ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 февраля 2009 года Дело N А73-11718/2008

N 06АП-9/2009 Резолютивная часть постановления от 28 января 2009 года Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2009 года Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Михайловой А.И.

Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В. при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Компас Геосервис»: Мирзеханов Г.С., генеральный директор, паспорт серии 08 04 N 351955; Кузнецова О.Н., юрисконсульт по дов. от 16.07.2008 N 7-юр;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска: Гаевая Т.С., зам. нач. юрид. отдела по дов. от 31.12.2008 N 52306; Листопадова М.А., глав. гос. налог. иснпектор по дов. от 15.01.2009 N 538; Шестакова Т.Н., старш. гос. налог. инспектор по дов. от 23.01.2009 N 1562

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска на решение от 24 ноября 2008 года

по делу N А73-11718/2008 арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Манник С.Д.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Компас Геосервис» о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 30.09.2008 N 287 В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 27.01.2009 по 28.01.2009

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Компас Геосервис» (далее - ООО НПФ «Компас Геосервис», общество) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 30.09.2008 N 287.

Решением суда первой инстанции от 24.11.2008 заявленные требования общества удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В судебном заседании генеральный директор и его представитель с апелляционной жалобой налоговой инспекции не согласились. Просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО НПФ «Компас Геосервис» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2005 - 2007 годы.

По результатам проверки принято решение от 30.09.2008 N 287, которым обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1 872 057 руб., пеня за просрочку его уплаты в сумме 365 124 руб., а так же общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 64 743 руб.

По мнению налогового органа, обществом, в нарушение статьи 342 НК РФ, необоснованно применен понижающий коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых по добытому золоту по месторождению реки Таймень.

Данные выводы налогового органа являются обоснованными в части.

До введения в действие главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок уплаты таких отчислений регулировался Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах») и Инструкцией о порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 31.12.1996 N 44 (далее - Инструкция N 44).

В соответствии со статьей 44 Закона «О недрах», пунктом 11 Инструкции N 44 от указанных отчислений освобождались пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых был введен с 01.01.2002. С этой же даты прекращено взимание с пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Согласно пункту 2 статьи 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.

Из названной нормы права следует, что одним из обязательных условий для получения права на применение коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является наличие у налогоплательщика по состоянию на 01.07.2001 освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений полезных ископаемых.

Уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 342 НК РФ, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО НПФ «Компас Геосервис» имело лицензии ХАБ 00753 БР и ХАБ 00754 БР на геологическое изучение и добычу россыпного золота в долине реки Таймень в среднем течении с левыми притоками и в бассейне верхнего течения реки, соответственно.

В связи с изменением организационно-правовой формы лицензии были переоформлены Распоряжением Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю и Правительства Хабаровского края от 17.08.2004 N 314 на лицензии ХАБ 01781 БР и ХАБ 01782 БР.

В период с 2005 по 2007 общество осуществляло добычу золота на вышеуказанных участках и производило уплату налога на добычу полезных ископаемых с применением коэффициента 0,7, считая, что поскольку оно производило поиск и разведку разрабатываемого месторождения полезных ископаемых за счет собственных средств, оно было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Действительно, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что поиск и разведку полезных ископаемых ООО НПФ «Компас Геосервис» произвело за счет собственных средств. Условия лицензий (договоры) не содержали обязанностей общества производить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Доводы налогового органа о том, что по лицензии N ХАБ 00753 БР распоряжением Департамента природных ресурсов по дальневосточному региону и администрации Хабаровского края от 12.014.2001 N 79 были установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 7,8% от стоимости добытого и реализованного золота судом не могут быть приняты во внимание.

Указанное распоряжение противоречит сведениям, содержащимся в перечне добывающих предприятий на 2001 год, подписанном руководителем Департамента геологии и использования недр Министерства природных ресурсов Российской Федерации, согласно которому продукция по объектам Правая Дарья, Таймень-Гранитный освобождена от отчислений на основании статьи 44 Закона «О недрах».

При этом указание налогового органа на то, что объект Таймень-Гранитный это иной объект, нежели указанный в спорных лицензиях судом отклоняется. Месторождения с наименованием Таймень-Гранитный в перечне объектов пользования недрами не содержится и лицензии на него общество не имеет. Указание на наименование распадка реки - Гранитный - является лишь географической привязкой месторождения.

Кроме того, согласно разъяснениям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, данных в письмах от 01.01.2008 N 5-20/715 и от 18.11.2008 N 5-20/808 ТОО «Компас Геосервис» было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы именно по месторождениям россыпного золота в бассейне реки Таймень по лицензиям ХАБ 00753 БР и ХАБ 00754 БР.

Между тем, для решения вопроса о правомерности применения коэффициента 0,7 при расчете налога необходимо установление факта начала добычных работ, поскольку именно с этого момента недропользователь становится плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Добычу полезных ископаемых в 2000 - 2001 годах общество производило только на среднем течении реки Таймень в рамках лицензии ХАБ 00753 БР.

Данные факты подтверждаются актами проверки соблюдения требований законодательства в сфере недропользования 2003, 2005 годов, согласно которым по месторождению долины реки Таймень в среднем течении с левыми притоками добычные работы начаты в 2000 году, добыто 7 кг золота, в 2001 году добыто 72 кг золота, в 2002 году - 68 кг золота и далее.

По месторождению верхнего течения реки Таймень добычные работы не начаты, начало эксплуатации планировалось с 2005, затем с 2006 года.

Следовательно, по лицензии ХАБ 00754 БР (ХАБ 01782 БР) ООО НПФ «Компас Геосервис» на 01.07.2001 не осуществляло добычу полезных ископаемых и не реализовывало их, а потому не могло являться плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и реализовать свое право на освобождение от этих отчислений как недропользователь, осуществивший за счет собственных средств поиск и разведку месторождения.

Таким образом, налоговый орган пришел к правильному выводу о том, что обществом не соблюдены одновременно два условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 342 НК РФ для применения коэффициента 0,7 при расчете налога на добычу полезных ископаемых по лицензии ХАБ 00754 БР (ХАБ 01782 БР) и доначислил налог в сумме 520 889 руб. 40 коп., пеню за просрочку его уплаты и штраф за неполную уплату налога.

Доводы общества о том, что в силу самого факта выполнения геолого-разведочных работ за счет собственных средств, оно имеет право в дальнейшем, после начала добычи, на освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются ошибочными.

Указанная льгота была предусмотрена ранее действовавшим законодательством, регулировавшим отношения по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Нормы главы 26 НК РФ не содержат подобного положения. Эта льгота была сохранена в качестве переходной меры только для тех налогоплательщиков, которые пользовались ею по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы до введения в действие главы 26 НК РФ.

Поскольку ООО НПФ «Компас Геосервис» не являлось плательщиком отчислений в силу отсутствия добычи полезных ископаемых в данном периоде, оно не приобрело право на освобождение от этих отчислений, а в дальнейшем на применение коэффициента 0,7 при уплате налога на добычу полезных ископаемых.

Что касается доначисления налога по лицензии ХАБ 00753 БР (ХАБ 01781 БР), оно произведено налоговым органом неправомерно.

Общество, осуществив за счет собственных средств поиск и разведку месторождения полезных ископаемых по данной лицензии, и получив освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при его разработке, соблюло условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 342 НК РФ для применения коэффициента 0,7 при уплате налога на добычу полезных ископаемых в проверенном периоде.

Доводы налогового органа о том, что общество не могло осуществлять добычу на данном участке, поскольку месторождение поставлено на государственный баланс запасов только в 2003 году в соответствии с протоколом от 29.08.2003 N 452 судом отклоняются.

Согласно Положению о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 N 122 постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр (п. 10).

Оперативная постановка на учет запасов на впервые выявленных месторождениях (площадях, участках, залежах, горизонтах и др.), а также оперативный учет изменений запасов полезных ископаемых за отчетный период до завершения соответствующей стадии работ и подготовки окончательного отчета производится федеральным и территориальными фондами геологической информации в государственном балансе полезных ископаемых после представления соответствующих форм государственной отчетности.

Состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются ежегодно в формах N 5-гр и 6-гр и в балансах по их наличию в недрах (п. 11).

Согласно Протоколу N 59 от 16.12.1999 Дальневосточная территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых постановила: прирост балансовых запасов россыпного золота в долине руч. Таймень квалифицировать по категории С1 и апробировать в соответствующих цифрах, просить Центральную комиссию по запасам полезных ископаемых МПР РФ включить в государственный баланс прирост запасов россыпного золота по месторождению р. Таймень. Запасы учтены как оперативные.

Согласно Выписке из сводных отчетных балансов запасов золота по Хабаровскому краю запасы россыпного золота ООО НПФ «Компас Геосервис» по месторождению Таймень по состоянию на 01.01.2000 и на 01.01.2001 числятся как балансовые с присвоением соответствующих категорий.

Таким образом, утверждение запасов и постановка их на баланс недропользователя, произведенные протоколом заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю от 29.08.2003 N 452 не было первичным, ему предшествовала оперативная постановка на учет запасов ранее, что и явилось законным основанием для начала добычи полезных ископаемых.

Следовательно, налоговый орган неправомерно доначислил налог в сумме 1 351 169 руб. по лицензии ХАБ 00753 БР (ХАБ 01781 БР), пеню за просрочку его уплаты, а так же произвел привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, признавшего решение налогового органа недействительным в указанной части является правомерным.

На основании изложенного, апелляционная жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению частично, а решение суда первой инстанции - отмене в части.

В связи с частичным удовлетворением заявленных ООО НПФ «Компас Геосервис» требований, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанции относятся на него, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Решение арбитражного суда Хабаровского края от 24 ноября 2008 года по делу N А73-11718/2008 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 30.09.2008 N 287 о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1 351 169 руб., пеней и штрафов, приходящихся на данную сумму налогов, а так же в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

В указанной части в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Компас Геосервис» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

     Председательствующий
А.И.Михайлова
Судьи
В.Ф.Карасев
Н.В.Меркулова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка