»);

-отсутствуют сведения об уровне освещённости в местах установки ручных пожарных извещателей и прибора приёмно-контрольного пожарного (при установке данного прибора в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала) (п. 12.43, 12.55 НПБ 88-2001);

-отсутствуют сведения об уровне звука, который должны обеспечивать речевые пожарные извещатели данной проектируемой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3.22 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

-в проекте не предусмотрен 10% запас пожарных извещателей каждого типа (п. 2.2.7 РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания»);

-не определена высота (от уровня пола до оперативных органов управления ППКП), на которой необходимо производить монтаж ППКП (п. 12.52 НПБ 88-2001);

-не определена высота, на которой необходимо производить монтаж речевых пожарных оповещателей (Основание: п. 3.21 НПБ 104-03);

-отсутствуют сведения о наличии в здании систем вентиляции и кондиционирования воздуха для определения необходимости подключения данных систем к соответствующим клеммам на ППКП при выполнении монтажных работ; данное мероприятие необходимо для отключения систем вентиляции и кондиционирования воздуха при срабатывании пожарной сигнализации; отсутствуют сведения о порядке расположения автоматических пожарных извещателей относительно вентиляционных отверстий (п.2.2.6 ГОСТ 12.4.009-83, п.12.19 НПБ88-2001);

- не предусмотрено подключение электропитания ППКП и систем оповещения о пожаре двумя линиями от одного ввода в здание с автоматическим переключением с одной линии на другую, не указан порядок: прокладки линий электропитания от ввода до ППКП (п.7.1.57 ПУЭ, п.12.71 НПБ 88-2001, п. 14.13 СП «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»);

- не предусмотрена необходимость заделки негорючим материалом мест прохода шлейфов пожарной сигнализации, соединительных линий оповещения через строительные конструкции в целях нераспространения пожара (п.2.1.58 ПУЭ, п. 14.24 СП 31-110-2003, п.64 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»);

- не установлен порядок прокладки шлейфов пожарной сигнализации относительно силовых и осветительных проводов (п. 12.67 НПБ 88-2001);

- проектом не предусмотрено формирование команды на пуск системы оповещения о пожаре при срабатывании двух автоматических пожарных извещателей (в т.ч. не указан номинал сопротивления резистора, устанавливаемого с извещателями, не указано необходимое количество резисторов) (п. 13.1* НПБ 88-2001).

В связи с установлением названных нарушений, определением от 09.10.2008 законный представитель общества вызван 14.10.2008 в 14 часов 00 минут в Управление для составления протокола об административном правонарушении. Названное определение законный представитель общества получил 10.10.2008 (т. 1 л.д. 20).

14.10.2008 в отсутствие законного представителя ООО «Бастион-С», должностным лицом Управления ГПН ГУ МЧС России по Амурской области составлен протокол об административном правонарушении N 28, которым обществу вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Управление ГПН ГУ МЧС России по Амурской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Апелляционную жалобу ООО «Бастион-С» обосновало ссылками на то, что законному представителю общества не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а также не была предоставлена возможность ознакомиться с материалами дела. Проверка общества проводилась Управлением без участия представителей общества.

Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 не существует. Кроме того, Положение о лицензировании отдельных видов деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, не является действующим нормативным правовым актом, поскольку Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено исключение из подпункта 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и Положение о лицензировании отдельных видов деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 не приведено в соответствие с названным Федеральным законом. По мнению общества, суд не учел, что на момент получения ООО «Бастион-С» лицензии действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05. 2002 N 373 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», Управление не вправе трактовать применение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», поскольку не существует нормативного акта, разъясняющего порядок применения названного Постановления.

Общество считает, что административный орган и суд не учли, что ООО «Бастион-С» имеет лицензию на вид деятельности «выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» и неправомерно рассматривали весь списочный состав штата общества, не уточняя, кто конкретно участвует в осуществлении обществом вида деятельности.

На момент получения лицензии ООО «Бастион-С», его деятельностью руководил Савочка С.К., который имеет образование по специальности «пожарная безопасность».

Генеральный директор ООО «Бастион-С» Кустов А.А. с 1989 года по 1993 год работал главным инженером сельскохозяйственного предприятия, фактически руководил всей системой безопасности данной организации, и имеет высшее техническое профессиональное образование.

Общество указывает, что Управлением не приведено конкретных аргументов в ответ на возражения ООО «Бастион-С», что, по его мнению, свидетельствует о признании обоснованности доводов предприятия. Замечания Управления ГПН ГУ МЧС России по Амурской области являются надуманными, необоснованными.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

При этом, частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.

Как следует из приобщенного к материалам дела приказа от 10.05.2007 N 6 (т. 1 л.д. 56) генеральным директором общества является Кустов А.А.

Материалами дела подтверждается, что определением от 09.10.2008 (т. 1 л.д. 20) законный представитель общества был вызван 14.10.2008 в 14 часов 00 минут в Управление для составления протокола об административном правонарушении. Названное определение Кустов А.А. получил 10.10.2008, о чем свидетельствует его подпись на определении от 09.10.2008. Однако, согласно протоколу от 14.10.2008 (т. 1 л.д. 12-13) Кустов А.А. для его составления не явился, представителя общества с надлежащим образом оформленной доверенностью не направил. При этом, в материалах дела отсутствует ходатайство общества об ознакомлении с материалами дела о привлечении к административной ответственности ООО «Бастион-С».

В связи с изложенным, доводы общества о том, что ему не была предоставлена возможность ознакомления с материалами административного дела, а законному представителю не были разъяснены права и обязанности, установленные КоАП РФ, не принимаются.

Кроме того, подлежит отклонению довод ООО «Бастион-С» о том, что проверка проведена Управлением в отсутствие представителя общества, поскольку из актов от09.10.2008 N 1, N 2 следует, что при проверке присутствовал генеральный директор заявителя Кустов А.А.

Согласно приобщенной к материалам дела копии лицензии N 1/07982 (т. 1 л.д. 78) ООО «Бастион-С» предоставлено право на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров на территории Российской Федерации. Состав деятельности: выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.