ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2008 года Дело N А04-3924/2008-9/175

Резолютивная часть оглашена 12 ноября 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 19 ноября 2008 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Меркуловой Н.В.,

судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя явился Костенко А.А., представитель по доверенности от 23.07.2008 N 01-1717;

от МУЗ «Городская клиническая больница» не явились (уведомление от 28.10.2008 N 005647)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Амурского городского фонда обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Амурской области от 22.08.2008

по делу N А04-3924/08-9/175, принятое судьей Лодяной Л.Л.

по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница» к Амурскому областному фонду обязательного медицинского страхования об оспаривании предписания от 20.05.2008 N 01-07-1220 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки проведенной с 19.02.2008 по 04.04.2008

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница» (далее - учреждение, МУЗ «Городская клиническая больница») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд ОМС) от 20.05.2008 N 01-07-1220 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки проведенной с 19.02.2008 по 04.04.2008, которым учреждению предписано восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению в сумме 26 452 980 руб.

Право на обращение с соответствующим заявлением обусловлено тем, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность медицинских учреждений за нецелевое использование денежных средств. Корме того, заявитель сослался на отсутствие у Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования полномочий по предъявлению требований о восстановлении медицинским учреждением денежных средств, полученных на основании договоров об обязательном медицинском страховании, по причине их использования не по назначению. Свою позицию заявитель обосновывает тем, что денежные средства, полученные на основании договоров об обязательном медицинском страховании, израсходованы на выплату заработной платы работникам учреждения, что свидетельствует об их использовании по целевому назначению.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 22.08.2008 по делу N А04-3924/08-9/175 предписание от 20.05.2008 N 01-07/1220 признано недействительным в сумме 26 452 620 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Фондом ОМС не доказана незаконность произведенных учреждением выплат по заработной плате в соответствии с чем необоснованно квалифицированно использование средств на выплату заработной платы, как нецелевое использование.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Фонд ОМС обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.

Представитель Фонда ОМС в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований учреждения отказать.

Учреждение надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы просило апелляционную жалобу рассмотреть в отсутствие своего представителя, в представленном отзыве просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав представителя Фонда ОМС, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, апелляционная инстанция приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, комиссией по проверке целевого и рационального использования средств ОМС с 19.02.2008 по 04.04.2008 была проведена проверка муниципальных учреждений здравоохранения «Городская клиническая больница N 1», «Городская клиническая больница N 3» в дальнейшем реорганизованных путем слияния в МУЗ «Городская клиническая больница» на основании Постановления Мэра от 14.12.2007 N 3892.

В ходе проверки установлен перерасход средств выделенных на выплату заработной платы в результате использования на данные выплаты средств, направленных на иные статьи расходов (приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря). Так в МУЗ «ГКБ N 3» согласно тарифам на медицинские услуги, утвержденным решением согласительной комиссии по тарифам 10.10.2007, в сентябре 2007 года на оплату труда и начисления на оплату труда должно быть направлено 9 368 314 руб. - 75,8 %. Фактически направлено на оплату труда и начисления на оплату труда 10 181 384,36 руб. - 81,5 %. Согласно тарифам на медицинские услуги, утвержденным решением согласительной комиссии по тарифам 12.12.2007, в октябре -декабре 2007 года на оплату труда и начисления на оплату труда должно быть направлено 39 286 591 руб. - 75,6%. Фактически направлено на оплату труда и начисления на оплату труда 45 655 432,01 руб. - 82,9 %. Таким образом, за период июнь-декабрь 2007 года перерасход по заработной плате составил 8 293 262 руб. (91 276 241- 82 982 979).

По МУЗ «ГКБ N 1» согласно тарифам на медицинские услуги, утвержденных решением согласительной комиссии по тарифам 12.12.2007, в октябре-декабре 2007 года на оплату труда и начисления на оплату труда должно быть направлено - 75,4%. Фактически МУЗ «ГКБ N 1» было направлено на оплату труда и начисления на оплату труда 59 968 700,12 руб. - 89,1 %. Таким образом, за период июнь-декабрь 2007 года перерасход по заработной плате составил 18 159 357 руб. (127 830 676-109 671 319).

Выявленные обстоятельства расценены Фондом ОМС как нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования.

По результатам проверки составлены акты от 19.03.2008 и от 07.04.2008.

20.05.2008 за N 01-07-1220 исполнительным директором Фонда ОМС вынесено предписание, в соответствии с которым МУЗ «Городская клиническая больница» указано:

1. В месячный срок направить в исполнительную дирекцию Амурского областного фонда ОМС информацию о принятых мерах, по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.

2. В месячный срок восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению, в сумме 26 452 980 руб., в том числе 18 159 717 руб. МУЗ «ГКБ N 1», 8 293 263 руб. МУЗ «ГКБ N 3». Направить в адрес исполнительной дирекции Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования уведомление об исполнении.

3. Строго соблюдать пункты 1.13 и 1.16 Тарифного соглашения на медицинские услуги, предоставляемые по Территориальной программе обязательного медицинского страхования.

Устранить все замечания и недостатки, указанные в актах проверки от 19.03.2008 и от 07.04.2008.

Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось в Арбитражный суд Амурской области с соответствующим заявлением, которое удовлетворено арбитражным судом первой инстанции.

Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о медицинском страховании) отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.

Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования, Закон о медицинском страховании устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен, в том числе, порядок контроля за использованием страховых средств.

Основания и условия ответственности субъектов обязательного медицинского страхования определены статьей 27 Закона о медицинском страховании, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.

Следовательно, исходя из буквального толкования положений данного Закона, ответственность за нецелевое использование денежных средств медицинскими учреждениями законодательно не установлена, допустима лишь ответственность за нарушение условий заключенных договоров. В частности, в случае нарушения медицинским учреждением условий договора (абзац 2 статьи 27 Закона о медицинском страховании), страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты на оказание медицинских услуг, поскольку нецелевое использование средств подтверждает наличие нарушения обязательств в части объема оказанных услуг, не обеспечивающего размера встречного обязательства по их оплате.

Кроме того, не установлены арбитражным судом апелляционной инстанции основания, свидетельствующие о несостоятельности выводов арбитражного суда первой инстанции об использовании учреждением выделенных средств по назначению.

Согласно пункту 4 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 N 105, страховые медицинские организации используют средства, полученные от территориального фонда согласно договору о финансировании обязательного медицинского страхования, в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование,

Использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные условиями договора о финансировании обязательного медицинского страхования, формирование резервов с нарушением условий указанного договора являются нерациональными (нецелевыми) расходами для страховой медицинской организации.

Обстоятельства, свидетельствующие об использовании учреждением в проверяемый период средств страховой медицинской организации на формирование резервов с нарушением договоров и нормативами показателей, либо несение страховщиком расходов, не связанных с оплатой медицинской помощи, предоставляемой гражданам Фондом ОМС не установлены.

Согласно имеющимся в материалах дела протоколам разногласий к актам Фонда ОСМ по результатам документальной проверки целевого и рационального использования средств ОМС МУЗ «ГКБ N 3» от 07.04.2008 и МУЗ «ГКБ N1» от 19.03.2008, увеличение фонда заработной платы связано с выплатой отпускных врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики, медицинским сестрам участковым и медицинским сестрам врача общей практики, средняя заработная плата которых увеличилась в связи с выплатой субвенций на основании постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 и постановления Правительства РФ от 28.12.2006 N 825. Выплата заработной платы за время отпуска данным сотрудникам за 2006-2007 годы производилась в 2007 году на основании судебных приказов судов общей юрисдикции и предписаний государственной инспекции труда в Амурской области.

Кроме того, увеличение фонда заработной платы связано с реорганизацией учреждения на основании постановления мэра города Благовещенска N 2783 от 17.09.2007, постановления мэра города Благовещенска N 2786 от 18.09.2007, постановления мэра города Благовещенска N 3892 от 14.12.2007 в результате которой происходило расторжение трудовых договоров с сотрудниками и, в связи с чем, был произведен расчет, включая выплату компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии со статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем исполнении муниципальным образованием функций по содержанию муниципальных учреждений не имеют правого значения при рассмотрении данного дела.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 22 августа 2008 года по делу N А04-3924/08-9/175 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области.

     Председательствующий
Н.В. Меркулова
Судьи
А.И. Михайлова
 Т.Д. Пескова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка