• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 февраля 2009 года Дело N А73-6057/2008

N 06АП-114/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2009 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Карасева В.Ф.,

Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В. при участии в судебном заседании:

от администрации г. Хабаровска: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 04.07.2008 N 1.33-216;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю: Бегун В.В. представитель по доверенности от 28.07.2008 N 24юр/146/10505.1-08; от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явился;

от Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Хабаровскому краю: Бирюкова Н.И., представитель по доверенности от 07.07.2008 N 09-7607; от муниципального учреждения культуры «Театр пантомимы «ТРИАДА»: Гогольков В.С., художественный руководитель, паспорт 08 02 599684, выдан Управлением внутренних дел Центрального района города Хабаровска 29.05.2002; рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска на решение от 15.12.2008

по делу N А73-6057/2008 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Ким В.Д

. по заявлению администрации г. Хабаровска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом третьи лица: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Хабаровскому краю, муниципальное учреждение культуры «Театр пантомимы «ТРИАДА» о передаче имущества в муниципальную собственность

Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления администрации г. Хабаровска (далее - заявитель, администрация) об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ТУФАУГИ по Хабаровскому краю, Территориальное управление), Федерального агентства по управлению государственным имуществом передать в муниципальную собственность 120/1000 доли нежилого здания по ул. Ленина, 27 в г. Хабаровске.

Не согласившись с решением суда, администрация г. Хабаровска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель заявителя огласил содержание апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Территориального управления доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Хабаровскому краю и муниципального учреждения культуры «Театр пантомимы «ТРИАДА» (далее - МУК «Театр пантомимы «ТРИАДА», театр, муниципальное учреждение) в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, но явку на него своего представителя не обеспечило.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, апелляционный суд установил следующее.

Административное здание, расположенное по ул. Ленина, 27 в г. Хабаровске, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.09.2006, находится в федеральной собственности (л.д. 25) и закреплено 26.11.1996 на праве оперативного управления за Отделением Пенсионного фонда (государственным учреждением) по Хабаровскому краю (л.д. 36, 37, 84).

12.09.2003 между Министерством имущественных отношений Хабаровского края (Министерство), Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) по Хабаровскому краю (организация) и муниципальным учреждением культуры «Театр пантомимы «ТРИАДА» (пользователь) заключен договор N 525 (л.д. 86-92) о безвозмездном пользовании государственными нежилыми помещениями, расположенными в г. Хабаровске по ул. Ленина, 27, площадью 353, 1 кв.м. на неопределенный срок.

14.07.2006 Территориальное управление направило МУК «Театр пантомимы «ТРИАДА» уведомление N 6887 о прекращении договора безвозмездного пользования от 12.09.2003 N 525 и о необходимости направить документы для заключения договора аренды. 19.11.2007 Территориальное управление направило в адрес театра уведомление N 16809.1-08 о необходимости освободить занимаемое помещение до 01.09.2008 (л.д. 94-95).

Поскольку указанное здание является федеральной собственностью и в нем располагается муниципальное учреждение культуры, администрация г. Хабаровска обратилась в ТУФАУГИ по Хабаровскому краю с заявлением о передаче части помещений в муниципальную собственность (л.д. 7-10).

Поскольку ответ на названное заявление не был получен администрация г. Хабаровска обратилась в арбитражный суд.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что вопрос о передаче спорного помещения является компетенцией Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Поскольку указания руководителя названного органа в ТУФАУГИ по Хабаровскому краю не поступали, Территориальное управление правомерно не принимало решения о передаче помещения, расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Ленина, 27 площадью 353, 1 кв.м. в муниципальную собственность. В связи с тем, что в силу статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, а также, поскольку законодательством не предусмотрена обязательная передача имущества, о котором поставлен вопрос, в муниципальную собственность, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Возражая против решения суда первой инстанции, администрация г. Хабаровска привела следующие доводы.

В силу пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), и поскольку спорное имущество используется театром, являющимся муниципальным учреждением культуры, для организации досуга жителей городского округа (названная цель поименована в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в числе вопросов местного значения), названное имущество подлежит передаче в муниципальную собственность.

Администрация настаивает, что условия передачи помещения, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, ею соблюдены. Указывает, что неоднократно обращалась с предложением о передаче спорного имущества. Обращение заявителя в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом является соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

Кроме того, администрация считает, что к возникшему спору суд первой инстанции необоснованно применил нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Администрация не согласна с выводом суда о том, что он неправомочен разрешить вопрос передачи имущества.

Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет в связи со следующим.

С 1 января 2005 года отношения по передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность регулируются нормами Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Пунктом 11 статьи 154 названного Федерального закона установлено, что имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, а также, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Действительно, пунктом 4, подпунктом 8 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.09.2006, распоряжению от 26.11.1996 N 424 помещение, расположенное по адресу г. Хабаровск, ул. Ленина, 27, закреплено на праве оперативного управления за Отделением Пенсионного фонда (государственным учреждением) по Хабаровскому краю. Следовательно, нельзя сделать вывод, что названное помещение предназначено для организации досуга.

Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность включает, во-первых, направление органом местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества, во-вторых, принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества (абзацы 15, 16, 19 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Соответствие закону названных положений проверялась Конституционным Судом Российской Федерации, в Определении которого от 04.12.2007 N 828-О-П указано, что при применении положений пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, закрепляющих общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий, и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - необходимо соблюдать общие принципы и гарантии, к числу которых относится наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.

К материалам дела приобщены копии уведомлений Территориального управления от 14.07.2006 N 6887 (л.д. 94), от 19.11.2007 N 16809.1-08 (л.д. 95), направленных в адрес МУК «Театр пантомимы «ТРИАДА», в соответствии с которыми собственник помещения, расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Ленина, 27, отказался от договора безвозмездного пользования от 12.09.2003 N 525 и предложил театру в срок до 01.09.2008 освободить указанное помещение. В связи с этим в соответствии с частью 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор безвозмездного пользования от 12.09.2003 N 525 расторгнут. Доказательства заключения Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и театром нового договора в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, материалы дела подтверждают, что собственник помещения, фактически свое несогласие на передачу его в муниципальную собственность выразил в уведомлениях от 14.07.2006 N 6887, от 19.11.2007 N 16809.1-08 в соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что не вправе удовлетворить заявленные требования, поскольку условия передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, установленные пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, сторонами не выполнены.

Подлежат отклонению доводы администрации о противоречии положений, закрепленных в статьях 235, 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, как не относящиеся к предмету спора и, поскольку решение названного вопроса не входит в компетенцию арбитражного суда.

Проверив законность оспариваемого решения, апелляционный суд оснований к его изменению или отмене, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 декабря 2008 г. по делу N А73-6057/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

     Председательствующий
В.Ф.Карасев
Судьи
Н.В.Меркулова
А.И.Михайлова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А73-6057/2008
Принявший орган: Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 09 февраля 2009

Поиск в тексте