ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2009 года Дело N А73-11427/2008

06АП-78/2009

Резолютивная часть оглашена 04 февраля 2009 года.

В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2009 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Меркуловой Н.В.,

судей Карасёва В.Ф., Михайловой А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.

при участии в судебном заседании:

от прокурора Хабаровского края явился на основании удостоверения старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Хабаровского края Моргунова Н.Н.;

от администрации города Хабаровска явился на основании доверенности от 11.01.2009 N 1.1-55-14 представитель - Сажко Т.И.;

от ООО «ХФСК» явился на основании доверенности от 21.06.2008 N 7-общ представитель - Набока А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Хабаровского края

на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.12.2008

по делу N А73-11427/2008, принятое судьей Шапошниковой В.А.

по заявлению прокурора Хабаровского края

к администрации города Хабаровска

об оспаривании постановлений мэра города Хабаровска от 18.08.2005 N 1335, от 29.09.2005 N 1558, от 29.06.2007 N 1066

третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания»

УСТАНОВИЛ:

прокурор Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края в защиту государственных и общественных интересов с заявлением к администрации города Хабаровска о признании недействительными постановлений мэра города Хабаровска от 18.08.2005 N 1335 «О разрешении обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания» выбора земельного участка для размещения административного здания в Центральном районе», от 29.09.2005 N 1558 «О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания» земельного участка для размещения административного здания и предоставлении земельного участка для его проектирования в Центральном районе», от 29.06.2007 N 1066 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания земельного участка для строительства административного здания в Центральном районе».

Право на обращение с соответствующим заявлением прокурор Хабаровского края обосновал нарушением мэром города Хабаровска при издании оспариваемых актов порядка предоставления земельного участка для строительства, установленного статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.12.2008 по делу N А73-11427/2008 в удовлетворении требований прокурора Хабаровского края о признании недействительными постановлений мэра города Хабаровска от 18.08.2005 N 1335 «О разрешении Обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания» выбора земельного участка для размещения административного здания в Центральном районе», от 29.09.2005 N 1558 «О предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания» земельного участка для размещения административного здания и предоставления земельного участка для его проектирования в Центральном районе», от 29.06.2007 N 1066 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания» земельного участка для строительства административного здания в Центральном районе» отказано.

Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции не установил обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемых прокурором ненормативных правовых актов нормам Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения. Кроме того, судом в качестве основания для отказа в удовлетворении требований указано на непредставление прокурором Хабаровского края доказательств, позволяющих установить, интересы каких лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушают оспариваемые постановления.

Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, прокурор Хабаровского края обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 01.12.2008 по делу N А73-11427/2008 отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель прокурора Хабаровского края доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Представители администрации города Хабаровска и ООО «ХФСК» ссылаясь на их несостоятельность, просили решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав представителей сторон, 3-его лица, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция не находит предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания оспариваемых прокурором актов недействительными, необходимо доказать в совокупности наличие двух обстоятельств: несоответствие каждого ненормативного акта требованиям закона и нарушение ими прав и законных интересов субъектов права.

Обосновывая заявленные требования, прокурор Хабаровского края сослался на нарушение мэром города Хабаровска положений статьей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В свою очередь орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Как следует из материалов дела 08.08.2005 ООО «ХФСК» обратилось в администрацию города Хабаровска с заявкой на получение разрешения произвести выбор земельного участка для размещения административного здания. Местом положения намеченного к строительству здания указан адрес: г. Хабаровск, ул. Шеронова N 62 - N 62А.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации мэром города Хабаровска издано постановление от 18.08.2005 N 1335 «О разрешении Обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово строительная компания» выбора земельного участка для размещения административного здания в Центральном районе».

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление от 18.08.2005 N 1335 не является актом о предоставлении ООО «ХФСК» земельного участка для строительства и правовым основанием для возникновения у общества права на земельный участок и на осуществление строительства на данном участке. Следовательно, ссылка Прокурора Хабаровского края на не соответствие постановления мэра горда Хабаровска от 18.08.2005 N 1335 положениям пунктов 3, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, является несостоятельной.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Постановление мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 «О предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровская финансово-строительная компания» земельного участка для размещения административного здания и предоставлении земельного участка для его проектирования в Центральном районе» издано в соответствии с указанными выше нормами.

