ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2009 года Дело N А73-9158/2008

N 06АП-4389/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 20 января 2009 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гричановской Е.В. судей: Иноземцева И.В., Малышевой Л.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В. при участии в судебном заседании: от истца: представители не явились от ответчиков: представители не явились рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 12.11.2008

по делу N А73-9158/2008 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Тищенко А.П.

по иску Администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерства обороны РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании 85 184 рублей 92 копеек

Администрация Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 70 960 рублей убытков, связанных с осуществлением в 2007 году функций по ведению первичного воинского учета и недофинансированием со стороны ответчиков.

Определением суда от 13.08.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны РФ.

До рассмотрения спора истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил исковые требования, просил взыскать 85 184 рубля 92 копейки.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.11.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Хабаровского края, Министерство обороны РФ обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как необоснованное, в иске к данному ответчику отказать.

В жалобе заявитель указывает, что порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в пределах выделенных из федерального бюджета средств на эти цели, в связи с чем затраты понесенные Администрацией Дукинского сельского поселения при осуществлении государственных функций Российской Федерации свыше установленных лимитов компенсации не подлежат.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение от 12.11.2008 подлежащим изменению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Администрация Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края в 2007 году осуществляла функции по ведению первичного воинского учета Дукинском сельском поселении.

В связи с неполным возмещением Администрации Дукинского сельского поселения ее расходов, связанных с исполнением возложенных на нее государственных функций, у истца образовались убытки в сумме 85 184 рубля 92 копейки, о взыскании которых заявлен настоящий иск.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами. Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, которые осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса РФ. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов. Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 258, установлено, что субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству обороны РФ.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, предусмотрено, что число работников по воинскому учету граждан в органах местного самоуправления, осуществляющих ведение первичного воинского учета граждан, определяется исходя из следующих норм: от 500 до 1 000 граждан - один освобожденный работник. При наличии менее 500 граждан работа по ведению воинского учета может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного работника органа местного самоуправления.

По данным Военного комиссариата Хабаровского края на 31.12.2006 численность граждан, состоящих на воинском учете в Дукинском сельском поселении, составляет 536 человек, в связи с чем в Дукинском сельском поселении организация воинского учета возложена на 1 освобожденного работника.

ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» в составе Фонда компенсаций предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в сумме 1 060 000 тысяч рублей, из них Хабаровскому краю - 13 987,5 тысяч рублей.

В 2007 году Администрация Дукинского сельского поселения при осуществлении государственных функций Российской Федерации произвела затраты и понесла расходы на сумму 191 055 рублей 92 копейки, включая заработную плату одного освобожденного работника, его командировочные расходы, аренду помещения, расходы на коммунальные услуги (отопление, электроснабжение, связь).

МФ Хабаровского края за счет средств субвенций, полученных из федерального бюджета, перечислило администрации в счет компенсации расходов последней всего 105 871 рубль.

Материалами дела подтверждается, что в пределах лимитов бюджетных обязательств выделенные средства полностью использованы по целевому назначению, распределены между муниципальными образованиями пропорционально понесенным расходам. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

Поскольку, выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов, в том числе и истца, то суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что убытки, причиненные Администрации Дукинского сельского поселения», подлежат взысканию с казны РФ.

Между тем, Шестой арбитражный апелляционный суд полагает решение от 12.11.2008 изменить в части взыскания спорной суммы убытков с казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, взыскав убытки с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

В соответствии со статьями 1069 и 1071 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

От имени казны выступают финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Судом установлено, что выделенные через главного распорядителя федеральных бюджетных средств - Министерство обороны РФ бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы муниципальных образований.

Министерством финансов РФ не представлены доказательства выделения достаточных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны РФ.

С учетом изложенного, поскольку убытки в рассматриваемом случае возникли у истца не в результате неправомерных действий Министерства обороны РФ, а вследствие ненадлежащего финансирования из федерального бюджета, убытки подлежат взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Расходы по государственной пошлине относятся на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ согласно статье 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 12.11.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9158/2008-35 изменить.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края 85 184 рубля 92 копейки.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 3 055 рублей 54 копейки.

В иске к Министерству обороны Российской Федерации отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Министерства обороны Российской Федерации госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

     Председательствующий
Е.В.Гричановская
Судьи
И.В.Иноземцев
Л.Г.Малышева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка