ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2009 года Дело N А73-10686/2008

06АП-4708/2008

Резолютивная часть оглашена 20 января 2009 года.

В полном объеме постановление изготовлено 27 января 2009 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Меркуловой Н.В.,

судей Карасёва В.Ф., Михайловой А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя явился на основании доверенности от 30.12.2008 N 1-17/3722 представитель - Поляков В.Н.;

от Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю явился на основании доверенности от 11.01.2009 N 01-31/7 представитель - Шельдешова Н.В.;

от Администрации г. Хабаровска явился на основании доверенности от 11.01.2009 3 1.1-55-12 представитель - Зайцев М.В.;

от ТУ Росимущества по Хабаровскому краю явился на основании доверенности от 28.07.2008 N 24юр/146/10505.1-08 представитель - Бегун В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.11.2008

по делу N А73-10686/2008, принятое судьей Луговой И.М.

по заявлению Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края

к Отделению по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

об оспаривании действий по возврату без исполнения постановления от 20.06.2007 N 432/07-Ю и обязании отделения казначейства принять постановление к исполнению

заинтересованные лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, Администрация города Хабаровска

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю по возврату без исполнения постановления заявителя о привлечении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю к административной ответственности от 20.06.2007 N 432/07-Ю и об обязании отделения казначейства принять указанное постановление к исполнению.

Право на обращение с соответствующим заявлением Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края обосновала тем, что оспариваемые действия противоречат пункту 3 статьи 242.1, пункту 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статье 7, пункту 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», части 2 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статье 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.11.2008 по делу N А73-10686/2008 заявленные требования удовлетворены.

Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заявителем, относится к исполнительному документу и служит основанием для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Не установлено арбитражным судом первой инстанции и истечение на момент предъявления исполнительного документа к исполнению в Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю годичного срока давности исполнения постановления от 20.06.2007 N 432/07-Ю.

Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду несоответствия выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела в связи с неправильным применением арбитражным судом первой инстанции норм материального права. По мнению Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю постановление о привлечении к административной ответственности не является исполнительным документом, соответственно, не может быть принято к исполнению без исполнительного листа, кроме того, предъявлено к исполнению по истечению срока предъявления к исполнению, установленного подпунктом 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В судебном заседании представители Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме. Представители заявителя и Администрации г. Хабаровска доводы апелляционной жалобы отклонили как несостоятельные и просили решение оставить без изменения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.

20.06.2007 Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края вынесено постановление о привлечении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

22.11.2007 Отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска на основании постановления о привлечении к административной ответственности в отношении ТУ Росимущества по Хабаровскому краю возбуждено исполнительное производство N 1/3248/100/3/2007 на взыскание административного штрафа.

10.07.2008 службой судебных приставов постановление о привлечении к административной ответственности от 20.06.2007 N 432/07-Ю возвращено заявителю в связи с невозможностью взыскания, поскольку согласно пунктам 2, 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.

Сопроводительным письмом от 01.08.2008 N 1-17/1601 постановление о привлечении к административной ответственности от 20.06.2007 N 432/07-Ю жилищной инспекцией направлено для исполнения в Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю.

12.08.2008 Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю возвратило заявителю указанное постановление со ссылкой на пункт 1 статьи 242.1 БК РФ, в соответствии с которым органы федерального казначейства исполняют судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительных листов и судебных приказов, расценив представленный документ как документ, исполнение которого органами Федерального казначейства не осуществляется.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения жилищной инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 31.2 КоАП РФ, обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, (судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях) являются исполнительными документами.

Действительно пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Вместе с тем, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений обязательных платежей, санкций, в том числе штрафов, наложенных административными органами.

В этой связи постановление о привлечении к административной ответственности от 20.06.2007 N 432/07-Ю Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, является исполнительным документом, в соответствии со статьями 242.3-242.5 БК РФ, подлежит направлению для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Данный вывод суда согласуется правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.

Не принимается апелляционной инстанцией и довод лица, привлеченного к административной ответственности об истечении срока давности исполнения постановления о привлечении к административной ответственности.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 N 41 «О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц) уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» разъяснено, что в силу подпункта 5 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления административных органов по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления.

Указанные положения Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежат применению с учетом положений статьи 8 данного закона и КоАП РФ.

Статья 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в качестве обязательного реквизита исполнительного документа называет дату его вступления в законную силу. При этом такой реквизит постановления по делам об административных правонарушениях не может быть указан ранее, чем постановление вступит в силу по правилам, установленным статьей 31.1 КоАП РФ.

Согласно статье 31.2 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

При этом если было наложено административное наказание в виде штрафа, постановление может быть направлено судебному приставу-исполнителю не с момента вступления его в силу, а после истечения срока на добровольное исполнение (часть 5 статья 32.2 КоАП РФ).

Учитывая, что КоАП РФ определяет момент, не ранее которого исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю, именно с этого момента подлежат исчислению сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, указанных в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Из материалов дела следует, что постановление о привлечении к административной ответственности от 20.06.2007 N 432/07-Ю вступило в силу 27.12.2007 (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5840).

С учетом части 1 статьи 32.2 КоАП РФ и вышеуказанных разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тридцатидневный срок для добровольного исполнения по уплате ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю штрафа истек 27.01.2008.

При этом частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Следовательно, именно после истечения срока на добровольную уплату штрафа, установленного частями 1 и 5 статьи 32.2 КоАП РФ, подлежат исчислению сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, указанные в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом следует отметить, что срок, установленный частями 1 и 5 статьи 32.2 КоАП РФ, - это единый тридцатидневный срок, в течение которого лицу, подвергнувшемуся административному наказанию в виде штрафа, дается право на добровольную уплату данного штрафа.

Данный срок, как следует из материалов дела, истек 27.04.2008 (27.01.2008 + три месяца = 27.04.2008).

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункту 3 статьи 239 и пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.

Полномочия органов федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений, определены статьями 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.

Из материалов дела следует, что исполнительный документ от 20.06.2007 N 432/07-Ю, поступивший в службу судебных приставов 20.11.2007, был возвращен службой судебных приставов 16.06.2008.

Следовательно, новый срок предъявления исполнительного листа к исполнению подлежит исчислению с даты возврата исполнительного листа, т.е. с 16.06.2008.

Учитывая, что заявителем срок предъявления исполнительного листа к исполнению в данном случае не был пропущен, а также то, что исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется органами федерального казначейства, действия Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю по возврату исполнительного документа заявителю являются незаконными.

На основании пункта 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Учитывая, что постановление от 20.06.2007 N 432/07-Ю о привлечении ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, вступило в законную силу 27.12.2007 (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5840), то довод лица, привлеченного к административной ответственности, об истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, является необоснованным и подлежит отклонению как несостоятельный.