Согласно пунктам 3, 4, 5 постановления мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 спорный земельный участок предоставлен в аренду обществу на период проектирования административного здания. На ООО «ХФСК» возложена обязанность провести формирование земельного участка.

С учетом требований подпункта 2 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и во исполнение пункта 5.1 постановления мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 ООО «ХФСК», заключив договор о формировании земельного участка от 12.04.2006 N 20/2006, осуществлены работы по формированию земельного участка.

Поскольку постановление мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558 не содержит норм о предоставлении земельного участка под осуществление строительства, а принято во исполнение подпункта 2 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и в целях реализации одной из подготовительных стадий при решении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, ссылка прокурора Хабаровского края на нарушение администрацией города Хабаровска при издании оспариваемого постановления пунктов 3, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной.

Согласно постановлению мэра города Хабаровска от 29.06.2007 N 1066 ООО «ХФСК» из земель категории «земли населенных пунктов» предоставлен земельный участок площадью 1 716,6 кв.м. с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0043 в аренду сроком на 3 года для строительства административного здания по улице Шеронова в Центральном районе согласно проекту границ для оформления земельного участка со сносом жилых домов NN 62,62-а по улице Шеронова, являющихся муниципальной собственностью.

Прокурор Хабаровского края, ссылаясь на незаконность данного акта, указал на нарушение администрацией города Хабаровска положений пунктов 6, 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный земельный участок, по его мнению, мог быть предоставлен для осуществления строительства только по результатам проведения торгов в форме аукциона на приобретение права аренды земельного участка, как ранее сформированный и прошедший кадастровый учет 20.01.2005 за кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012.

При рассмотрении данного довода арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, путем проведения торгов.

Как следует из материалов дела, кадастровый план от 20.01.2005 составлен в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012, спорный же участок, сформированный во исполнение постановления мэра города Хабаровска от 29.09.2005 N 1558, договора от 12.04.2006 N 20/2006, расположен в иных границах и иной площадью и ему присвоен кадастровый номер 27:23:03 03 04:0043.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 27:23:03 03 04:0012 был сформирован под фактически возведенные дома, а не для строительства, в этой связи вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношения пункта 6 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации является правильным.

Не учтено прокурором Хабаровского края и то, что на дату формирования спорного земельного участка, последний был уже закреплен за ООО «ХФСК» по результатам проведенного в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбора земельного участка и предварительного согласования мест размещения объекта строительства.

Учитывая изложенное, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы прокурора Хабаровского края в этой части также отсутствуют.

Не установлены арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельства, свидетельствующие о существенном нарушении администрацией города Хабаровска положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Как следует из материалов дела, распоряжением мэра города Хабаровска от 03.11.2006 N 3439/1р были назначены публичные слушания по проекту межевания территории в границах ул. Муравьева-Амурского - ул. Гоголя- Уссурийский бульвар - ул. Шеронова в Центральном районе г. Хабаровска. Дата проведения публичных слушаний назначена на 24.11.2006 в 18 час., место слушаний - Дикопольцева, 17 в г. Хабаровске. Информация о проведении публичных слушаний опубликована в газете «Хабаровские вести» 14.11.2006.

Отсутствие в информации конкретного вида строительства не может быть расценено как несоблюдение порядка установленного пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поскольку информация о возможном предоставлении спорного земельного участка была опубликована до издания распоряжения от 29.06.2007 N 1066, ссылка прокурора Хабаровского края в качестве правового основания для признания указанного ненормативного правого акта недействительным на нарушение пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, является необоснованной.

Не представлены прокурором Хабаровского края доказательства о нарушении оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов лиц, в защиту интересов которых он обратился.

На основании изложенного, апелляционная жалоба прокурора Хабаровского края удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01 декабря 2008 года по делу N А73-11427/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

     Председательствующий
Н.В.Меркулова
Судьи
В.Ф.Карасёв
А.И.Михайлова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка